«ДНР» и «ЛНР»: ползущий мир или стремительные события?

Если пристально рассмотреть ситуацию на востоке Украины, можно предположить, что реально появились несколько признаков завершения войны. Возможно следует ожидать стремительного развития событий, а быть может и развязки. Что позволяет делать такие выводы? Давайте рассмотрим несколько аспектов из жизни «республик» и попробуем разобраться.

Со стороны самопровозглашенной «ДНР» и «ЛНР» идут – пока очень осторожные – поиски переговорщиков, заинтересованных в прекращении войны. Раскол между российским и местным контингентами несколько глубже, чем представлялось ранее…

Зерно в «ДНР и ЛНР», насколько известно, собрали и вывезли в Россию всеми доступными способами – от ж/д перевозок до автомобильных. А что же осталось в «республиках», чем будут кормить население? Вопрос пока остается открытым.

Вливания из России незначительны и разворовываются. Показательным примером могут служить последние два гумконвоя, которые пришли загруженные наполовину и в большей степени предназначались не для ввоза на территорию «республик» товаров, а на вывоз из них всего, что можно вывезти. Это один аспект. Второй аспект заключается в том, что гуманитарная помощь, завезенная из России, по большей части не раздается, как было обещано, нуждающимся и малоимущим, а продается, в том числе и на ярмарках, а доход с продажи получают единицы.

Стоит отметить, что в последнее время борьба за материальные ресурсы внутри так называемых «республик» набирает все больше оборотов – как между местными авторитетами, там и между «регулярами» и местными ополченцами. Приведем несколько примеров.

В «ЛНР» запрещены к продаже все медикаменты украинских производителей, а медикаменты российского производства – все без исключения – передаются на гуманитарный склад «ЛНР» для дальнейшего распределения, находящийся под полным контролем Плотницкого и его людей. Аптеки стоят практически пустые, цены на лекарства просто огромные, ассортимент минимальный (отметим, что в Луганске невозможно приобрести даже стерильную вату – ее просто нет в наличии), а весь доход идет непосредственно самому Плотницкому и его окружению в карман. Просто бизнес.

11998607_888733497830292_1382938113_n

Отметим также катастрофическое положение с нехваткой медицинского персонала – врачей, от детских педиатров и особенно узкоспециализированных, таких как урологи, эндокринологи, гинекологи и т.д., в некоторых агломерациях таких специалистов осталось 1-2 чел. на 10 населенных пунктов.

Так же возникает проблема с лечением и медицинским обслуживанием непосредственно боевиков. Раненных российских «регуляров» и российских наемников, как правило, сразу вывозят на территорию России, где они и получают медицинскую помощь. Если и нет такой возможности сразу, то эта категория получает первоочередную и лучшую помощь на территории «республики», тогда как местные боевики получат ее либо не квалифицированно, либо в последнюю очередь, либо за деньги. Это вносит большой раскол в рядах ВС «ЛНР», ставя местный контингент в разряд второсортных, что вызывает постоянные конфликты и большое недовольство со стороны боевиков.

В «ДНР» ситуация похожа, но есть другие аспекты. Создан так называемый Республиканский центр «Торговый дом Донбасс», под личным контролем Захарченко и его людей, через который должны проходить все товары, которые реализовываются на территории «ДНР». Анонсирован полный отказ от украинских товаров в пользу российских. Это тоже бизнес. Например, с 1 сентября всем предпринимателям объявлено, что налоги на товары повышаются, но цены на реализацию замораживаются на предыдущем уровне, и все товары должны проходить через этот «торговый дом», прибыль будет контролироваться и использоваться людьми Захарченко на свое усмотрение (т.е. присваиваться определенной группой людей).

В обоих «республиках» устанавливается монополия на бизнес, торговлю и т.д. отдельными правящими группами, что не может не вызывать активного недовольства внутри самих группировок, потому как ресурсы сильно ограничены. И если «регуляры» и российские наемники высказывают умеренное недовольство, то у местных боевиков назревает на этой почве очень серьезный конфликт, потому что местное ополчение связано не только оружием, но и семьями и родственниками, проживающими тут же.

Вопрос оплаты боевикам тоже больная тема. Финансирование сокращается как у «регуляров», российских наемников так и у местных боевиков, но с той разницей, что российская сторона еще продолжает достаточное финансирование своих военных, тогда как местное ополчение находится на довольствии местной «власти». Отношение российского контингента к местным достаточно унизительное и пренебрежительное, дескать, за свою «республику» вы должны воевать бесплатно, это ваша обязанность и долг, а то еще и нам приплачивать, что мы вам помогаем. А невозможность обогащения другими способами – бизнес, контрабанда, банальный отжим и т.д. – приводит к частым и жестким боестолкновениям внутри сами ВС «республик» – как между местными бандформированиями, так и между российским контингентом и боевиками.

Известны случаи на грани курьезов, случающихся в последнее время все чаще и чаще – «регуляры» «отжимают отжатое» у местных боевиков. Это касается недвижимости и транспортных средств: все лучшее – начиная от украденных машин, мебели, ценностей, то что забрали в личное пользование боевики у мирных жителей, у них же забирают российские наемники и «регуляры», которые вывозят это за границу, в Россию в составе военных колон, которые активно пересекают границу в обоих направлениях последнее время. Старое доброе русское – «грабь награбленное». Вывезти такие ценности через границу без проблем и досмотров возможно только российским военным, досмотр колонн которых не ведется на общих основаниях даже со стороны России. Объемы вывозимого имущества в последнее время сильно увеличился. Столкновения местных бандформирований и «регуляров» на этой почве резко возросло, вплоть до применения артиллерии друг против друга.

Так же стоит отметить намеренную порчу военной тяжелой техники местными боевиками с целью получения прибыли – последующего распила и продажи в металлолом.

552e43a163ba1_poezd-metallolom

Все острее и острее ощущается проблема нехватки внутренних материальных ресурсов и их распределения внутри «республик». Экономическая блокада со стороны Украины и падение экономики и ресурсной базы со стороны России дает свои плоды. Обращаем внимание на то, что если умело использовать внутренние противоречия сложившейся ситуации между местным контингентом и российскими военными, усиливать их раскол и враждебность по отношению друг к другу можно получить достаточно интересный результат, когда мы будем наблюдать в большей степени их внутреннюю войну. Так же нужно понимать, что «регуляры» в этой ситуации будут выполнять непосредственно указания Кремля, тогда как российские наемники и местные боевики больше уже ориентируются на внутренние проблемы и потребности.

У местного контингента появилось не только понимание, что Россия их не примет и они ей не нужны (очень многие семьи боевиков, да и они сами просто вынуждены вернуться обратно из России, куда они успели выехать раньше), но и понимание того, что они будут просто уничтожены, если не украинскими ВС, то российскими «регулярами» в случае негативного прогноза. Это понимание стоит усилить более активной пропагандой с нашей стороны для усиления раскола в ВС «республик».

Наступает момент, когда противнику надо либо сливаться, либо активизироваться. Ещё один немаловажный нюанс – ополчение банально трусит. Машина пропаганды России сделала свое дело – «джевелины, натовские солдаты, секретное оружие и фосфорные бомбы со стороны украинских ВС» – все это плотно и надолго засело в головах местного ополчения. Видя реальность положения сквозь призму кисилевских «страшилок» местное ополчение реально трусит не только перед ВСУ, как перед лицом врага, но и перед «регулярами» России с другой стороны, понимая, что в случае неудачи они будут просто раздавлены между двух армий.

И это есть одна из причин поиска новых переговорщиков с той стороны. Если раньше рассматривался «чеченский» вариант вхождения «республик» в состав Украины, но под патронатом и на условиях России, то сейчас все больше сигналов, что местные боевики рассматривают для переговоров с украинской стороной только свои условия, без учета интересов России.

А что же Кремль? В курсе ли он тех проблем, которые нарастают как снежный ком в «республиках»? Какие меры и какие планы у Путина по этому поводу? Рассмотрим маркеры последних событий и в этом направлении.

Война у нас, как известно – гибридная и методы этой войны такие же. Оценивая сложившуюся ситуацию вокруг и внутри Украины, Москва понимает, что без массового полномасштабного вторжения удержать ситуацию под своим контролем практически невозможно. Но такое вторжение будет жестко наказано со стороны мирового сообщества, что уже не вызывает сомнений. Это опасно как для самой России, как государства, так и лично для Путина.

Но Москва так просто не сдастся и не отступит от своих планов. Если нельзя разрушить Украину силой прямого вторжения, можно попробовать разрушить ее изнутри, как это делалось раньше – через выборы привести лоббистов интересов Кремля. Отсюда можно прогнозировать, что в ближайшие два месяца все усилия Москвы будут направлены на расшатывание ситуации внутри Украины и проталкивания на выборах своих марионеток-политиков, лоббистов интересов Кремля. Уже сейчас начинается массовая обработка населения в этом направлении: нам надоела война, нужно договариваться на любых условиях ради мира, война выгодна политикам при теперешней власти, которую нужно поменять ради мира и т.д. и т.п.

a0037c6ff4c3dac00b1a89743f176938

Помимо этого, наблюдается активное стремление Путина навязать диалог между Киевом и «ополченцами» (боевиками) и снять с Донбасса финансово-экономическую блокаду. Путин хочет задавить Украину экономически, возложив на ее плечи непосильную ношу. Завязка диалога между Порошенко и Захарченко рассматривается Россией как автоматический выход из-под удара и давления на Россию, снятие с нее ответственности за развязывание вооруженного конфликта, захвата территорий. Как оккупант Россия обязана содержать и обеспечивать оккупированные ею территорий. Это в планы Кремля ну никак не входит. Но если не содержать – это приведет к потере контроля над этими территориями и поражению в этой гибридной войне. Это Путин тоже не может допустить.

Поэтому основную задачу на данном этапе Кремль видит в продвижение идеи прямых переговоров руководства Украины и «руководства республик» (под контролем России, но без прямой ответственности со стороны Кремля за их результаты), а также внедрения в политическую жизнь своих сторонников внутри Украины, которые впоследствии смогут переломить ситуацию на пользу Кремля.

Каким образом и какими методами этого будет добиваться Москва мы расскажем в следующей статье, продолжение следует…

Клемент Яровой для Informator.lg.ua