С момента голосования за законопроект 2831-3 «О местных выборах», который, кроме прочего, исключает право переселенцев голосовать на предстоящих выборах, прошло чуть более недели. 257 депутатов решили, что можно легко проигнорировать 1,4 миллиона граждан своей страны. Профильные организации, которые занимаются защитой прав переселенцев выступили с критикой таких положений. Дискуссия развернулась и в социальных сетях с быстрым ростом ее градуса.
Читая посты и сотни комментариев в социальных сетях, приходишь к мысли, что даже у адекватных людей — экспертов избирательного права, волонтеров и политиков, чиновников и журналистов — есть некоторые ложные представления об участии переселенцев в выборах.
Миф 1: Переселенцы не зарегистрированы по закону
Это не соответствует действительности. Переселенцы регистрируются в собесах (управлениях труда и социальной защиты населения) согласно Постановлению Кабмина №509, иначе они не могут получить справку переселенца. На справке фиксируется место фактического проживания. После получения справки в собесе переселенцу требуется проставить на ней штамп миграционной службы согласно Постановлению Кабмина №79.
Потому, можно не только предугадать в каком районе и сколько переселенцев проживает, но и спрогнозировать количество таких людей на каждом избирательном участке. База переселенцев ведется Министерством социальной политики. Переселенцы не нарушают миграционное законодательство, так как профильный закон “Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лицах” в статье 5 говорит о регистрации места проживания переселенца и указывает, что отметка не вносится в паспортный документ.
Миф 2: Переселенцы требуют к себе особого отношения
В сети можно встретить такой аргумент — “я живу здесь 10 лет и езжу голосовать к родителям в Запорожье, как я могу выбирать власть киевлянам?”
В действительности, система формирования избирательных списков в Украине не доскональна. Кардинального пересмотра требует не только она, а в целом система регистрации. И, конечно, человек, живущий и работающий в Киеве 10 лет, тоже должен иметь возможность выбирать власть для Киева, а не для Запорожья. Это справедливо, как по отношению к громаде города Киева, так и к запорожской громаде.
Человек, который ездит на работу, пользуется общественным транспортом, платит налоги, ходит в поликлинику, водит детей в школу или детский сад, пьет кофе в кафе и смотрит на рекламу на ситилайтах, вправе решать, как будут работать учреждения и как будет организована жизнь в городе. Ведь именно этим занимаются местные органы власти. Понимаем, что на сегодня купить жилье могут позволить не все, а снять квартиру с условием того, что ее владелец зарегистрирует тебя — практически не реально. Отличие переселенцев в том, что их переселение было вынужденным, не продуманным, переселение для сохранения своей жизни и жизни своих близких. У переселенцев нет другого города, где они могут проголосовать. Факт переселения уже случился и они уже стали пользователями услуг другого города: школы, детсады, центры занятости и пр. Они стали частью громады. Проблема голосования переселенцев на местных выборах — это шанс реформировать подход к понимаю “территориальной громады” от советской по наличию штампа в паспорте — к цивилизованной европейской системе по фактическому месту проживания и месту уплаты налогов, но никак не требование привилегий.
Миф 3: Переселенцы не знают местных проблем
Еще одним аргументом является то, что переселенцы не могут голосовать, так как они не знают местной специфики. Однако, стоит отметить, что современное законодательство по переселенцам построено таким образом, что для получения самого статуса переселенца человек обязательно посещает Управление труда и социальной защиты и миграционную службу, для того, чтобы устроиться в школу или детский сад контактируют с управлением образования, директорами школ, становятся на учет в поликлинике, обращаются в центр занятости, перерегистрируют предпринимательскую деятельность, обращаясь в регистрационную службу и налоговую… Можно перечислять еще очень много инстанций, куда попадает переселенец, чтоб вернуться к нормальной жизни.
Я бы даже сказала наоборот: чтоб узнать, как работают местные органы власти, надо поговорить с переселенцем. То, что киевляне проходят за 10 лет — переселенцу надо сделать за месяц.
Миф 4: Переселенцев навезут автобусами и сфальсифицируют выборы
Это еще более абсурдный аргумент. Как не стоит пробовать вылечить цитромоном все болячки, так и не стоит сводить проблему фальсификаций к переселенцам. Мы же не отменяем выборы из-за потенциальной возможности их сфальсифицировать. Но тут убеждены, что переселенцами можно манипулировать как-то по-особенному.
Первое, что стоило сделать — это ознакомится с предложенными правками к законопроекту и механизмом включения переселенцев в списки избирателей. Предлагается заявительный принцип — переселенец берет свой паспорт и справку переселенца и обращается за 30 дней к избирательной комиссии с просьбой включить его на выборы по данному адресу. Получает подтверждение и в день голосования приходит на избирательный участок голосовать. Таких будет не много и, уверяю вас, это те, кто действительно чувствует себя гражданином этой страны, а не какой-то другой.
Если вы думаете, что самое простое, это найти переселенцев, пойти с ними в ЦИК за месяц, написать заявление, а потом через месяц сказать ему как голосовать — то это ошибка. Гречка с лопаты гораздо проще, дешевле и быстрее, к сожалению, но это пока работает.
То же касается и “привезенных автобусов с Луганска”… Пропускная система, утвержденная СБУ, настолько сложна, что нечистый на руку кандидат вряд ли будет оформлять несколько сотен пропусков, договариваться с частными автомобилями, ведь автобусное сообщение запрещено, привозить и увозить этих людей за месяц до выборов, чтобы подать заявление, а потом еще раз в день выборов к избирательному участку. Каждый голос таким образом может обойтись минимум в 1500-2000 гривен. Не мало, правда?
Миф 5: Те, кто не имеют регистрации, не могут влиять на результаты выборов
Когда избиратель влияет на результат — это и есть выборы. Если громада населенного пункта увеличилась на 20%, то, конечно, эти 20% людей влияют на ход голосования. Но хуже всего сделать вид, что они не члены территориальной громады и исключить их из избирательного процесса. Согласитесь, что жизнь города при прибавлении 20% населения также изменилась, увеличилась нагрузка на общественный транспорт, увеличились очереди в детские сады, увеличилось количество предпринимателей и т.д. И вам, как местному жителю, было бы полезно услышать, что кандидаты в местные органы власти могут предложить переселенцам, как они собираются решать теперь уже ваши общие проблемы, как совместно улучшать жизнь в городе.
Конечно, мы можем еще долго продолжать список мифов о переселенцах, вспоминать о традициях, правилах, “понаехавших и понаголосовавших”. Можно вспомнить и исторические примеры, где долгое время нормой считалось запрещать голосовать темнокожим или женщинам, что сегодня уже звучит абсурдно. Сделать шаг вперед на встречу людям, помочь им интегрироваться в принимающую громаду, помочь пережить конфликт — это первый признак того, что Украина — Единая страна. Ведь выборы — это прежде всего ответственность за будущее, которое мы выбираем. Давайте строить его вместе.
Александра Дворецкая, координатор правового направления «Восток-SOS», для Informator.lg.ua