Война в Украине: все стороны одного конфликта

Сегодня чуть ли не самая популярная тема в наших СМИ – слили Украину в обмен на Иран и Сирию или нет? Спорить по этому вопросу не имеет никакого смысла – правы обе стороны.

Первые правы в том, что нас слили, потому что и иранская ядерная программа, и боевики ИГИЛ представляют собой серьезную угрозу для мира, и договариваться в любом случае необходимо, в том числе – с Россией. Вторые правы в том, что нас не слили, так как ни США, ни Евросоюз нам ничего не должны и та помощь, которую они нам сегодня оказывают – это жест доброй воли с их стороны, в принципе, могло бы не быть и этого. Так что же сегодня происходит вокруг украинского конфликта? С одной стороны – санкции и категоричное осуждение оккупации Крыма и Донбасса, с другой – «Минск-3», который почти гарантированно перерастет в «Минск-4-5-6…», и с каждой последующей цифрой условия для Украины становятся все более невыгодными. С одной стороны – заверения в поддержке и отстаивании демократии, с другой – военная помощь в виде списанных «хаммеров» и б/у спальных мешков в качестве и наступательного, и оборонительного, и вообще любого вооружения…

В конфликте на востоке Украины, как ни горько это осознавать, принимают участие три стороны: США, Евросоюз и Россия. Россия – агрессор, США и Европа в какой-то степени арбитры или, скорее, адвокаты Украины, а сама Украина – это объект, потерпевший, мнение которого особо никого не интересует. Почему так произошло? Ответ на это – все 24 года нашей независимости, за которые мы не смогли ни простроить более-менее внятной экономики, ни сберечь армию, ни интегрироваться в Европу. Самыми большими нашими достижениями за это время стали две революции – «Оранжевая» и «Майдан», — события, в которых хоть и проявились самые хорошие и даже героические качества нашего народа, но исключительно ситуативные, способные вызвать гордость, восхищение, но не способные изменить что-то кардинально… Впрочем, рассуждать об этом поздно, вернемся в сегодняшний день. Итак, мы имеем три стороны, которые действуют в соответствие со своими личными интересами…

Россия

О целях и задачах Путина в Украине говорят много и выдвигают огромное количество версий от экзотических (помешательство, заговор теневого правительства), до вполне обоснованных (создание буферной зоны между Россией и НАТО). Давайте рассмотрим некоторые из них.

Создание буферной зоны

Очень многие военные эксперты с уверенностью заявляют, что Украина Путину просто необходима в качестве буферной зоны. Весь оборонный периметр России без Украины – это просто сплошное решето и т.д. Знаете сколько летит крылатая ракета из Германии до Москвы, а сколько из Украины? Хотелось бы спросить у экспертов: а сколько летит та же самая ракета из Прибалтики? В случае глобальной войны – Россия-НАТО – наступление, скорее всего, будет развернуто именно с территории Прибалтики на севере и со стороны Черного моря, Турции, Грузии – на юге. Конечно, имея Украину в качестве плацдарма, НАТО получило бы немалое преимущество, но не стратегическое – вряд ли США и другие члены альянса начнут наступление с сухопутных операций. С другой стороны – России не удастся разместить на нашей территории военные базы, сомнительно даже более-менее лояльное отношение к русским после нынешних событий. Так что максимум, на что может рассчитывать Кремль – это активное партизанское движение на территории Украины, но никак не на буферную зону.

Установление в Киеве лояльного к Кремлю режима

Если это и есть цель Путина, то инструменты для ее достижения он выбрал совершенно неправильные. Придет к власти пророссийское правительство – случится еще одна революция и всё. Не хотят украинцы сближения с Россией, просто не хотят, с этим ничего не поделать.

То, что украинцы – не русские было доказано очень убедительно и в 2004-ом, и в 2014-ом, и не «беркут», не танки – тут не помощники. Да и перспектива президентства Медведчука сейчас выглядит анекдотично. Путин не может не понимать этого, да и приближенные олигархи не одобрили бы вложение огромных средств в такое рискованное мероприятие.

Таким же слегка фантастическим кажется и вариант запугивания киевской власти глобальной войной. Россия действительно может захватить Левобережную Украину за 5-10 дней, но что дальше? Удержать она ее не сможет, развернется партизанское движение и, в конце концов, Путин повторит судьбу Наполеона, убежавшего из Москвы. К тому же последуют жесточайшие санкции, предоставление Украине современного летального оружия, политическая блокада, что приведет к неприемлемому для РФ ущербу. На настоящую войну Путин, скорее всего не решится, разве, что он действительно психически болен.

Коридор в Крым и «Единый русский мир»

Вариант создание сухопутного коридора в Крым был подробно изучен – вердикт один: это не вариант. Для осуществления подобного плана понадобится от 35% до 55% вооруженных сил РФ, но вероятность успеха операции не выше 35%.

Версию о защите «русского мира» и о собирателе земель русских не хочется даже рассматривать. Если и есть вероятность того, что Путин возомнил себя Цин Шихуан Дином, то тут точно нужен эксперт-психиатр…

Так что же ему все-таки нужно, зачем все это? Существует версия достойная внимания и, самое главное, подтвержденная фактами. Но сперва давайте рассмотрим менталитет «русского мира»…

* * *

Сейчас очень популярной стала фраза примерно следующего содержания: «Мы любим россиян, но не любим Путина». Общий смысл сводится к тому, что злой и коварный Путин с помощью ручных СМИ обманул, оболванил свой народ. Это самая большая ошибка, которую можно допустить по отношению к гражданам РФ. Влияние тут обоюдное, речь конечно не столько о Путине, он уже продукт российской ментальности, сколько о всей истории российских правителей. Если проследить эту историю, то можно увидеть, что в России всегда были периоды кнута и пряника, периоды «Сталинов» и «Брежневых». Почему так, пусть отвечают историки, важно то, что такая история сформировала глубоко ущербное мировоззрение, основанное на двух совершенно противоположных чувствах – на черном, как сажа чувстве зависти к более успешным, богатым, красивым и здоровым соседям, и глубочайшем презрении и ненависти к ним же. Презрение это сродни презрению люмпена к среднему классу, представителем которого в силу разных причин ему никогда не стать.

Как эти философствования относятся к нынешней ситуации? Путин не навязывал этого мировоззрения, он его просто очень ловко использует. Он сделал ставку именно на класс люмпенов, который хочет, по большому счету, двух вещей – еды и страха, уважения он вызвать не может и компенсирует это страхом. Проблема в том, что в своем нынешнем виде Россия могла вызвать страх только у борцов за права человека и у наркологов, но Путин поступил в этой ситуации очень разумно: он сделал ставку на еду. И вот ужас – еда начала заканчиваться. Пришлось срочно менять приоритеты – с еды на ненависть. Все что сейчас творится в Донбассе – элементарное желание Путина и его клики остаться у власти, желание отвлечь население от внутренних проблем. И Крым, и «Новориссия» это мелкие псевдо-победы, которые Путин преподносит своему электорату вместо ставшего дефицитом корма. Все это вопрос выживания той своеобразной власти, которая сформировалась сейчас в России. Об этом говорит и терпение олигархов, попавших под санкции (ведь лучше потерять часть, чем все), и нежелание Путина начинать полномасштабную войну или хотя бы проложить «коридор» в Крым. Все это в среднесрочной перспективе (1-3 года) обернется поражением. Ему нужны Иловайск, Дебальцево, минские переговоры, которые добавляют баллы рейтинга.

Собственно, такой видится сегодня позиция Кремля.

Евросоюз

Позиция Евросоюза по Украинскому вопросу, наверное, самая ясная и простая. Ее можно охарактеризовать восклицанием жильца общежития из «12 стульев»: «Да дайте же человеку поспать!»

Европа действительно до недавнего времени находилась в состоянии этакого беззаботного сна: экономика после кризиса восстанавливается быстрыми темпами, евро по большей части стабилен, а референдумы о выходе отдельных стран пока просто популистские заявления. В принципе, Европа всегда находилась в состоянии такой легкой дремоты. Последнее потрясение это, пожалуй, война в Югославии, но и то большая часть работы там пришлась на долю США. И вот война в Украине, война прямо на границах Евросоюза, война в одном из самых больших государств Европы…

Состояние, в котором пребывает сегодня Европа, это раздражение и усталость – раздражение от шума, который производят соседи, и усталость от того, что шум не прекращается. Европа мечтает об одном, чтобы эта война наконец-то закончилась, чтобы снова можно было торговать с Россией, чтобы можно было покупать газ и нефть со скидкой. Вопрос победителей в этой войне для Европы не стоит в принципе. Отсюда и бесконечная чреда «минсков» и нежелание признать «ЛНР/ДНР» террористическими группировками, нежелание поставлять вооружение Украине… Тем не менее, Европа причисляет себя к борцам за демократию во всем мире, отсюда, конечно, и санкции, и осуждающая риторика в адрес Кремля, и, довольно-таки, солидная финансовая помощь Украине. В общем нельзя сказать, что Евросоюз остался в стороне, но все-равно страны Европы хотят мира, покоя и бизнеса без всяких санкций, причем любой ценой.

США

В самом сложной и запутанной ситуации находятся Соединенные Штаты. Борец за демократию и защитник обиженных и оскорблённых номер один, столкнулся с самым, пожалуй, серьезным вызовом за все историю своего существования. Не отреагировать на ситуацию США, естественно, не могли, но вот план реагирования до сих пор, похоже, не разработан. Связано это с целым рядом обстоятельств, главное из которых – наличие у России ядерного оружия. Учитывая менталитет россиян, прямое вмешательство США в конфликт может привести к полноценной ядерной войне, на что ни одна страна не пойдет.

Но не только глобальный конфликт пугает Соединенные Штаты. В Белом доме хорошо помнят ситуацию с распадом СССР, когда приходилось буквально всеми правдами и неправдами выманивать отказ от ядерного статуса у бывших республик. Ситуация с распадом России (а при поражении в Украине это практические неизбежно), ситуация с ядерным арсеналом может стать настоящим кошмаром. Ракеты могут попасть в руки ультраправых и неофашистских группировок, которыми кишит современная Россия, могут быть проданы ИГИЛу, Аль-Каиде, Северной Корее, да кому угодно. Еще одним фактором является то, что неизвестно, что произойдет с Россией в случае ее поражения. Озлобленные унизительным поражением националисты могут развязать гражданскую войну, в результате которой к власти придут неконтролируемые элементы, у которых нет за рубежом ни бизнеса, ни вкладов, ни недвижимости, но есть ненависть и – опять таки – ядерное оружие. Не стоит сбрасывать со счетов и экономическую составляющую. На восстановление бывших республик СССР МВФ США и Европа потратили миллиарды долларов. Распад России приведет к тому, что необходимо будет снова тратить миллиарды, но уже на Мордовские, Бурятские, Чукотские и иные народные республики.

Вот такая вот нелегкая задача стоит перед Вашингтоном – с одной стороны помочь Украине, защитить от агрессии, с другой – не допустить не только поражения России, но даже смещения Путина. Задача неразрешимая, так как потеря Украины будет самым тяжелым поражением Путина, за которым незамедлительно последует его отставка, со всеми вышеперечисленными последствиями…

Казалось бы, что ситуация складывается не в пользу Украины, но есть несколько обстоятельств. Во-первых, цены на нефть. Как ни крути, а прав был Маккейн, когда назвал Россию бензоколонкой. Экономика РФ полностью строится на экспорте сырой нефти. Эксперты утверждают, что при цене $45 за баррель Россия будет неспособна вести войну. Во-вторых, неразрешимой задача такого масштаба, может оставаться недолго, и тут чаша весов склоняется все-таки в нашу сторону. Евросоюз и США подготовили новый пакет санкция, в который, по слухам, входят и отключение от SWIFT, и нефтяное эмбарго, а такого экономика РФ уже точно не выдержит.

Петр Зленко для Informator.lg.ua