31 августа: дубинки, кровь, гранаты и Конституция

В последний день лета в здании Верховной Рады и возле него было особенно жарко. Страсти разгорелись из-за принятия в первом чтении проекта изменений в Конституцию Украины… Informator.lg.ua попытался разобраться в причинах и возможных последствиях произошедшего.

Конституционный суд дает добро

Обязательство изменить Конституцию в части децентрализации и так называемого «особого статуса» до конца 2015 года украинское руководство взяло на себя еще в ходе Минских переговоров. Западные партнеры, оказывающие Украине экономическую и политическую поддержку в ходе военного конфликта с Россией, пристально наблюдают за этим процессом, а времени у отечественных политиков остается не так уж много.

В июле в Верховную раду уже поступал на рассмотрение проект изменений Конституции. Тогда 288 депутатов проголосовали за то, чтобы отправить его в Конституционный суд (КС).

3 августа КС отправил в Раду заключение, в котором говорилось, что проект изменения Конституции не направлен на «ликвидацию независимости или нарушение территориальной целостности Украины».

Также, по мнению судей, Предложенные в законопроекте дополнения раздела 15 переходных положений Конституции Украины пунктом 18 не предусматривает отмену или ограничение прав и свобод человека и гражданина.

Суть изменений

Как уже писал ранее Informator.lg.uа, изменения в Конституцию Украины, предложенные Администрацией Президента, не ограничиваются «порядком самоуправления отдельных районов Луганской и Донецкой областей». Однако именно этот вопрос, по понятным причинам, стал основной причиной для дискуссии.

После окончательного голосования за изменение Конституции, в ее переходных положениях 18-м пунктом будет обозначено, что особенности самоуправления некоторых районов Луганской и Донецкой областей будут определяться отдельным законом.

Учитывая, что в проекте изменений вообще не встречается словосочетание «особый статус», а изменить закон, на который ссылается 18-й пункт переходных положений, можно будет в любой момент 226 голосами депутатов, такая архитектура изменений является для нашей страны явно не наихудшей.

Если бы «режим самоуправления отдельных районов» был вписан в само тело Конституции, государство действительно утратило бы контроль над ситуацией – чтобы вносить изменения в Основной закон необходимо 300 голосов депутатов, а сама процедура предусматривает несколько чтений и большое количество «регламентных» проволочек.

glavnaya

В случае же внесения изменений в нынешнем виде, украинское государство в лице Верховной Рады сможет вносить в закон о «порядке местного самоуправления» простым большинством (226 голосов) по мере необходимости.

Добавим также, что сам «Закон об особом порядке местного самоуправоения некоторых районов Луганской и Донецкой областей», на который ссылается 18-й пункт «переходных положений», с украинской стороны реализовать невозможно.

Дело в том, что согласно ст. 10 данного закона, выполнение его положений возможно после восстановления государством контроля над украинской границей, а также проведения в «отдельных районах» местных выборов в соответствии с украинским законодательством, при участии международных наблюдателей и журналистов. Так вот, эти выборы должны быть организованы легитимными местными властями, избранными в 2010 году. Как всем нам известно, те, кто «руководит» отдельными районами сейчас, к легитимной власти не имеют никакого отношения, а легитимные органы власти на этих территориях давно уже не существуют.

Противостояние в здании ВР и возле него

Несмотря на столь очевидные реалии, для понимания которых достаточно просто внимательно читать законопроекты, сразу после обнародования предложенного АП проекта внесения изменений в Конституцию, в украинском политикуме появилась условная «партия зрады».

Представители ряда политических сил, вразрез с логикой и здравым смыслом, начали утверждать, что внесение изменений в Конституцию является предательством национальных интересов Украины, в «тело» которой пытаются «вшить» регионы с «особым статусом».

Популярность такой точки зрения основывалась либо на некомпетентности и невежестве, а либо на желании получить политические дивиденды «любой ценой». Это обстоятельство заставило поволноваться представителей власти, заинтересованных в принятии изменений.

На день голосования, 31 августа, ряд политических сил (ВО «Свобода», РПЛ и другие) анонсировал мирную акцию под стенами Верховной Рады.

В самом парламенте в этот день также было «горячо». Обсуждение происходило при заблокированных президиуме и трибуне. В конечном итоге за внесение изменений в Конституцию в первом чтении под крики «ганьба!» проголосовало 265 депутатов.

1

Блок Петра Порошенко: за 115, против 5, воздержались 3, не голосовали 7, отсутствовали 13.
«Народный фронт»: за 69, против 1, не голосовали 2, отсутствовали 9.
«Оппозиционный блок»: за 38 (единогласно), отсутствовали 5.
Объединение «Самопоміч»: за 5, против 26.
Радикальная партия Олега Ляшко: против 21 (единогласно).
«Батьківщина»: против 18 (единогласно).
Группа «Партия «Возрождение»: за 11, воздержались 2, не голосовал 1, отсутствовали 8.
Группа «Воля народа»: за 14, против 1, отсутствовали 3.
Внефракционные: за 13, против 15, не голосовал 1, отсутствовали 14.

Таким образом, проект изменений был принят в первом чтении. Для окончательного утверждения изменений в Конституцию президенту потребуется не менее 300 голосов депутатов.

После голосования под стенами Рады между участниками протестов, представителями Нацгвардии и милиции – стоящими в оцеплении, – произошли кровавые столкновения с применением дымовых шашек, дубинок, взрывпакетов. Интересно, что на опубликованных в сети фото, среди размахивающих дубинками протестующих были замечены лидеры ВО «Свобода», организаторы протестной акции.

3

2

В какой-то момент из толпы протестующих в правоохранителей бросили боевую гранату, которая травмировала некоторых из них.

По состоянию на 23:00 31 августа в больницы Киева был направлен 131 пострадавший в результате столкновений. Один боец Нацгвардии, скончался от полученных травм. На следующий день, 1 сентября, в больнице от полученных травм умер еще один «нацгвардеец».

4

Реакция власти

Вечером 31 августа президент Петр Порошенко выступил с телеобращением, в котором пообещал взять ситуацию под личный контроль и проследить, чтобы все организаторы столкновений под радой были наказаны. Президент назвал произошедшее «ударом в спину», «антиукраинской акцией».

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк назвал организаторов столкновений «бандитами» и потребовал для человека, бросившего боевую гранату, пожизненного заключения. Также он заявил, что политические силы, организовавшие столкновения, хуже российских террористов и бандитов, которые, хотя бы, не скрывают, что воюют с Украиной.

Глава МВД Арсен Аваков пошел еще дальше. Он, без проведения какого-либо расследования, безапелляционно обвинил во всем произошедшем «Свободу»: «Я напрямую обвиняю Олега Тягнибока и его партию «Свобода». Я считаю, что это преступление, а не политическая позиция», — сказал он на брифинге в Киеве.

В свою очередь, представители этой политической силы обвинили в организации провокации действующую власть и лично Арсена Авакова, потребовав его отставки.

Результаты

События 31 августа  в здании Верховной Рады и под ее стенами уже начали оказывать влияние на политические процессы в Украине.

Представители «ЛНР» поспешили заявить, что, по их мнению, данные изменения в проект украинской Конституции не имеют ничего общего с Минскими договоренностями, а потому не устраивают их.

Вполне предсказуемой была реакция на события возле ВР российских пропагандистских СМИ, у которых в очередной раз появился повод рассказать о «кровавом безумии», «фашиствующих молодчиках» и взрывах на улицах Киева. В то же время, основной ущерб репутации Украины на международной арене принесет, все же, не интерпретация событий российскими журналистами, а сам факт кровавого противостояния под стенами ВР в день принятия изменений в Конституцию в первом чтении.

Были ли организаторами провокации с гранатой представители «Свободы»? Скорей всего, нет. Но это не снимает с данной политической силы, да и всех других, участвовавших в столкновении, коллективной ответственности за произошедшее. Скорей всего, вчерашние события во многом определят политическое будущее «Свободы, которое представляется автору этих строк бесславным.

С другой стороны, вчера представители действующей власти имели возможность убедиться, что в украинском обществе все еще достаточно «горячих голов», которые готовы к активным и радикальным действиям, даже несмотря на то, что украинское государство вот уже полтора года находится в постоянной опасности. Эти люди, сознательно или нет, хотят и стремятся расшатывать ситуацию внутри страны, а значит, ее действующему руководству, следует проявлять беспрецедентную осмотрительность и осторожность.

Кто организовал теракт-провокацию? Иностранные спецслужбы, продажные политиканы или некий автономно действующий безумец, помешанный на «зраде»? Правдивого ответа на этот вопрос мы можем никогда не узнать. Однако 31 августа все мы имели возможность убедиться в том, что Украина, по-прежнему, находится в опасности, а значит, каждый ее сознательный гражданин должен быть максимально бдительным, осторожным, и тщательно обдумывать каждый свой поступок.

Еще одно важное обстоятельство, на которое хотелось бы обратить внимание: в очередной раз из-за скандала, манипуляций и провокационных действий ряда политиков внимание общества отвлечено от действительно важного вопроса – изменений  в Конституцию в части децентрализации власти и расширения полномочий местного самоуправления, ликвидации института глав облгосадминистраций, введения должности префектов, административной реформы и целого ряда других нововведений, которые обещает нам обновленная Конституция…

Алексей Чернов для Informator.lg.ua