После подписания вторых «Минских договоренностей» прошло достаточно времени, чтобы оценить видение этого документа руководством России и управляемых из России главарей пвсевдореспублик.
Кормит Украина, решает – Москва
Принятые в феврале 2015 года «Минские договоренности-2», направлены, в первую очередь, на деэскалацию вооруженного конфликта и являются своеобразной «дорожной картой» для выхода из ситуации «горячего» военного противостояния. Неверно рассматривать соглашение, как детальный план послевоенного территориально-политического устройства Украины. Соглашение – скорее политическая декларация, в которой много расплывчатых формулировок, и каждая сторона конфликта пользуется этим для того, чтобы трактовать их выполнение в свою пользу.
Посудите сами: псевдореспублики под руководством российских спецслужб и с военной помощью России добились того, что украинское государство полностью утратило контроль над территориями, захваченными российско-сепаратистскими воинскими формированиями. Военная операция по возвращению территорий остановлена и, судя по заверениям президента Украины, не должна проводиться ни в коем случае.
Казалось бы, сепаратисты в переговорах с Украиной о перемирии должны стремиться максимально закрепить статус полной независимости. Но нет. Концепция «трактования» «Минских соглашений-2» со стороны управляемых Россией псевдореспублик такова: мы будем использовать военную силу, обстрелы из тяжелого вооружения, проводить диверсионные акты, до тех пор, пока Украина не согласится взять нас на содержание, ввести «наши структуры» в политическое поле страны.
В предыдущих, организованных ею конфликтах, Россия использовала «собачью» тактику – вырвать у постсоветских государств «клочки» территории, создавая на них непризнанные мировым сообществом «государства». Проведение пророссийской политики обеспечивает пополнение 70-80 процентов бюджета таких, якобы «независимых держав», за счет России.
В Донбассе для Украины разыгрывается новый сценарий: управлять должна Россия, кормить Украина. Хотите мира? Будьте зоной влияния РФ.
Такого исполнения Минских соглашений требуют от Украины руководство России и главари «народных республик».
Президент Украины надеется использовать Минские соглашения для того, чтобы добиться разоружения российско-террористических воинских формирований на Донбассе, восстановить контроль над всей линией границы, провести по законам Украины свободные и демократические местные выборы на временно оккупированных территориях.
У какой из сторон больше шансов добиться успеха, используя только рычаги, которые дают Минские соглашения?
Безусловные минусы
Выгодные для планов России и сепаратистов положения Минских договоренностей:
1. 11-й пункт соглашений, требующий провести конституционную реформу по децентрализации власти с учетом особенностей оккупированных районов. Этот пункт имеет четкую привязку ко времени выполнения – конец 2015 года. Остальные пункты конкретной привязки не имеют (кроме пункта о полном прекращении огня, который не выполняется).
Необходимость последовательного выполнения пунктов от первого до тринадцатого в соглашении не предусмотрена. Это подразумевается логикой документа: вначале прекращение огня, отвод от линии противостояния тяжелого вооружения, обмен военнопленными и так далее. Формально в соглашениях нет никаких условий для отсрочки или отказа от выполнения 11-го пункта, в связи с невыполнением других, важных для Украины пунктов Минского документа.
2. Вопросы децентрализации и особого статуса должны быть согласованы с представителями псевдореспублик.
Главари сепаратистов имеют право диктовать условия особого статуса, и не соглашаться с теми, что примут депутаты Верховной Рады.
3. Законодательные акты (законы, конституционные изменения), закрепляющие особый статус «ЛНР/ДНР», должны носить постоянный характер, в обозримом будущем они не могут быть отменены.
«ЛНР» и «ДНР» должны оставаться в составе Украины на постоянной основе.
4. Согласно примечаниям к пункту 11, «лица, связанные с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» освобождаются от наказания, преследования и дискриминации.
Украина должна амнистировать всех, в том числе и тех, кто совершал самые тяжкие преступления – убивал, насиловал, грабил, расстреливал, издевался над пленными, организовывал эти преступления. Эти «лица» смогут принимать участие в политической и общественной жизни страны без всякого наказания.
5. Органы местного самоуправления «отдельных районов» с особым статусом наделяются правами назначать глав органов прокуратуры и судов «в отдельных районах Луганской и Донецкой областей».
Интересно, как эти прокуроры и судьи будут защищать права тех местных жителей, которые сражались за независимость и целостность Украины, а после осуществления конституционной реформы решат вернуться в родные края?
6. Украина обязана будет оказывать поддержку социально-экономическому развитию «отдельных районов Луганской и Донецкой областей».
В случае, если 11 пункт соглашений будет реализован, а остальные нет, то есть, руководство и структура «ЛНР» и «ДНР» останутся враждебными по отношению к Украине в военном, политическом, идеологическом плане, наша страна все-равно должна будет «освободить» это руководство от забот по социально-экономическому содержанию руководимых ими регионов и взять указанные тяготы на себя.
7. Центральные органы власти должны содействовать трансграничному сотрудничеству «ЛНР» и «ДНР» с регионами Российской Федерации.
Граница с РФ на территориях «ЛНР/ДНР» будет такой же несуществующей, как и в настоящее время. Это требование руководство псевдореспублик обязательно вобьет в «особые условия децентрализации».
8. По решению местных советов должны быть созданы отряды «народной милиции» для поддержания общественного порядка.
Этот пункт в «ЛНР» и «ДНР» уже выполнили. Почти все незаконные воинские формирования были переведены в состав «народной милиции» со всеми полученными из российского «военторга» танками, артиллерией, системами залпового огня, со всеми диверсионно-разведывательными отрядами и прочими армейскими подразделениями.
Именно армейские структуры, воевавшие против Украины, будут использованы в «отдельных районах Донецкой и Луганской областей» для поддержания общественного порядка.
9. Полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой, не могут быть досрочно прекращены.
Даже если эти местные органы будут принимать заведомо незаконные решения, например, направленные против целостности и суверенитета Украины, центральная власть должна считать их легитимными и считаться с их решениями.
Сомнительные плюсы
Плюсы для Украины положений Минских договоренностей:
1. «Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 — в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трёхсторонней Контактной группы».
Если строго придерживаться этого положения, то выборы на оккупированной части Донбасса (до закрытия границы с РФ) пройдут на безальтернативной основе, в них смогут принять участие только представители тех сил, которые контролируют эти регионы в настоящее время. Законодательно легитимной властью станут те, кто сейчас являются террористами, сепаратистами, руководителями незаконных вооруженных формирований. Украина навсегда введет две пророссийские автономные единицы в состав страны.
А закрытие границы может растянуться на десятилетия, так как этот вопрос нужно будет согласовывать с уже легитимными представителями местной власти, которые смогут принимать любые неприемлемые для остальной Украины решения.
Плюс весьма сомнительный.
2. «Вывод всех иностранных вооружённых формирований, военной техники, а также наёмников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп».
Какие иностранные войска? Россия официально заявила, что ее войск там нет.
А местная власть в рамках трансграничного сотрудничества сможет приглашать российских «специалистов» для тренировки «народной милиции», обучения обращению со сложной «милицейской» танковой, артиллерийской техникой, системами противовоздушной обороны, электронной разведки и прочим оборудованием, необходимым «народной милиции отдельных районов Луганской и Донецкой областей». И «незаконных вооруженных групп» там уже не осталось. Все влились в народную милицию.
Этот пункт также тяжело осуществить так, чтобы был плюс для Украины.
Единственной возможностью для Украины добиться положительной реализации положений Минских договоренностей – требование выполнения 11-го пункта после выполнения 9-го (восстановление контроля над границей) и 10 пунктов соглашения (вывод иностранных вооруженных формирований, разоружение всех незаконных групп).
В этом случае Украина имеет право считать незаконными все подразделения сформированных в «ЛНР/ДНР» «народных милиций», а также препятствовать новому вторжению на территорию страны как иррегулярных, так и регулярных воинских формирований со стороны России.
Президенту Украины, парламенту страны необходимо будет жестко отстаивать проукраинскую точку зрения выполнения мирного плана на основе Минских соглашений перед Россией, Германией, Францией.
В противоположном случае реализуется план сепаратистов и Путина.
Чтобы президент мог увереннее отстаивать проукраинский план послевоенного обустройства страны, желательно дать ему поддержку в виде мнения народа, проведя всеукраинский референдум на тему: унитарным или федеративным видит народ будущее политико-территориальное устройство государства.
Строя свои планы по созданию зоны влияния на территории независимой Украины, Путин внимательно изучает точки зрения всех соперников и возможных потенциальных союзников таким планам среди глав ведущих мировых держав.
Украинский народ в качестве субъекта, который может повлиять на принятие решений о будущем Украины, господин Путин не рассматривает.
Интересно, а президент Украины, украинские парламентарии готовы предоставить украинскому народу предусмотренное Конституцией право высказать на референдуме свое мнение о будущем своей страны и определить это будущее?
Александр Зубков, для Informator.lg.ua