Знаменитый тезис Леонида нашего, разлюбезнейшего Даниловича Кучмы о том, что Украина – это не Россия, из достаточно банального утверждения, казалось бы, очевидного факта, превратился в основной постулат украинской национальной идеи. В её краеугольный камень, и в дальнейшем был трансформирован в «Кто вы? Идите на …ер, мы вас не знаем!» группой «Козак Систем» в их песне «Манифест».
Вполне прогнозируемо получилось, что освобождение от «братских» объятий стало не просто необходимым, но, порой кажется, что достаточным условием существования украинского государства. Вспыхнувшая война – этому лишнее подтверждение. Нравится это, или не нравится, но от «братьев» сейчас нужно отгородиться, и чем лучше отгородимся, тем лучше. Комплекс мероприятий, который провозглашён нашей властью по декоммунизации, десоветизации очень своевременен, но, к сожалению, пока носит больше декларативный характер, и, ни во что кроме крушения памятников «дедушке Ленину» пока не выплеснулся. Но, тем не менее, хотя бы удалось провозгласить, что наше совместное, большей частью, позорное для Украины, прошлое будет вынесено туда, где ему положено быть. В музеи, причём не в самые бравурные части их экспозиций, в «парки советского периода», а большую часть этого прошлого лучше сразу на помойку истории. Туда же нужно отправить все, без исключения, советские праздники, без неуклюжих попыток трансформировать 23-е февраля в «День мальчиков», как это пытались сделать в школе, в которой учился мой сын. Дешевле и полезней для будущего будет отменить ещё и «день девочек», не приводя корявые оправдания этому мракобесию под набившим оскомину соусом, что, мол, это наша история. Истории место в музеях.
Но один праздник я бы предложил оставить. Это День ВДВ. Непростая судьба переселенца подкидывает порой трудные и удивительные открытия, одним из которых стал прошлогодний день второго августа. Как проходил этот день в Луганске я прекрасно помню. В этот день в городе появлялись совершенно асоциальные личности, внешний вид, которых никоим образом и совершенно никак не мог ничего общего иметь ни с воинской доблестью, ни с героизмом, ни с каким-либо боевым братством. Ни с чем. Вернее, нельзя сказать, что «личности появлялись» — те же самые личности бродили в этом городе в обычные дни, но в обычные дни они «зубы», что называется, прятали, удачно прикидывались нормальными людьми, а тут становились собой. Господа десантники, прошу понять меня правильно, я понимаю, что не все из вас принимали участие в этом безумии, я не обвиняю всех огульно, я говорю о тех, кому для вакханалии всего лишь нужен повод. А это повод прекрасный, апофеозом дня ВДВ в Луганске стал прошлый год, с гонками по городу на БТР-ах. Совместное прошлое и близость к России – это именно то, что нужно преодолеть и преодолеть как можно побыстрее. Но, спасибо Леониду Даниловичу, Украина – это, в самом деле, не Россия!
В этот же день случилось переселенцу оказаться в достаточно удалённом от нашего «братского» народа городе, — в Виннице. Мы специально не подгадывали, но мы именно в этот день собрались поехать посмотреть на знаменитый винницкий фонтан, на набережную… не скажу, как называется набережная, чтобы не создавать никому впечатления, что я делаю рекламу, неважно, какую рекламу. Одним словом, есть в Виннице известная набережная реки Южный Буг, неподалёку от этой набережной ещё более известный фонтан, кто не видел, не пожалейте времени и средств, поедьте посмотрите, аналогов в Украине нет нигде. Итак, если бы гипотетически предположить, что подобный фонтан находился бы в Луганске, пусть даже был бы мир, никогда ни при каких условиях, я бы не отправился на такое мероприятие с семьёй. С тремя-четырьмя крепкими друзьями, может быть, но с семьёй 2-го августа к фонтану, увольте. Фонтаны-менты-береты-драки-день ВДВ. Если угодно, можно эту цепочку продолжить. Удивительным образом, но в этот день стало понятно, что шанс у нас всё-таки есть. Если по улицам многотысячного города ходит множество парней в беретах с флагом «Кто, если не мы» и так далее. Парни явно не совсем трезвые, ну, праздник у них, ясное дело, мимо проезжают машины, водители им сигналят, видать, тоже из «десантуры». Так вот, эти подогретые джентльмены в «тельниках» проходят через толпы людей, а к вечеру на набережной возле фонтана не протолкнуться. Набережная большая и широкая и собираются там, не ошибусь, если скажу, что десятки тысяч людей, среди которых тоже, думаю, не все поголовно трезвые. То есть, понимаете, ситуация близкая к напряжённой, как мне казалось. Я по старой привычке, на «беретов» поглядывал, до тех пор, пока не стало понятно, «ничего не будет», потом забыл, потом было представление, кстати, очень интересное и запоминающееся, потом оно закончилось, народ начал с набережной расходиться. И всё тихо, чинно-благородно, опять попались на глаза «береты», ну, не совсем тихо они себя вели (ибо, «Слава Україні!), но, в целом, чинно, и, как и прежде, благородно. Мне тогда Леонид Данилыч наш и припомнился, даже не сам второй президент, а фраза эта крылатая. Украина, в самом деле, не Россия. Сегодня вечером (а пишу я это второго августа, только уже не в Виннице, а в Каменце-Подольском) обязательно пойду прогуляться, обязательно с семьёй и обязательно к фонтану. Фонтаны в Каменце, естественно, попроще, и в них дети в жару купаются, пойти надо – проверить, ничего мне в Виннице в прошлом году не показалось: действительно мы от них отличаемся?
Георгий Сущенко для Informator.lg.ua