Мэр ныне оккупированного Александровска, офицер ВСУ Николай Греков о войне, переселенцах, луганской элите и коллективной ответственности жителей Донбасса

Informator.lg.ua побеседовал с ярким представителем луганской политической элиты Николаем Грековым,  военнослужащим батальона «Айдар».  Мэр ныне оккупированного боевиками Александровска рассказал о бывших коллегах по Луганской организации Партии регионов, праве голоса для жителей оккупированных территорий и перемещенных лиц, социальных аспектах проблемы переселенцев и оккупации Донбасса, украинских военнослужащих, чьи дома остались на оккупированной территории  и многом другом.

Для тех луганчан, кто интересуется местными политическими реалиями, имя Николая Грекова прочно связано со скандалом, произошедшим в 2012 году. Тогда, будучи мэром Александровска, одного из городов-спутников Луганска, он стал фигурантом уголовного производства. Областная прокуратура инкриминировала ему, а также секретарю и одному из депутатов Александровского горсовета вымогательство и получение взятки в размере 130 тыс. грн.

Решением суда Грекову была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей. Сегодня Николай Греков открыто заявляет, что уголовное дело против него было сфабриковано местными «силовиками» по заказу ряда представителей местной политической элиты, его однопартийцев.

Дело в том, что на тот момент, в канун парламентских выборов 2012 года, в Луганской организации Партии регионов возникали разногласия, связанные с выдвижением кандидатов по мажоритарным округам. Луганские регионалы «зачищали» политическое поле, в том числе, и от своих.

maxresdefault

 – По вашему, перемещенные лица не должны принимать участие в предстоящих местных выборах?

Я считаю, что все граждане Украины должны голосовать дома. Члены территориальных громад выбирают себе своих представителей. То есть, какое отношение мы, луганчане, имеем к Киеву? Вообще нужно законодательно определить, что человек, не проживший на той или иной территории срок каденции депутатов, участвовать в их выборах не должен. Хватит нам манипуляций, каруселей в стране. Луганчане должны голосовать в Луганске.

– В таком случае, с какого момента луганчанин, живущий в Киеве, становится членом местной громады?

Вы знаете, есть закон. У нас институт прописки отменен, но есть закон о регистрации. Когда вы зарегистрируетесь, то и будете являться полноправным членом территориальной громады.

– Полтора миллиона человек из Донбасса зарегистрировались в других регионах Украины. Они стали членами местной громады?

Нет. Потому, что они зарегистрировались не как члены местной громады, а как временно перемещенные лица. Даже в законе так прописано.

– В законе прописано не так. Там статус переселенцев определяется как «внутренне перемещенные лица».

И тем не менее. Вы себя относите к какой территориальной громаде? Если вы луганчанин, то должны голосовать в Луганске, за луганчан. Луганчане должны перед вами брать обязательства, а вы – делегировать им полномочия.

И нечего вам голосовать в Запорожье, Киеве, Львове – не нужно этого делать. Закон этого не предусматривает. В законе о выборах нет такого пункта, что внутренне перемещенные лица имеют право участвовать в выборах в местные советы. Поэтому, давайте не будем поднимать по этому поводу крики «Нас лишили права голоса». Нас действительно его лишили, вернее, нас лишили возможности проголосовать на своей территории.

– Вы критиковали в целом нормативно-правовую базу, которая регулирует вопросы статуса внутренне перемещенных лиц. Чем она вас не устраивает?

Должно быть четко прописано, кто, как, когда и почему имеет право получить такой статус и что этот статус дает. То есть, при каких обстоятельствах, человек, предоставив пакет документов, получает этот статус, какими правами он пользуется и так далее. Вообще это глупое понятие. Ни в одной стране мира еще не было беженцев внутри страны. Россияне когда нападали на нас, наверное думали, что граждане массово побегут в Россию. У них там проблема с демографической ситуацией как раз. Но не побежали ни в Россию, ни в Европу, а побежали внутрь страны. Я знаю людей, которые на сегодня живут в Киеве. Там сдали свою недвижимость, ездят раз в месяц за деньгами, приезжают и тратят их здесь.

– По-вашему, нужно им запретить?

Нужно взять статистику и посмотреть, по людям, которые туда-сюда ездят, и вернуть их либо туда, либо сюда. Пусть люди определятся, где быть – «или с умными, или с красивыми». У нас все хотят получать две пенсии, половина так называемых чиновников ЛНР получает пенсии и зарплаты по эту сторону. У нас работники милиции, СБУ, прокуратуры, армии, которые изменили родине, то есть, совершили уголовно наказуемое деяние, продолжают работать на той территории, имеют украинские государственные награды, звания, и государство не хочет их лишить.

У нас уже есть практика заочных судов, так почему никто из этих людей сегодня не осужден? Почему сегодня люди, которые предали родину, продолжают спокойно жить с паспортом гражданина Украины? Сегодня люди, которые проливают кровь наших с вами соотечественников, убивают наших солдат, спокойно летают в Испанию, Турцию, Египет по заграничному паспорту Украины? Почему никто из них до сих пор не лишен гражданства? Почему ни у кого не аннулирован загранпаспорт?

У нас настолько хитрая нация. Мы хотим и воевать, и торговать с оккупантом. Но на двух стульях можно и не усидеть – седалища не хватит. Все эти вопросы должно решать государство и только в правовом поле. Нужно аннулировать все загранпаспорта, лишить гражданства, заочно осудить, объявить в международный розыск.

– На какой круг лиц по-вашему, это должно распространяться?

Как на членов НВФ и структур оккупационной власти, так и на членов их семей. Вы знаете, что на сегодня Киев заселен сепаратистами. Те люди, которые имеют отношение к кровавым событиям на Донбассе и в Крыму, сегодня нормально живут в украинской столице. На многих из них не возбуждены уголовные дела, они спокойно себя здесь чувствуют. Некоторые даже работают в органах государственной власти. Какое правовое государство может себе позволить, чтобы такое творилось? Люди должны понести ответственность, и сегодня, не завтра. Не может быть никаких сроков давности и никаких амнистий. Все эти люди должны быть выявлены, опрошены, а виновные должны понести ответственность.

– Вы можете назвать какие-то конкретные фамилии?

Давайте начнем сначала: депутаты Луганского областного совета, президиум Луганского областного совета, депутаты Луганского городского совета, Ассоциация городов Украины. Последняя, между прочим, это украинская организация, зарегистрированная в Минюсте и имеющая свои представительства в регионах. Луганская дирекция Ассоциации городов Украины обращалась к Януковичу с просьбой разогнать Майдан, к Путину с просьбой ввести войска.

Почему мэр Луганска Кравченко Сергей Иванович, задержанный бойцами «Айдара» и переданный СБУ, был отпущен? Почему ряд других чиновников, задержанных и переданных СБУ, были отпущены?

У нас когда открываешь Интернет, СБУ на первом месте: там изъяли оружие, там поймали на взятке, там еще что-то. А давайте мы, наверное, остановимся, и СБУ начнет заниматься тем, чем должно? Безопасностью государства. И запретить им собирать с бабушек деньги, с предпринимателей деньги, за контрабанду получать деньги и все остальное. У нас есть Служба, у которой есть функции. Вот когда она будет выполнять свои функции, а милиция и суды своими.

На сегодняшний день половина судей осталась на той территории. Они все, на всякий случай, давали присягу народу Украины.

Я могу сказать другое – представители органов местного самоуправления, которые остались там – городские и поселковые головы, и так далее, по поводу них еще вопрос, так как они присягали на верность территориальной громаде.

И здесь, когда закончитася так называемая АТО, а она, мы думаем, закончится, их всех нужно будет просеять «через сито», и определить: виновен – невиновен, ответственен – не ответственен, принимал учатие – не принимал. Вы посмотрите, на всех ресурсах, в том числе и на вашем, есть эти имена: Зинаида Наден, Манолис Пилавов, Николай Ермаков, Родион Мирошник, Лонард Свидовсков и еще очень много фамилий. Некоторые из этих людей – Заслуженные юристы Украины, Заслуженные журналисты Украины, имеют государственные награды. Хоть кто-то поднимал вопрос о лишении их этих званий? Они ведь предали эту страну! Никто этого не делает.

– Вы считаете, что в произошедшем на Донбассе виновато местное население?

Начать нужно с себя. Во всем, что произошло, виноваты мы с вами: вы, я и все остальные. Люди, которые управляли и управляют нами, не прилетели из космоса. Их всех избрали, делегировали им полномочия, поэтому давайте четко отделим «мух от котлет».

– То есть, все жители региона несут коллективную ответственность? Но ведь на тот момент в Луганске органы МВД, СБУ, Прокуратуры показали себя как несостоятельные. Институты государства действовали неэффективно, не могли защитить государственность и обеспечить правопорядок. А нести ответственность за это, по-вашему, должны граждане?

Статистика – вещь упрямая. 11 мая на «референдум» по Луганщине официальная явка была восемьдесят с чем-то процентов, фактическая – шестьдесят три процента. То есть, люди шли и голосовали. Знали, куда шли, знали, за что голосовали. Хотели жить в России с братским народом? Собрали чемоданы и на здоровье! Забрали своих родственников, и не надо никому портить нервы и никаких проблем – выселить и все будет хорошо.

На мой взгляд, когда мы вернемся в украинский Луганск, их нужно будет лишить права голоса. Они нарушили Закон о выборах, принимая участие в этом незаконном голосовании. Каждый человек должен ответить за это по закону. Их нужно на какой-то период, а лучше, навсегда, лишить права голоса. Вообще-то, пенсионеров бы тоже нужно лишить права голоса. Голосовать должны только те люди, которые платят налоги.

Мы все там можем ругать, хвалить Саакашвили, но он сделал одну вещь – уволил всю милицию в один день, и ничего страшного не случилось. Я вам скажу одну вещь: вы посмотрите статистику правонарушений, когда 25-26 октября все правоохранительные органы будут обеспечивать безопасность на выборах. Вы посмотрите, какой всплеск преступности будет в этот момент, так как они на состоянии решать две проблемы одновременно. Поэтому, вы сами ответили на свой вопрос: все несостоятельные сотрудники силовых ведомств, которые проявили себя в тот момент, нарушив закон и изменив присяге, должны быть изгнаны и люстрированы, без права когда-либо работать в органах государственной власти.

Это прошла часть европейских стран, и ничего страшного вэтом нет. Вы посмортите, у нас прошло две революции, но возле прокуратуры на сегодня стоят самые дорогие иномарки, возле МВД стоят самые дорогие иномарки, возле Администрации Президента и Кабинета министров стоят самые дорогие иномарки. А вы видели хоть одного работника прокуратуры в метро?

– Вернемся к вопросу луганской элиты…

Подождите, кого вы имеете в виду? Есть такое хорошее понятие – «аристократия помойки». У власти в Луганской, Донецкой областях и Крыму были представители вертикали власти. Они все должны понести ответственность в рамках своей компетенции.

– Так вышло, что у нас эта властная вертикаль, как и органы местного самоуправления. Были завязаны на определенных личностях…

Я вам скажу, что касается Ефремова. На этого человека возбуждено уголовное дело, сейчас идет судебный процесс и я комментировать это не хочу. То же само касается и Арсена Клинчаева. Теперь общественность должна спрашивать и контролировать. А то, что вы говорите, ну когда областью управляли такие негодяи, как Пристюк, Голенко, Кравченко, которые воровали у государства, воровали у Ефремова, воровали у нас с вами, и спокойно себе живут, и пользуются тем, что украли. Вы же знаете, какие луганчане покупают себе недвижимость на Липках, в других элитных районах, открывают кафе, строят супермаркеты здесь. Это что, для кого-то секрет? Общество не готово к общественному порицанию этих людей. Мы заслуживаем то, что сегодня происходит. Мы рисуем на них карикатуры, а на самом деле это они смеются над нами. Мы даем им возможность безнаказанно здесь жить вместо того, чтобы их всех взяли и опросили, что они делали тогда – Медяник, Горохов, Пристюк и все остальные. Были ведь народные депутаты, которые приезжали и посещали захваченное СБУ, были на митингах. К чему они призывали, кого они кормили?

Когда меня вызывали с СБУ, чтобы опросить по факту сепаратизма Глеба Боброва. Глеба Боброва я много лет знаю. Он в последнее время работал у Пристюка, в его газете, выполнял какие-то поручения. До этого он работал у Медяника, Кравченко, там, там, там. Я все это рассказал. Мне говорят: но мы хотим вас еще опросить о других людях: что вы знаете о сепаратистских действиях Королевской, Ахметова, Ефремова? Я им отвечаю: ничего. Ахметова я видел два раза в жизни, с Королевской знаком с 1995 года, но лет пять ее не видел. Дальше я им говорю: «А вот об этих гражданах, и перечисляю их, я могу дать исчерпывающую информацию. У нас есть врачи, предприниматели, которые ходили на митинги и кричали «Референдум!», а теперь открывают здесь клиники, рестораны, магазины. На этих людей я готов дать показания». Мне отвечают: «На этих нам не нужно». Ну вот и все, не ко мне вопросы. Это и есть безопасность страны, люди которые призывали к референдуму. А СБУ у нас ловит бабушек, людей, которые возят оружие, взятки. У нас что, нет других органов,  налоговой или милиции.

Те зарплаты, которые сегодня получают работники СБУ, Прокуратуры, других силовых ведомств, они не соответствуют их образу жизни. Посмотрите на их декларации, на их имущество.

По поводу кадровых назначений. Властной вертикали, другая ситуация. Я считаю, что до тех пор, пока к нам на Луганщину будут присылать «заробитчан», а не ставить губернаторами выходцев с территории, порядка не будет. Народ и так обозлен, а когда к нам присылают людей из Киева, Черновцов, это вообще аморально. На местах должны нести ответственность представители территориальных громад, местного самоуправления, они должны обращаться к президенту, просить назначить или не назначать того или иного чиновника. А у нас Луганский областной совет за все это время так ни разу и не собрался.

Продолжение следует…