Болеть нельзя умереть: как в «ЛНР» выжить без лекарств?

Болеть во время войны – непозволительная роскошь. Тем более, если ты живешь на территории «ЛНР». Пустые полки аптек, пустые карманы жителей и пустые обещания «министра здравоохранения» — о том, как выживают без лекарств жители неподконтрольных территорий – в расследовании Informator.lg.ua.

Двухсторонняя блокада: как молодая республика осталась без лекарств

Женщина за 70 достает из кошелька помятый листочек со списком лекарств, и с робкой надеждой протягивает его провизору аптеки. Аптекарша деловито копается в полупустых ящичках, что-то пробивает в компьютере, и продает старушке из списка в дюжину наименований лишь валерьянку и активированный уголь. «Бабушка, даже валидола нет, и не найдете во всем городе», — говорит провизор. Пожилая женщина, ссутулившись, уходит.

Такая картина типична для оккупированных городов «ЛНР». Жители оккупированных населенных пунктов юго-востока Украины не могут приобрести самые элементарные лекарства, входящие в состав домашней аптечки: в некоторых населенных пунктах «республики» днем с огнем не сыскать даже банальной зеленки и йода.

До нового 2015 года проблем с лекарствами в «ЛНР» почти не было. С 19 января, когда украинские силовики ввели пропускной режим, через линию разграничения провезти медицинские препараты стало значительно труднее. Военные на блокпостах тщательно досматривали содержимое сумок граждан, въезжающих на неподконтрольную Киеву  территорию, и если находили слишком много медикаментов, то могли их изъять – мол, «нечего террористов лечить». С тех же пор прекратились и централизованные поставки товара в сети аптек.

Первое время аптеки держали ассортимент и цены за счет наличия запасов товара на складах: еще в начале весны в Луганске можно было по относительно доступным ценам приобрести лекарства.

К началу лета дефицит лекарств стал ощутим: аптеки распродавали остатки препаратов украинского производства, и вяло пытались наладить поставки товара из РФ.

В июне 2015 года в радикально опустевших аптеках сложно было приобрести любые антисептики, бинты, исчезли капли и настойки.

12092433_1646892798900373_463687555_n

Как рассказывают местные жители, поначалу спиртосодержащие лекарства имели спрос среди донбасских «шахтеров и трактористов», но со временем был принят запрет на продажу подобных препаратов людям в военной форме.

Очередным ударом стал запрет Антитеррористического центра при СБУ на ввоз лекарств на неподконтрольные территории. Исключением стали медикаменты, ввезенные в качестве гуманитарных грузов.

Власти «ЛНР», не долго думая, ввели ответные «санкции», и с 9 июля запретили ввоз на территорию «республики» каких-либо лекарств украинского производства. По словам главы «ЛНР» Игоря Плотницкого, данные меры были вынужденными и связаны с якобы увеличением количества фальсификата и отсутствии сертификатов качества украинской медпродукции.

Жители оккупированной территории были шокированы такими мерами, проклиная обе стороны конфликта, и сметая остатки товаров с пустых аптечных полок.

Вождь луганских сторонников «русской весны» Плотницкий поспешил успокоить народ, пообещав в кратчайшие сроки наладить поставки лекарств из «дружественной» РФ.

Но, видимо, российские поставщики, боясь попасть под санкции Украины и других стран, не стали организовывать регулярные поставки препаратов, дав возможность слегка насытить рынок мелким ростовским фарм-дистрибьюторам.

Полный провал: почему не работают «Фармация» и «ЛугаЛ»?

В то же время руководство, «молодой республики» бодро рапортовало о запуске луганской фармацевтической фабрики КП «Фармация», которая была основным производителем спиртосодержащих препаратов, капель, растворов и иных препаратов первой необходимости. Но напускной оптимизм не оправдался: проработав с 8 по 30 июня, фабрика практически остановилась, посылая сотрудников в неоплачиваемые отпуска.

Испытывая постоянную нехватку сырья, тары и упаковки для препаратов, луганская «Фармация» так и не сумела удовлетворить спрос «республиканских» аптек.

Как рассказала в конце лета «министр здравоохранения ЛНР» Лариса Айрапетян, «Фармация» работает на 60% и обеспечивает больницы «республики» физрастворами и каплями, а населению перепадает лишь сироп от кашля «Пертуссин».

12162473_1646892815567038_201410362_o

В народе же муссировались небезосновательные слухи о том, что в Луганск поступила большая партия некачественного технического спирта, который планировалось использовать в том числе и на нужды «Фармации».

Свою розничную аптечную сеть «Фармация» вяло, но пытается реанимировать, и даже вывешивает на аптеках таблички, в которых утверждается, что именно эта сеть аптек влияет на «улучшение обеспечения населения республики жизненно важными препаратами»

12071318_1646892802233706_849562385_n

Неутешительная ситуация складывается и с луганским химфармазводом, выпускающим до войны более 40 видов продукции под маркой «ЛугаЛ» (Луганські ліки). Айрапетян на заседаниях «совмина» заявляла, что на заводе ведутся наладочные работы, но необходимо наладить связи с поставщиками сырья из Индии и Китая. Итог: в аптеках луганских препаратов давно нет, и они вряд ли скоро появятся.

Негодные препараты из РФ для народа и пустые обещания

Тем временем в конце августа в оккупированном Алчевске социально незащищенным категориям граждан бесплатно выдавали противоязвенный препарат «Фамотидин» и «Метопролол» для сердечников, привезенные якобы в составе очередного гумконвоя, производства российского ООО «Озон» (г. Жигулёвск). Примечательно, что срок годности этих препаратов истекал аккурат в сентябре, за пару недель до момента выдачи.

Руководство «ЛНР» осознает бедственное положение, но продолжает кормить наивных граждан обещаниями: «В республике в последние месяцы сложилась тяжелая ситуация с обеспечением лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения как лечебных учреждений, так и розничной аптечной сети. Запасы, которые имелись, иссякли», — заявлял «заместитель министра здравоохранения» Демьян Пархомчук.

По словам Пархомчука, очередной сентябрьский гуманитарный конвой МЧС России привез в ЛНР 22 тонны медикаментов.

Буквально недавно Минздрав «ЛНР» рапортовал о том, что получил от России медикаменты на сумму 85,6 млн рублей.

Старые лекарства из аптечки и сборы трав: что придумывает народ

«Они их что там, сами едят, лекарства эти? – гневно возмущается пенсионерка возле аптеки. – Я весь день бегаю, валидола найти не могу, а эти правители по телевизору рассказывают, как много в аптеках лекарств… Сплошное вранье!».

Согласен с ней и ее пожилой муж: «Не пойму одного: почему нету лекарств? Продукты вот завозят, магазины забиты.… А лекарства? Они что хотят, чтобы мы, старики, повымерли? Геноцид какой-то!».

Столкнувшись с отсутствием лекарств, жители стали придумывать, как лечить свои недуги при пустых полках и кошельках.

Обитатели Перевальска, вынужденно полюбившие народную медицину, на протяжении лета заготавливали лекарственные травы, чтобы делать сборы и принимать  их вместо таблеток.

Кто-то и вовсе от безысходности и отчаяния решил принимать оставшиеся дома просроченные препараты:

«Вот перебрала лекарства, нашла но-шпу и димедрол, но они просрочены уже на год. Выпила на свой страх и риск, как видишь, жива еще», – делится горьким опытом пенсионерка Лидия Николаевна.

Женщина решила не выбрасывать имеющиеся в доме просроченные лекарства, несмотря на риск получить отравление, принимая их. По ее словам, в условиях тотального дефицита ей и ее соседям пришлось тщательно перебрать свои аптечки, в поисках остатков  нужных препаратов.

Сегодня те, у кого есть деньги и связи, заказывают лекарства через знакомых, едущих на территорию Украины, или в соседний ростовский Донецк. Говорят, если везти лекарств  немного и с чеками, то военные на границе их не отберут.

Всем остальным жителям неподконтрольной Луганщины остается лишь покорно ждать, когда эта сложная ситуация разрешится, и тысячи ни в чем не повинных стариков и детей, остро нуждающихся в лекарствах, перестанут быть жертвами политических и экономических интриг и смогут быть обеспечены всеми необходимыми лекарствами.

Лилит Реброва, специально для informator.lg.ua