«По состоянию на 8 мая 2015 года зарегистрировано 946 тысяч семей переселенцев, что составило 1 278 100 человек», — такими словами начинается выступление каждого чиновника Министерства социальной политики, будь это глава управления или сам Министр Павел Розенко. Далее будет идти рассказ о выделенных из бюджета средствах и о программе, которую вот уже более года пишут чиновники ведомства для социализации и реинтеграции переселенцев, но так и не написали…
Зачем считать?
Начиная с мая 2014 года волонтеры, члены украинских общественных и международных организаций настаивают на потребности создания централизованной базы регистрации переселенцев, которая бы включала возможность считать не только «штуками», но и понимая проблемы и потребности людей, пострадавших от конфликта с пророссийскими боевиками на востоке Украины или оккупации Крыма.
Однако, знать количество людей, покинувших зону конфликта — это не праздное любопытство назойливых общественников и даже не попытка узнать, сколько же людей будет претендовать на заветные 442 гривны, о которых также на каждом выступлении говорят чиновники — это необходимость.
Для того, чтобы понять, как будет жить населенный пункт нужно учитывать, какое количество людей в нем проживает: детей дошкольников, школьников, студентов, пенсионеров и работающих, безработных и предпринимателей. Все это позволяет спланировать местным органам власти количество собранных налогов, мест в школах, детских садах, нагрузки на медицинские учреждения с количеством вакцин и медикаментов, машин скорой помощи и рецептов на лекарства. Количество населения влияет и на работу городского транспорта, управлений социальной защиты и паспортных столов. Такие цифры и помогут местному самоуправлению привлекать средства зарубежных доноров, если уж в бюджете их всегда нет.
Переселенцев много / Переселенцев мало
Переселенцев очень мало, когда речь идет о том, что чиновникам надо работать. На каждом заседании говорят, что нет потребности создавать новые места в учебных заведениях, решать вопрос с жильем или рабочими местами для переселенцев. Их не так много, вполне можно обойтись существующими. Когда речь заходит о возможности переселенцев принимать участие в местных выборах, то тут количество и влияние растет как на дрожжах. Переселенцы, по мнению чиновников и политиков, обязательно кардинально повлияют на результат выборов. Понять, много или мало для территориальной громады переселенцев в такой демагогии очень сложно. В конце концов люди никого не интересуют.
База есть / Базы нет
Если вы попробуете узнать, каким образом сейчас считают количество переселенцев, то вы глубоко будете разочарованы. Это как летать в космос с палкой-копалкой. Переселенцев считают в каждом собесе по своему, используя существующие базы, вбивая данные с бумажного заявления. Дети вписываются в заявление как атрибуты. Таблица в формате Exel передается раз в неделю на город, город на область, область в центр и там сводят все таблицы по Украине. Таблицы разного формата, плохо сводятся в одну. Потом кое как сведенную информацию раздают на места, и так с октября 2014 года. Таким образом, онлайн базы регистрации переселенцев на сегодня не существует. Отсюда возникают дублирования, переплаты, письма переселенцам с требованием вернуть деньги, лишение справок и пр.
Но, если вы попробуете узнать, что случилось с 40 тысячами евро, выделенными УВКБ для Министерства социальной политики на базу, то поймете, что база вообще есть, но ее нет. Вернее, что она будет вот-вот…
В Украине нет программистов / В США программисты есть
Каждый раз чиновник министерства или даже Министр скажет вам, что они заканчивают разрабатывать техническое задание для базы регистрации переселенцев. Но вообще-то не они, а УВКБ, ну и не УВКБ, если быть точным, а МОМ (Международная организация по миграции). А МОМ вообще-то разрабатывает рекомендации, а мы можем их принимать, а можем не принимать. Последняя история была об программистах из Америки, которые приедут и все сделают. Теперь точно.
Может, конечно, звучит солидно – «программисты из Америки», но когда я слышу, что в Украине не могут сделать базу регистрации переселенцев — мне смешно. В Украине нет программистов? По-моему, даже американским программистам будет странно такое услышать.
Не хватает компьютеров / Не хватает голов
Стандартный ответ на вопрос журналистов, почему не работает система регистрации — это отсутствие компьютеров. И чаще всего такой ответ прокатывает. Однако, предложение предоставить компьютеры не принимается, так как ставить на них просто нечего. Программного продукта нет. После 1,5 года конфликта Министерство социальной политики Украины так и не смогло создать не то что базу регистрации, а просто техническое задание для этой базы.
Конечно, можно продолжать список выдуманных проблем, с которыми ежедневно борется Министерство социальной политики, как с ветряными мельницами. Важно понимать, что наличие базы регистрации переселенцев, с возможностью доступа к ней международных и украинских организаций, без доступа к персональным данным, позволит эффективнее предоставлять гуманитарную, психологическую, социальную и материальную помощь переселенцам. Сделает это процесс прозрачным и понятным.
Конечно, прозрачное распределение международных средств не интересует Министерство, которое пытается регулировать потоки этой помощи через себя, предоставляя неполную или откровенно неправдивую информацию по своей работе в защиту прав переселенцев и их потребностям.
У общественных организаций нет другого выхода, как пытаться создавать параллельную систему, которая впоследствии заменит существующую бюрократию, а общественники когда-то заменят неэффективных приросших к креслу чиновников, не способных помогать людям, пострадавшим в войне.
Александра Дворецкая, координатор правового направления «Восток-SOS», для Informator.lg.ua