Донбасс – новая зона отчуждения? 

Informator.lg.ua уже рассказывал о разграблении шахт на оккупированной территории Луганской области. Однако, пример шахты «Перевальская» не единичен и есть все основания говорить о системности таких действий. С момента захвата власти боевиками «ЛНР» на части оккупированной Луганской области начался процесс неконтролируемого разворовывания и «отжима» как государственной, так и частной собственности. Кто-то из боевиков «отжимал» дорогие иномарки, грабил магазины, дома и квартиры, кто-то проявлял масштаб преступной мысли и грабил по-крупному. Кто-то довольствовался «отжатыми» BMW и литровой бутылкой, а кто-то в это время «пилил» целые заводы. В условиях, когда в каждом районе был свой полевой командир, беспредел только усиливался. Пришлые российские казаки одними из первых наладили контрабанду угля и «сбор» металлолома для последующей его продажи в России. Уголь, лом цветных и черных металлов – товар высоколиквидный и пользующийся спросом. Зарабатывались десятки (если не сотни) миллионов и никто награбленным делиться не хотел.

В ноябре 2014 года в Теплогорске только с одного склада было похищено горно-шахтного оборудования и материалов на полтора десятка миллионов гривен! В это же время были разграблены склады шахты «Краснопольевская». В Стаханове тоже не расслаблялись – Василий Киселев (первый заместитель Главы Администрации Стаханова, он же военный комендант Казачьей национальной гвардии всевеликого войска Донского, он же военный комендант г. Стаханов), пользуясь своими «полномочиями» и автоматом, изымал у шахт километры кабеля «на нужды города».

Так ситуация дальше продолжаться не могла – власть в «ЛНР» захватил Плотницкий и, в ходе длительных «переговоров» (с потерями боевиков с обеих сторон), местные и пришлые «феодалы» стали «вассалами» «сеньора» Плотницкого. Таким образом Игорь Венедиктович замкнул на себе почти все финансовые потоки в «ЛНР». Однако, даже беря во внимание чрезвычайную «работоспособность» Плотницкого, Игорь Венедиктович не может лично курировать все направления. Да и дел с «национализированными» супермаркетами невпроворот. Для этого у него есть специально обученные люди. Не штаны ведь протирать в кресле «министра энергетики ЛНР» пришел Дмитрий Лямин – малоизвестный в прошлом коммерческий директор шахты. Раз занимал такую должность, то предпринимательская жилка должна у Лямина присутствовать – а это именно то, что нужно. На помощь ему приходит Вадим Слива (назначенный в конце 2014 министром энергетики Украины руководить ГП «Луганскуголь») и схема разворовывания шахтного оборудования приобретает системный характер с претензией на «законность» действий. Параллельно с «мутной» торговлей углем в связке с Ляминым, Слива начинает собирать информацию о том, что и на каких государственных шахтах еще осталось. Понятное дело, что в «огород» к Ринату Леонидовичу без пяти минут «замминистра энергетики ЛНР» не лезет. ДТЭК не позволит пустить козла в свой огород.
С целью придать хоть какую-то видимость законности своим действиям и не ощутить на себе праведный гнев шахтеров, которые в результате таких действий остаются фактически без работы, Слива пишет обращения к «министру» Лямину с просьбой дать разрешение взять то или иное оборудование. Безвозмездно. Лямин, естественно, разрешает и дает своему подельнику соответствующие распоряжения.


Подчиненные Вадима Сливы из «Луганскугля», предъявляя подобные «документы» и подкрепляя их юридическую силу автоматчиками из числа боевиков «ЛНР» (частная армия Лямина, которая подчиняется лично ему), аккумулируют самое ликвидное горно-шахтное оборудование и материальные ценности в одних руках. Так, например, технический директор «Луганскугля» А. Онищенко выполняет в этой схеме роль весьма соответствующую его должности – он, как человек, который разбирается в шахтном оборудовании, определяет, что имеет большую ценность, а значит – в первую очередь нужно прибрать к рукам. В целях сокрытия реальных мотивов действий участников «схемы имени Лямина-Сливы» Онищенко с помощниками разрабатывает техническое «обоснование» для изъятия/передачи/списания интересующего оборудования и материальных ценностей шахт. Также для пущей видимости законности 1 апреля 2015 года Лямин издает приказ «О ведомственной принадлежности», согласно которого все угледобывающие предприятия, которые находятся в стадии ликвидации на территории, контролируемой «ЛНР», переходят под контроль «Министерства топлива, энергетики и угольной промышленности ЛНР». Речь в приказе идет о 30 шахтах.

Некоторые шахты из этого списка пострадали в ходе военных действий, на некоторых просто «пропало» необходимое оборудование. Да и вообще, ликвидация шахты дело хлопотное и затратное. Оказывается, что ликвидация шахты – это многоэтапный долговременный процесс (как этот процесс должен проходить можно понять, изучив постановление Кабинета министров Украины № 939 от 27 августа 1997). Это ведь не просто взять и украсть оборудование и вырезать металл, как многим кажется.

«ЛНРовцы» решили попросить денег на эти цели у россиян. 11 апреля 2015 года в Ростове состоялось совещание, на котором замминистра экономразвития и замминистра энергетики России обсуждали с представителями министерств «Л/ДНР» вопросы реструктуризации угольной отрасли самопровозглашенных «республик», а также поддержания жизнеобеспечения и восстановление предприятий угольной промышленности Донбасса. Чиновники «братского» русского народа денег не дали…
Итак, российские кураторы «Л/ДНР» отказались быть инвесторами восстановления шахт оккупированной части Донбасса. Не для этого они там хороводы водили, чтоб потом что-то восстанавливать за свои деньги.
Соответственно, раз денег «старший брат» не дает, то вопрос с закрытием шахт нужно решать на местном «государственном» уровне. Уже 17 апреля 2015 года «Совмин ЛНР» своим распоряжением создает отдельное предприятие, которое будет заниматься этими тридцатью шахтами – Государственное унитарное предприятие «ЛНР» «Углереструктуризация» с предельной штатной численностью 899 работников. Будущих сотрудников предприятия уверяют, что работа и зарплата у них будет стабильная, т.к. все вопросы «порешали» и финансирование в полном объеме будет идти из Москвы. Основная задекларированная цель работы этого предприятия – реализация государственной политики «ЛНР» в сфере реструктуризации убыточных угольных предприятий, предотвращение подтоплений городов и поселков в связи с ликвидацией шахт, снижение негативного техногенного влияния на экологию отдельных районов и территорий Республики, вызванного закрытием горных предприятий. Основным предметом деятельности данной структуры определена ликвидация (закрытие) шахт.

Цели и задачи «Углереструктуризации» ясны и понятны – денег нет и необходимо закрыть 30 шахт, т.к. они убыточны и неперспективны. Руководить закрытием шахт тоже кому-то необходимо. Тут-то и нужны талантливые управленцы. С особыми талантами. Об одном из них, Михаиле Биниашвили, который стахановскими темпами ликвидировал (читай – «уничтожил») шахту «Перевальская», мы рассказывали в статье «Наследие стахановского движения… или О «бедном» шахтере замолвите слово».

Покончив с «Перевальской» Биниашвили принялся за шахту «Романовская» – работа кипит, оборудование демонтируется, металл вырезается. Вот только «Романовская» шахта защищает от затопления действующую шахту «Артема», которая может добывать около 300 тыс. тонн угля в год. Получается так, что разграбив и затопив «Романовскую», утопят и шахту «Артема». Очередные шахтеры останутся без работы, а псевдореспублика без угля.

Шахта имени Артема, кстати, относится к категории опасных по выбросам газа. Может Вадим Игоревич Слива забыл, что шахта «Артема» ведет добычу и входит в ГП «Луганскуголь», директором которого он является? Или, давая указания на этот грабеж, Слива действует как чиновник «Минэнерго ЛНР», коим он также является? Вот так в реальности выглядит политика министерства энергетики «ЛНР» – шахты разграбить и утопить, запасы угля и шахтеры им не нужны. Это не удивительно. Больше всего удивляет то, что все эти «лямины» и «сливы» чувствуют себя неприкасаемыми. Абсолютная безнаказанность только подстегивает аппетиты.

11 июня 2015 года на встрече с назначенными Плотницким «мэрами» городов, глава «ЛНР» сообщил им, что в бюджете «молодой республики» денег на содержание убыточных шахт нет и будут приниматься жесткие меры – шахты будут закрыты. Что же касается перспективных шахт, то для возобновления их работы нужны инвесторы. Откуда в «ЛНР» возьмутся инвесторы Плотницкий не объяснил. Присутствующий на этом совещании Вадим Слива (уже в роли «замминистра энергетики ЛНР») вторил Плотницкому и рассказал, что в 2013 году господдержка из бюджета Украины госпредприятию «Луганскуголь» составила 1 млрд. 50 млн. гривен, ГП «Донбассантрацит» получило из бюджета 1 млрд. 100 млн., а ГП «Антрацит» – 590 млн. Т.е. украинское правительство в 2013 году оказало шахтам этих госпредприятий поддержку в размере около 3 млрд. грн. для того, чтоб у шахтеров была работа и зарплата, чтоб уголь поступал на ТЭЦ, чтоб в домах у людей было светло и тепло.

Заявления Плотницкого и Сливы о закрытии шахт глава Федерации профсоюзов «ЛНР» Олег Акимов назвал провокацией. Также он отметил, что угольная отрасль была и остается бюджетообразующей для региона, что закрытия шахт не будет и все решения будут приниматься с учетом мнения профсоюзов. Наверное, Акимов просто надеется на долю при «распиле» шахт за нужное «мнение» профсоюзов на ликвидацию шахт. Многие жители Луганской области вероятно помнят публикации в СМИ о том, как Акимов не гнушался набивать свои карманы бюджетными деньгами на постройке спортплощадок-призраков будучи руководителем областного коммунального учреждения «Спорт для всех». В тоже время этот профсоюзный функционер отметил, что из-за блокады со стороны Украины невозможно завезти новое шахтное оборудование для проведения необходимых работ. Вопросом куда подевалось «старое» оборудование Акимов свою голову не утруждал. Откуда взять деньги на зарплату шахтерам, которую они не получают уже много месяцев, «лнровский» профсоюзный лидер тоже не думает. У него, наверное, на защиту прав трудящихся не хватает времени – он занимается более «важными» делами. Не так давно вот вручил почетную грамоту итальянскому пианисту и российскому виолончелисту.

Вместо зарплаты и стабильной работы руководство «ЛНР» ко дню шахтера подготовило подарок – план по ликвидации и сокращению до конца 2015 года большей части шахт, находящихся на территории «молодой республики». Согласно этому плану, как сообщает «ОстроВ», до конца года будут закрыты 6 шахт ГП «Луганскуголь» и 4 шахты ГП «Донбассантрацит» в результате чего без работы останутся тысячи шахтеров. Причина ликвидации та же – отсутствие денег. Тушите свет, господа шахтеры!

Интересно, каким образом созданное в «ЛНР» для ликвидации шахт предприятие «Углереструктуризация» собирается ликвидировать за такой короткий срок такое большое количество шахт, если в среднем процесс ликвидации одной шахты занимает несколько лет и требует немалых затрат. Как это предприятие будет выполнять свои уставные цели в сфере предотвращения подтоплений городов и поселков в связи с ликвидацией шахт, снижения негативного техногенного влияния на экологию отдельных районов и территорий? Ответ прост – никак! Денег на это нет! Да и желания тоже. По своей сути «Углереструктуризация» создана для расхищения имущества шахт и личного обогащения участников этой «схемы», а руководитель этого предприятия назначен для организации процесса. Шахтеры говорят, что украинские профильные чиновники связывались с «Минэнерго ЛНР» и предупреждали о последствиях неконтролируемой ликвидации шахт и их затопления, предупреждали, что в случае затопления некоторых предприятий шахтные воды по подземным гидросвязям и перетокам затопят все шахты объединения «Первомайскуголь», которые находятся на контролируемой украинской властью территории Луганской области, и это грозит огромной экологической катастрофой региона! В ответ украинские чиновники услышали, что «нашему министру Лямину пофиг, что там за катастрофа случится на «укропской» территории!». «Министру энергетики ДНР» чувства юмора тоже не занимать – на День шахтера он наградил главаря «ДНР» Захарченко и поющего депутата Госдумы РФ Кобзона нагрудными знаками «Шахтерская доблесть»! Уже несколько десятилетий знаками «Шахтерская слава» и «Шахтерская доблесть» награждаются горняки за трудовые заслуги и достижения. Теперь вот и Кобзон стал доблестным горняком.
Каковы же будут последствия «политики» «ЛНР» в сфере угольной промышленности? Попробуем описать общую картину происходящего.

Уже некоторое время происходит затопление шахты «Первомайская», на которой работало больше тысячи шахтеров и которая добывала 150 тыс. тонн в год. Промышленные запасы угля этой шахты оценивались в 32 млн. тонн. Все банально просто – прибывающая в шахту вода не откачивается, т.к. куда-то пропали двигатели и насосы. А куда подевались двигатели и насосы с других шахт? Например те, которые Лямин разрешил передать Сливе с шахты «Перевальская»? Куда делось все необходимое оборудование? Украдено, разобрано, продано! Вот только после затопления этой шахты через несколько месяцев шахтные воды по подземным тектоническим разломам начнут затапливать шахту «Голубовская», которая в настоящее время действует как подземный групповой водоотливной комплекс. Так вот этот комплекс шахты «Голубовская» не имеет технической возможности откачивать дополнительные объемы воды в размере примерно 25-30 тыс. куб. метров в сутки. Попробуйте представить себе такой объем воды! В результате через некоторое время начнется неконтролируемое затопления смежных действующих шахт ГП «Первомайскуголь». Вследствие затопления шахт возникает реальная экологическая катастрофа региона – затопив горные выработки шахт, высоко минерализованная вода выйдет на поверхность, будет наблюдаться подтопление поселков и городов, разрушение жилых зданий и других сооружений, сельскохозяйственные земли перестанут быть таковыми. Случится сброс загрязненных шахтных вод в реки и озера региона, а вследствие – загрязнения водоносных горизонтов, т.е. вода в водозаборах и скважинах будет непригодна для потребления. Возможна активизация процесса сдвига горных пород, что приведет к разрушению городов и поселков, возникнет неорганизованный и неконтролируемый выход шахтных газов (в частности метана) на земную поверхность в районах затопления горных выработок шахт. Вот так жажда обогащения может привести к непредсказуемым последствиям.

Стоит также прислушаться к воспоминаниям ветеранов-горняков Донбасса, которые утверждают, что на некоторых шахтах нашего угольного бассейна во времена СССР проводились испытания разных типов боеголовок. Что будем делать, если эта радиоактивная вода выйдет на поверхность нашей многострадальной земли вследствие затопления шахт? Донбасс станет вторым Чернобылем? Еще одна зона отчуждения?

На фоне всего этого руководство «Л/ДНР» продолжает вещать о том, как «республики» поднимаются с колен, о том, как золото скоро будут добывать и прекрасно заживут. Руководство «республик» и так прекрасно живет, поверьте! В случае «шухера» они с чемоданами денег поедут вслед за Януковичем, Азаровым, Болотовым и многими другими в Россию. Тропа протоптана. В конце сентября гендиректор «ЛЭО» и по совместительству депутат «ЛНР» Емельяненко и министр энергетики «ЛНР» Лямин уже «становились на лыжи» и, оказавшись в Москве, искали защиты от своих же подельников по «ЛНР». Посидел Лямин перед этим «на подвале» чуток и решил, что нужно на время «лечь на дно». В Москве эти два «политических беженца» заявили об угрозах со стороны Цыпкалова и Корнета, обещали «слить» информацию по «схемам» российским кураторам. Получив определенные гарантии безопасности и понадеявшись на защиту Плотницкого, Лямин решил вернуться в «ЛНР». Тут-то и приключилась с ним новая беда. МГБ «ЛНР», воспользовавшись пребыванием Плотницкого в России, арестовали Лямина и снова кинули «на подвал». Вменяли ему превышение полномочий, связи с олигархами. Не помогло Лямину даже заступничество Плотницкого и депутатов «республики». Глава «МГБ ЛНР» Пасечник сначала выпустил министра, однако сразу же его арестовал еще раз, но уже по другому уголовному делу. Уже в третий раз Лямин обживает подвал «МГБ». Ситуация вокруг Лямина получила широкую огласку и «бурление масс» в «ЛНР» и соседней «стране» «ДНР». Это противостояние стало своеобразной линией разлома в «ЛНР» и на «баррикады» в защиту Лямина или Пасечника стали выходить все заинтересованные лица – «мэры» городов и «депутаты» «ЛНР». Всем известный сепаратист и «ефремовец» Родион Мирошник (советник Плотницкого) также сыграет свою роль в этой «Санта-Барбаре» и, как он любит, выйдет в эфир в свете софитов. Похоже, что сейчас режиссеры этого выступления подбирают «Валеричу-королевичу» соответствующую площадку – подвал «МГБ ЛНР» или Москва?

Будущее таких проходимцев как Плотницкий, Мирошник, Лямин, Слива, Онищенко, Биниашвили, Емельяненко и других им подобных интересует не очень, т.к. нет у них оснований надеяться на что-то хорошее – карма у них плохая, не отмоются. В сети уже появилась информация о том, что к Вадиму Сливе появились вопросы у СБУ по поводу финансирования терроризма. Сергей Иванов в своей статье «Луганская схема Демчишина» публикует документы о том, как Слива разворовывает деньги ГП «Луганскуголь». Источник в силовом блоке «ЛНР» тоже сообщает, что Вадимом Игоревичем уже интересуются и к нему «возникают вопросы». Скорее всего, в ближайшее время мы станем свидетелями побега в Россию еще одного «политического» беженца… Вопрос только в том, что будет с обычными людьми – с теми, кто не имея возможности уехать, живет на оккупированных территориях? Где им дальше жить? В отравленных болотах на месте бывших шахтерских городов и сел Донбасса?

Евгений Роднянский для Informator.lg.ua