28 октября украинскую столицу посетила знаменитость, еще до войны добившаяся признания, как один из главных «фриков» Луганска, скандальный модельер и организатор нашумевших показов «шоу экстремальной моды» театра «Орхидея» Михаил Коптев.
Прожив 25 лет в Луганске, я слышал многое о его «показах мод», проходивших в ДК железнодорожников, видел кое-какие фотографии, но лично предпочитал на них не бывать. Не то, чтобы не хотел, было достаточно любопытно, но в сознании луганчанина эти действа ассоциировались с «тотальным зашкваром», как ты не пытайся избавиться от предрассудков.
В последние два года многим из нас, жителей Донбасса, Крыма, да наверное и всей остальной Украины, пришлось заново выстраивать парадигму жизненных ценностей, снова учиться отличать зло от добра, перекраивать свою судьбу по новым лекалам.
Узнав, что в столицу приезжает легендарный Миша Коптев, оставшийся жить и творить в оккупированном «ЛНР» Луганске, я решил, что просто не имею права не посетить это мероприятие.
Проходило оно в «Школе Киевского Биеналле» на Львовской площади, где вечером собралось несколько сотен зрителей, желавших своими глазами увидеть живую легенду.
Коптев, да и некоторые его модели, к началу мероприятия были изрядно пьяны, что, в общем-то, вполне гармонично вписалось в концепцию мероприятия.
Насколько могу судить, основными темами нынешнего показа были христианская вера и «народность»: на спинах моделей легко было различить купола с крестами, пестрели символы искупления на запястьях моделей, их спинах, а иногда и на других частях тела.
Под мрачную и монотонную музыку, на подиум выходили манекенщицы в нарядах и прическах, которые точнее всего будет назвать «растерзанными». Соответствующим был и мэйк-ап – нарочито небрежные мазки помады, густые тени и яркие румяна, обилие темных оттенков. Выражения лиц – подчеркнуто бессмысленные, отсутствующие.
Такой внешний вид девушек натолкнул на невольные сравнения с Донбассом, откуда собственно к нам и приехал кутюрье вместе со своей пестрой свитой. С нашим растерзанным, изуродованным, мрачным, многострадальным Донбассом.
Подчеркнутая абсурдность действа, нелепость и непредсказуемость развития ситуации на подиуме лично у меня вызвала ассоциацию с луганскими событиями весны 2014 года, когда примерно то же происходило на площадях и у админзданий.
Тем временем, звуковое сопровождение становилось все более «трешевым» и навязчивым. После музыкальной паузы, организованной для того, чтобы модели облачились в новые туалеты, Михаил Коптев вновь появился на сцене первым. На этот раз он был, как бы это сказать, голый по пояс. На голове красовалась казачья папаха, а рука сжимала початую бутылку водки.
Костюмы манекенщиц после музыкальной паузы стали более яркими и жизнерадостными, появились яркие туфли с высокими каблуками. Коптев теперь также вел себя жизнерадостно и задорно – он подходил к зрителям, пытался чокнуться с ними своей бутылкой, если кто-то держал в руках стаканчик с кофе. Появился на сцене и манерный молодой человек с выразительным макияжем, в лосинах и байкерской куртке. Крестов и куполов, кажется, стало чуть поменьше.
Дефиле продолжалось под мрачную какофонию с обилием средних частот.
В конце действа по сцене в очередной раз шествовали сам маэстро и модели в очередных обновленных туалетах. Наконец выволокли огромный, связанный кое-как из тоненьких веточек, крест. Его оставили в центре подиума.
Для многих посетителей, по крайней мере, тех, с кем я общался, увиденное было слишком экстравагантным. Были, правда, и те, кто искренне восхищался шоу.
«Дорогие киевляне, я вас всех люблю! Проблема в том, что я люблю вас сильнее, чем вы меня», — заявил напоследок со сцены главный герой. Говорил ли он лично от себя, или вкладывал в эти слова нечто большее?
На мой взгляд, вчерашним действом Михаил Коптев в очередной раз показал, что по праву называется лучшим треш-кутюрье Украины и всего постсоветского пространства.
В полтора часа показа он втиснул историю последних полутора лет – историю страдания, войны, унижения, насилия и, попытки научиться жить и радоваться заново, вопреки всему (когда модели во время второго дефиле вышли подчеркнуто «нарядными», и жизнерадостными). И наконец искупительную природу всего происходящего, которую символизировал крест, сплетенный из тоненьких веточек человеческих судеб – всех наших.
Под семплы из католического «Ave maria» и безобразные гитарные рифы он показал нам самих нас: запутавшихся, заблудившихся и почти потерявших надежду. Всех – одинаковыми. Так увидел происходящее этот художник, увидел и захотел прокричать об этом во всеуслышание.
«Проблема в том, что я люблю вас больше, чем вы меня», – подытожил он, утверждая своим шоу, что каждый человек на этой земле потенциально достоин любви и сопереживания.
Многие из тех, с кем я в последние дни обсуждал творчество Коптева, говорили, что не готовы его принимать. Может быть, мы слишком ко многому не готовы, не были готовы вовремя?
Но Коптев задает вопросы: Возможны ли радость и любовь на руинах? Каковы пределы у прощения и сострадания? Во что обходится искупление? И наконец, что победит – обида, жажда мести и разрушения, или, может быть, попытка понять и простить друг друга, хотя бы тех, для кого всего произошедшего за последние полтора года не было слишком много… Готовы ли мы к этим вопросам, готовы ли, хотя бы, задать их себе?
В постановке отсутствует политика – нет ни Путина, ни Порошенко, ни Госдепа со всеми его рептилоидами. Коптева интересуют только люди: те, кто там, и те, кто здесь. Те, кто оттуда, и те, кто отсюда, свои, наши люди. Только люди и цена их искупления, которую кто-то уже платит, а кому-то еще предстоит заплатить.
Далеко не во всем я согласен с Коптевым, но если верно понял, что он хотел нам сказать, уважаю и ценю точку зрения художника.
Отдельного уважения заслуживает то, что он приехал к нам из оккупированного Луганска, и еще неизвестно, как факт его выступления в столице оценят на малой родине. Для этого нужны гражданская смелость и мужество, впрочем, как и для того, чтобы быть открытым геем и скандальной знаменитостью в столице «Луганской республики».
Браво, маэстро!
Каcтор Трой для Informator.lg.ua
Фото из соцстей