Закрепление «особого статуса» Донбасса в Конституции: «зрада» или «перемога»?

В последние несколько дней общественное внимание было приковано к вопросу внесения изменений в проект Конституции Украины, связанных с децентрализацией. Большое количество «экспертов» и «диванных аналитиков» с подачи ряда СМИ и политиков поспешили сделать вывод, что соответствующее изменение является предательством по отношению к Украине, поскольку статус террористических республик закрепляется в Основном законе. Informator.lg.ua попытался разобраться, действительно ли речь идет о «зраде» и в чем она заключается?

Давление Запада

15 июля на сайте Верховной рады появился доработанный проект внесения изменений в Конституцию, в котором положение о том, что порядок самоуправления некоторыми районами Луганской и Донецкой областей определяется отдельным законом, перенесено из переходных положений закона об изменении Конституции в переходные положения самого Основного закона.

В СМИ немедленно появились версии о том, что данное изменение – результат договоренностей российской стороны с западными политиками, которые, якобы, таким образом «сдали» Украину Кремлю.

В минувшую среду вице-спикер парламента Оксана Сыроид в своем Facebook написала, что прописать в теле новой Конституции норму об особом статусе для Донбасса требует от Украины Запад.

Подтверждением этого факта может служить и то, что 16 марта, когда Рада голосовала за данный законопроект, на заседании присутствовали Замгоссекретаря США по вопросам Европы и Евразии Виктория Нуланд и посол Соединенных Штатов в Украине Джефри Пайет.

После того, как 16 июля депутаты проголосовали за этот законопроект, обвинения в адрес украинской власти стали еще более уверенными и безапелляционными. Однако, на самом деле все далеко не так просто.

В чем суть изменений?

Свое мнение по данному поводу корреспонденту Informator.lg.ua высказал координатор ГО «Сильні громади Донетчини» Валентин Красноперов:

«На самом деле в данном случае имела место попытка раскачать ситуацию: якобы сам закон об особом статусе будет написан в теле конституции. В конечном итоге оказалось, что данный закон все-таки не будет «вписан» в тело Основного закона. В переходных положениях Конституции, после того, как проголосованный законопроект пройдет процедуру согласования в Констуционном суде, 18-ым пунктом будет прописана ссылка на отдельный закон.

В чем разница? Действительно было бы серьезной проблемой, если бы нас заставили прописать в теле Конституции Закон об особом режиме самоуправления. Фактически, это было бы издевательством над Украиной.

На сегодня, поскольку в переходных положениях мы просто ссылаемся на закон, Украина имеет возможность «давить» на российских и американских партнеров. При помощи обычных процедур Верховная рада может внести в него изменения 226 голосами в любой момент. Например, если РФ ведет себя неконструктивно», – рассказал общественник .

По его словам, если бы «особый статус» был прописан в самом теле Конституции, изменить какие-либо его положения в конечном итоге было бы очень сложно – изменения в Основной закон проходят, как минимум, две сессии. Кроме того, для этого необходимо конституционное большинство – 300 голосов.

В этом случае внесение любых изменений в закон «Об особом порядке самоуправления в некоторых районах Донецкой и Луганской областей» было бы невероятно сложным, а такое положение вещей бы серьезно било по Украине.

«В течение двух дней раскачивалась ситуация, что якобы Порошенко планирует закрепить особый статус в теле Конституции. Впоследствии мы убедились, что это не соответствует действительности. Проголосовали просто поправку – ссылку на Закон, который можно изменять в любой момент», – подытожил наш собеседник.

Свое мнение по поводу этих изменений в эксклюзивном комментарии Informator.lg.ua высказал народный депутат Украины от фракции «БПП» Алексей Гончаренко:

«Конечно же, серьезный общественный резонанс, возникший вокруг данной темы, стал результатом манипуляции. После того, как данные изменения пройдут Конституционный Суд, в переходных положениях будет упомянуто, что порядок управления некоторыми районами Донецкой и Луганской областей определяется отдельным законом. Вот собственно и все. Соответствующий закон уже есть, он был проголосован еще осенью, так что на самом деле проблем я здесь не вижу», – заявил он.

Подводные камни

В то же время, по мнению Валентина Красноперова, проголосованные изменения создают определенную опасность:

«Закон «Об особом порядке самоуправления в некоторых районах Донецкой и Луганской областей» корреспондируется с другим законом – перечнем территорий и населенных пунктов, на которые распространяется этот режим самоуправления.

Предположим, украинская власть решила «сдать» какой-либо населенный пункт, контролируемый Украиной. Для этого парламенту будет достаточно проголосовать за внесение соответствующих изменений в этот перечень. Поэтому общественности не обходимо будет внимательно контролировать этот процесс.

Хотя есть и другая сторона медали – если Украина освобождает какой-либо населенный пункт, Рада 226-ю голосами вносит изменения в перечень территорий с «особам статусом» и данный населенный пункт больше не входит в этот список».

По мнению нашего эксперта, политические спекуляции вокруг «Закона об особом статусе» –  не более, чем манипуляции со стороны отдельных представителей украинской политической элиты.

Еще одно важное обстоятельство, на которое, по мнению Валентина Красноперова, следует обратить внимание, – тот факт, что на сегодня «Закон об особом порядке местного самоуправоения некоторых районов Луганской и Донецкой областей фактически нереализуем с украинской стороны:

«Этот закон невозможен для осуществления, из-за одной важной поправки, внесенной в него весной. Так, в 10-ой статье документа указано, что выполнение всех вышеизложенных положений закона возможно при выполнении ряда условий: проведение независимых местных выборов без боевиков, с привлечением СМИ и международных наблюдателей. И главное условие, которое выполнить нереально – проведение этих выборов легитимной местной властью, избранной в 2010 году. Как мы знаем, на оккупированных территориях этих органов власти фактически не существует, они давно разбежались».

Подводя итог, наш эксперт отметил, что, фактически, данное изменение ни на что не повлияет.

Отвечая на вопрос корреспондента Informator.lg.uaо том, кому могло быть выгодно нагнетание панических настроений вокруг сложившейся ситуации, нардеп Алексей Гончаренко не стал называть фамилии возможных заказчиков данного политического спектакля:

«Кому выгодно? Выгодно России. Кто в этом участвовал? Я смотрю, что в этом участвовали и патриоты, к сожалению. В последнее время это у нас это становится такой «доброй традицией», что действия некоторых наших патриотов в конечном итоге приносят вред Украине.

Мнение агрессора

За время войны в Украине мы успели привыкнуть к тому, что представители боевиков зачастую озвучивают не собственное мнение, а лишь ретранслируют позицию своих кремлевских хозяев.

Реакция террористов «ЛНР» и «ДНР» на изменение украинской конституции не заставила себя долго ждать.

Так, 16 июля «глава ЛНР» Игорь Плотницкий заявил, что принятые радой поправки в Конституцию не имеют никакого отношения к реализации «Минских соглашений».

«Поэтому зря госпожа Нуланд носила сегодня печенье в ВР. Голосование урегулированию не только не поможет, но и удалит его. Мы будем добиваться от Украины включение гарантий особого статуса в основной текст Конституции, в ее, так сказать, тело. А не в какие-то временные переходные положения», – заявил террорист, по мнению которого в Конституции должны быть указаны «политические привилегии Донбасса».

В тот же день появилась и реакция на российского МИДа на поправки в украинскую Конституцию. В дипломатическом ведомстве государства-агрессора также закономерно остались недовольны вносимыми изменениями:

«Проект конституционных поправок в их нынешнем виде, подготовленный без каких-либо консультаций с представителями юго-востока Украины, не является тем документом, который предусматривался Минскими соглашениями от 12 февраля 2015 года. В них речь шла о необходимости «учета особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов»».

Недовольство сепаратистов и России в очередной раз подтверждает, что поправки в Конституцию не предают интересы Украины, а паника вокруг них нагнеталась искусственно.

Алексей Чернов для Informator.lg.ua