Усиление структур контроля обществом власти – главное условие успешности Украины

Анализируя   деятельность  политического руководства страны в период борьбы украинского народа за  сохранение   территориальной целостности и суверенитета Украины, следует  констатировать: ни президент Украины, ни Кабинет Министров,  ни Верховная Рада не осуществляют действия,  в полной мере  соответствующие определению нашей страны как  субъекта международных отношений, то есть самостоятельного игрока, решения  и намерения которого учитываются и принимаются сильнейшими субъектами международного права.

Слабое государство

Если применить более жесткую формулировку, то нужно признать: президент Украины готов  пойти на существенные  уступки, на  конституционные изменения, выгодные  стратегическому противнику  украинского государства в лице политического истеблишмента  России,   если эти уступки и  будут   согласованы Россией с ведущими мировыми державами.   А Верховная Рада,  Конституционный Суд  Украины, Кабинет Министров  не готовы этому противостоять.

На данный момент Украина является слабым государством, политической верхушке которого  приходится принимать решения  по  беспрекословному  выполнению   условий тех, кто оказывает нашей стране наибольшую экономическую и военную помощь, с учетом  того, что у этих союзников Украины есть свои корпоративные или национальные интересы в геополитике.

Чтобы иметь силы и возможности жестко отстаивать собственные интересы на международной арене государство  должно иметь:

— самодостаточную, динамично развивающуюся в русле современных мировых технологий экономику;

—  мощную армию, обладающую оружием и военными технологиями,  позволяющими    ей  давать  отпор  сильному агрессору;

— высокоразвитое гражданское общество, обладающее рычагами контроля над  органами власти и оказывающее влияние на формирование политики властных структур;

-патриотически настроенную  политическую элиту, служащую интересам общества.

 

Не учитывать волю народа – хлопотно и опасно

Мировые геополитические игроки считаются, в первую очередь, с сильными государствами. Но могут  корректировать  действия по отношению  к  слабой, зависимой от международной помощи стране, если  видят, что ее общество, судьба которого во многом  зависит от согласованных международных решений, мужественно и непреклонно  добивается своих целей, вынуждая свое правительство руководствоваться национальными  интересами и демократическими ценностями, не принимать решения, не согласующиеся с вектором  устремлений  общества.

Сохранение,  усиление  контроля и давления   гражданского общества  на руководство  государства во всех сферах его деятельности остается, как и полтора года назад,  главнейшим  и необходимым условием  успешного развития Украины.

Именно поэтому так тревожны «маневры» по определенной дискредитации  добровольческого движения, постепенному  отстранению  военным командованием Украины  добровольческих формирований от непосредственного участия в боевых действиях.  Президент, учитывая симпатии украинского общества к добровольческому движению, сыгравшему важную роль в самые критические моменты военного противостояния на востоке страны, осторожно поддерживает такую дискредитацию.

Даже если предлагается интеграция добровольческих формирований в состав силовых структур Украины, то на условиях «растворения» их в традиционных структурах с  неэффективной, бюрократической системой управления, игнорирующей инициативу снизу,   патриотическую мотивацию, реальные боевые наработки в тактике и стратегии.

Высшее руководство страны с опаской относится к общественным инициативам, требующим результативного контроля  над  всеми государственными структурами, которые содержит  общество.

Именно  этим объясняются попытки уменьшить  контроль общества и   волонтеров за боевым и материальным снабжением силовых подразделений страны, отсутствие действенных, оперативных, законодательно закрепленных   рычагов влияния, каждодневного  контроля украинским обществом действий властных структур.

Без такого контроля  государственные органы, обладающие  монополией права  на применение аппарата принуждения  и законного насилия,  как показывает исторический опыт Украины, начинают злоупотреблять этим правом. Насилие в таких случаях используется  не для охраны интересов общества, а для охраны преступных,  коррупционных деяний отдельных представителей и структур власти.

Когда отсутствуют или не работают законные рычаги общественного контроля, тогда возникает опасность появления новых «врадиевок» и «мукачевых».

Учитывать общественные настроения и опираться на них властям  необходимо и при принятии таких решений, как законодательное закрепление «особого статуса отдельных районов  Луганской и Донецкой  областей».   Несмотря на безобидное название  –  «особый статус», предусмотренные полномочия этих районов, руководство которых идеологически и политически враждебно вектору движения и развития Украины, – это полномочия широчайшей автономии в составе государства.

Без   реального контроля  общества   при осуществлении программ   децентрализации,  страна рискует получить сеть  коррупционных «междусобойчиков» представителей  местной власти  в каждом регионе страны.

Без  законодательно закрепленных, существенных,   действующих  в режиме текущего времени рычагов влияния общества  на власть  общенациональные экономические реформы будут только обговариваться, но не осуществляться.

Дерегуляция экономики способна  создать условия  для  прихода в Украину не только международных  кредитов, за которые должны  расплачиваться все слои украинского народа,  но, в большей степени, –  частных  отечественных и зарубежных  инвестиций,  направляемых  на развитие конкретных предприятий и отраслей.  Ни в 2014, ни в 2015 годах  этого так  и не произошло. А при патологическом нежелании первых лиц государства взяться за  выполнение  экономических  реформ,  при «беззубом» попустительстве этому Верховной Рады, стабильного структурного, опирающегося на внедрение современных технологий и производств  роста экономики не стоит ожидать.

Мы зависимы, потому, что экономически слабы. Мы слfбы потому, что нет реформ

Круг замыкается: не будет реформ – не будет сильной экономики, не будет перспектив мировому сообществу  увидеть Украину потенциально сильной страной, с мнением которой необходимо считаться. О каком праве равноправного субъекта  международных отношений может мечтать страна, которая  не может  содержать себя  без финансовой помощи извне?

Но осуществление экономических реформ, целесообразная дерегуляция экономических отношений  уменьшают  вероятность  личного обогащения  тех, кто   на сегодняшний день держит в своих руках все  рычаги  запретов, разрешений, манипуляций  по монополизации важнейших направлений экономики, общественной жизни страны.

Стремление иметь полномочия, позволяющие дать «глоток воздуха» для  полноценного дыхания той или иной отрасли или предприятию (при личной заинтересованности), или «придушить»  это дыхание  до хрипа, до стадии выживания «любой ценой» – вот, по всей видимости, одна из самых мощных мотиваций высшего руководства  Украины.   Это – главное  препятствие на пути реализации реформ, способных освободить огромные силы общества для укрепления экономики, обороны, повышения уровня жизни населения.

Пока не будет построена законодательно закрепленная  система  «постановки задач»  органам власти и  контроля  их выполнения гражданским обществом, пока не выстроится законодательная система личной ответственности за выполнение или невыполнение  поставленных задач «властными  менеджерами», не появится в стране патриотическая властная элита.

Те действия, которые в настоящее время наблюдает население Украины со стороны политического истеблишмента, – это, скорее, набор  пиар-акций, цель которых – показать  людям, что какие-то реформы осуществляются, но изменить основу системы, при которой все финансовые потоки сосредоточены в неподконтрольных обществу,  коррумпированных государственных и олигархических структурах, такие акции не могут.

Пока чиновник любого уровня и любой структуры имеет возможность при осуществлении служебных полномочий руководствоваться в первую очередь не общественными, а личными интересами, Украина не сможет решить ни одну из своих проблем, в первую очередь, проблему восстановления территориальной целостности и суверенитета, реформирования экономики, судебной и правоохранительной систем, структуры перераспределения властных  прав и обязанностей.

Создается впечатление, что власть  надеется на появление в обществе своеобразной апатии в  обществе  от несбывшихся надежд и отсутствия реальных улучшений в  экономике, а на этом фоне – на снижение социальной активности украинских громад, волонтеров, добровольческих формирований, правозащитных организаций. Этого украинский  народ допустить не должен.

Давление общества  на власть,  развитие законодательных, процессуальных норм  анализ деятельности, контроль ее структур и отдельных исполнителей должны развиваться и усиливаться.

Александр Зубков для informator.lg.ua