С приходом войны на территории Луганской области, неподконтрольной Украине, значительно сократилось количество работающих предприятий, а, соответственно, и рабочих мест. Те люди, которые по каким-либо причинам не выехали с территории «ЛНР», столкнулись с проблемой трудоустройства и весьма озадачены: как прокормить себя и где добыть денег? В этом материале Informator.lg.ua изучал рынок вакансий «молодой непризнанной республики», и ответить на вопрос: есть ли работа в «ЛНР»?
Менеджер по туризму и оператор финцентра: кому в «ЛНР» больше платят?
Рынок труда в «ЛНР» хоть и находится в состоянии глубокой спячки, но все же периодически просыпается. Кем сегодня могут устроиться жители неподконтрольных территорий, и на какую зарплату рассчитывать вынужденно оставшимся?
Одним из «хитов сезона» на рынке вакансий «ЛНР» сегодня является профессия менеджера по продаже билетов на автобусные рейсы. Зарплата на такой работе сдельная и являет собой определенный процент от проданных билетов. При наличии харизмы, подвешенного языка и расторопности желающие могут заработать от 3000 до 6000 гривен в месяц. Такие вакансии встречаются в городах, где находятся туроператоры: Краснодон, Луганск, Стаханов и Алчевск. На работу берут в основном молодых и пронырливых: не каждый сможет и захочет по жаре и лютому морозу предлагать горожанам поскорей уехать из «республики» по крайне выгодной цене.
Говорят, что сегодня выгодно работать в так называемых «финансовых центрах», как грибы плодящихся на неподконтрольной территории. Сотрудники новоявленных эрзац-банков, пользуясь отсутствием четкой законодательной и финансовой базы в «ЛНР», успешно творят всяческие «темные» финансовые делишки, заманивая доверчивого обывателя акциями типа «0% в рублях», зарабатывая при этом себе неслабый навар. Соответственно, и зарплаты в таких «банках» тоже неплохи для региона: 3000-5000 гривен.
Периодически бывает набор и в «Госбанк ЛНР». Однако, по слухам, туда берут только по знакомству – «своих» и (почему-то) бывших сотрудников «Приватбанка». Из минусов – обязательная подписка о невыезде из «ЛНР» и неразглашении «банковской и гостайны».
Богатый удел фрилансеров и общественные работы на благо «республики»
Обладатели мозгов и творческого подхода решают вопрос трудоустройства самостоятельно, не надеясь на «ЛНР». Имея компьютер и интернет, любители фриланса работают дистанционно, занимаясь программированием, рерайтом, журналистикой. Доход таких светлых голов от 1000 гривен до 1000 долларов и выше. Таких в «республике» осталось мало: большая часть творческой интеллигенции выехала на большую землю еще прошлым летом.
Вновь возродившиеся центры занятости объявили охоту на праздношатающихся, призывая приобщаться к общественным работам на ряде объектов и учреждений «республики». Желающим навести порядок в дворике детского сада, помыть окна в библиотеке, или потаскать мебель в тубдиспансере центр занятости готов заплатить «минималку» – 1218 гривен. Обещают платить именно гривной, что странно, учитывая переход «ЛНР» на рубль, как основную валюту с 1 сентября. Обеспечивают такой работой по февраль включительно, с занесением работ в трудовой стаж. Кстати, занесение такого стажа в трудовую для многих желающих – камень преткновения: люди не желают портить трудовую книжку печатью с гербом, напоминающим логотип известного вьетнамского бальзама.
Как заявила министр труда и социальной политики Светлана Малахова, по состоянию на конец августа на таких работах задействовано более 7,5 тысяч безработных.
«Мы готовы принять в два раза больше, поэтому мы ждем население», – обещает Малахова.
Для того чтобы зарегистрироваться в качестве ищущего работу, нужно предоставить паспорт, идентификационный код, диплом об образовании и трудовую книжку.
Пенсионеров и инвалидов на общественные работы не берут: мол, у них и так свои соцвыплаты – с голоду не помрут.
«Ну, а чо, мы парк вот метем, часа в 2 дня можно уже и домой спетлять, сильно не грузят нас, мне нравится, – делится впечатлениями безработный Дима. – Лучше так, чем без денег, работать не тяжело».
Тем безработным, кто не обладает особым опытом либо не имеет специального образования, предлагают ряд вакансий в супермаркетах. Как правило, это вакансии продавцов, кассиров, охранников и грузчиков. Больших денег на таких работах не добудешь: обещают от 1200 до 2000 гривен. Однако жители оккупированных городов с радостью идут работать и за такие деньги. Большая текучка кадров в данной сфере вызвана хроническими задержками в зарплате, что и немудрено в нынешней ситуации.
Бюджетники разбегаются, на заводах сокращают
Бюджетная сфера испытывает катастрофический дефицит кадров. Особенно ощутимо это в сфере медицины и образования. «Республиканский» центр занятости и его филиалы в регионах приглашают на работу учителей и врачей, но народ идти не спешит: отпугивает большая задолженность по зарплате и бесперспективность работы в суровых реалиях «ЛНР».
В смутные времена всегда находились находчивые граждане, своей находчивостью и хитростью умеющие сколотить мини-капиталы. Сегодня в «ЛНР» люди умудряются добывать деньги из воздуха. Например, дельцы предлагают доверчивым обывателям помощь в оформлении пропуска для выезда из зоны АТО, требуя за ряд нехитрых манипуляций и устных консультаций от 150 до 300 гривен.
В Краснодоне желающим предлагают пройти курсы по обналичиванию карт. «Практика и заработок с первого дня», – обещают неизвестные. Обещают обучить мастерству обналички только при личной встрече. Какова стоимость таких курсов – пока выяснить не удалось.
На крупных предприятиях искать работу не стоит: большая часть заводов и шахт приостановила свою деятельность, оборудование демонтировано и вывезено. Оставшаяся часть предприятий «ЛНР» значительно сократило штата, некоторые перешли на сокращенный двухдневный рабочий график – о наборе нового персонала не может быть и речи.
Таковы реалии сегодняшнего рынка труда в «ЛНР». Ситуацию нельзя назвать уж совсем безвыходной: желающие заработать себе на хлеб и «Доширак» смогут сделать это. Сторонникам же нормального питания и хороших доходов остается лишь спешно покидать мятежные территории в поисках лучшей жизни на большой украинской земле: патовая ситуация на рынке труда в «ЛНР» обещает сохраняться еще не один год.
Лилит Реброва, специально для Informator.lg.ua