Автор книги о войне на Донбассе Максим Бутченко: «Важно, чтобы примирение происходило снизу, а не сверху…»

Автор социально-психологического романа «Художниик войны», журналист Максим Бутченко накануне презентации своей книги в Киеве рассказал историю ее написания. Мыслями о социальной миссии романа, предстоящей смене власти в Украине, особенностях менталитета жителей Донбасса и возможном пути примирения страны писатель из Ровенек поделился в эксклюзивном интервью Informator.lg.ua.

Когда вы впервые задумались над написанием романа?

В конце лета прошлого года стало понятно, что ситуация далеко не радужная, случился Иловайск и было понятно, что эта трагедия затронет всех нас. Было важно понять, насколько глубока эта яма, в которую мы все упадем. Тогда мне посоветовали написать книгу. Когда начал писать, то просто выговаривал, не выдумывал ничего. Конечно, там есть художественная обработка, но, в основном, я просто переносил на бумагу то, что происходило. Мне кажется, что моя книга – способ «выговорить» себя за Донбасс.

12239665_1130368940324407_3642149209374322994_n

Этот роман для меня – социальная миссия, попытка найти общественные причины произошедшего и примирить Украину. Когда обнажается суть конфликтов, становятся более понятными пути выхода из них. Надеюсь, она будет способствовать вырабатыванию общей позиции с двух сторон.

– То есть, Донбасс не способен выговориться?

У региона нет аргументов для этого, способности связать совокупность причин, в силу «юношеского» восприятия жизни. Я взял на себя эту роль – выговариваю за них. В то же время, второй герой – это человек, который проживает в Украине и поддерживает ее. И вся история этой книги – это история двух людей с противоположными позициями, двух братьев, один из которых поддерживает Украину, а второй – «Новороссию».

912257

Не нужно было выдумывать какую-то историю, жизнь сама подтолкнула к тому, чтобы написать об этом.

– У многих из нас на оккупированной территории остались родные, друзья, которые придерживаются противоположных убеждений. Как выстраивать отношения с ними?

Есть несколько форматов общения. Все из них я перепробовал, как и половина нашего Facebook-сообщества.

Первый – это называть их «ватниками», говорить: «Вы – быдло, вы – дебилы, вы сами пожнете то, что сеете, смеяться над людьми, разгребающими эту гуманитарку и так далее. Это – путь в никуда. Понятно, что он вызывает озлобление и с той, и с другой стороны.

Второй способ – пытаться приводить аргументы. Рассказывать: «Ничего у вас не получится. Вы экономически зависимы, все разрушится через какое-то время. Но это – тупик. Они этого не слышат, так как, по большей части, не способны к логическому осмыслению. Так что апеллировать к логике – невозможно.

239

Третье – это задабривать их экономически, говорить: мы вам выделим столько денег, построим, изменим и так далее. Этот путь – довольно опасный. На Донбассе это будут принимать как должное, как компенсацию. При этом ненависть и озлобленность по отношению к Киеву и Украине в целом сохранится. И через несколько лет, приди второй Путин или кто-то другой, все может повториться. И даже местные «царьки», они всегда будут на этом играть, будут говорить: «Вы помните, как нас унижали? Они теперь подачками хотят откупиться! Нет, нам нужно, чтобы голос Донбасса Услышали! Нас никто не ставил на колени!».

Важно, чтобы примирение начиналось не сверху, а снизу. Оно возможно только если две стороны сядут за стол, и будут выговаривать друг другу обиды. Это должно произойти не раз и не два. И делать это должны люди, которые способны к компромиссу и у которых есть вес в обществе с той и с другой стороны. Это должны быть не заангажированные активисты, общественные авторитеты, для которых цель – примирение и воссоединение страны. Этот процесс должен протекать годами – нужны какие-то конференции, круглые столы, семинары. Постепенно в публичном поле будут вырабатываться тезисы. Сейчас очень сложно их сформулировать, потому, что нет голоса двух сторон. Но когда будет происходить это общение, в какой-то момент станет понятно, что общего между двумя сторонами настолько много, что оно уже «перевешивает» различия. Первые позитивные психологические сдвиги будут происходить через 3-5 лет.

Никакое решение извне не будет принято до конца. Должна быть идея с двух сторон и консенсус. Если этого не делать, то «родовая травма» с 2005 года, когда Януковича «обидели» в первый раз, будет еще неоднократно давать о себе знать. И если этот регион останется в Украине, то там постоянно будут сепаратистские выходки.

– Среди соотечественников довольно популярно и такое мнение, что Донбасс следует просто «отпустить». Что вы думаете об этом?

Ну, давайте отпустим Донбасс, Крым, еще что-то. Уход от проблемы – это не решение. Не будет Донбасса – появится Одесса или Николаев, там тоже довольно сильны пророссийские настроения. Пока мы не выработаем механизм общения с регионами, пока не будет понятной внутренней политики, чтобы реинтегрировать, переплетать регионы в одну единую нацию, мы будем сталкиваться с подобными проблемами.

Основная проблема всех наших руководителей в том, что, в первую очередь, их заботит власть. Они думают только на период 1-2 года, а долгосрочной стратегии нет – ни экономической, ни политической, ни социальной.

К тому же, никогда не будет политического решения отдать регион. Даже если там еще 5 лет будут российские войска. Ну и последнее: когда Путин умрет, и власть в России сменится, никто не будет держаться за Донбасс. Если Крым еще под вопросом, то о Донбассе сразу же забудут и оставят его. И тогда там будет Дикое поле. А Дикое поле под границами Украины – это еще хуже, его надо как-то адаптировать.

– Для кого вы писали книгу?

Я определил несколько категорий читателей. Первая – это сами жители Донбасса. Некоторые  местные говорят, что роман тяжелый и правдивый. У меня было опасение, что жители Донбасса, прочитав книгу, скажут: «Я все это знаю». Но этого не произошло. Она помогает им связывать какие-то разрозненные объекты мира в единую картину. Поэтому, надеюсь, землякам она поможет с самосознанием.

Вторая категория – жители остальной Украины. Они, прочитав книгу, поймут, кто ее герой. Мне пишут в личку отзывы, говорят, что, после прочтения стали лучше понимать этот регион и его жителей.

лнррр2

Третья – это россияне. Я надеюсь, когда все закончится и эта книга будет издана в России, станет понятно, что с самого начала идея «забрать» Донбасс была ошибочной. Это – не «русский мир». Большинству людей на Донбассе эти идеи безразличны, есть небольшая часть маргиналов, и то, в основном, проплаченных и сумасшедших. Для 80% населения – это настолько далеко. Это не русские люди, это, скорее, все-таки украинцы, только очень своеобразные.

Ну и четвертая категория – это жители Европы, в частности, Восточной – Прибалтики, Польши, Чехии.  Там очень сильно российское лобби. Надеюсь, прочитав книгу, они поймут, чем грозит приход россиян в этом виде – разрухой, бандитизмом и так далее.

– Хотелось бы, чтобы вы, как уроженец Донбасса, дали оценку внутриполитическим процессам в современной Украине, начиная с событий Майдана. В правильном ли направлении движется государство?

Во время Майдана известный историк и философ Ярослав Грицак сказал, что Янукович – это власть позавчерашняя, оппозиция (нынешняя власть) – это власть вчерашняя, «партия Майдана» это власть будущего. Майдан – это не всегда скопище людей в столице, палаточные городки и сцена. Майдан продолжается даже незримо для нас, этот процесс, в силу нашего менталитета, уже не остановить. Все, что происходит сейчас – это тоже продолжение Майдана. Невозможно было надеяться, что мы руками старых чиновников, выросших в этой системе, построим новое государство.

В оправдание нынешней власти хочу сказать, что в прошлом году, когда сбежал Янукович, и на Востоке началась война, а денег не было, они тупо стали восстанавливать старую систему управления государством. Для них это был наиболее понятный способ воссоздания контроля над Украиной. Они возобновили «смотрящих», поставили своего Генпрокурора и так далее. И в какой-то момент это действовало, так как действительно нужно было удержать страну. Но теперь, спустя время, стало понятно, что ничего не изменилось. Люди старой системы реставрировали ее и вряд ли смогут что-то в ней изменить.

1392796547-7430-maydan

Недовольство в обществе будет возрастать, так как слишком большой дисбаланс между запросом Майдана и нынешним состоянием государства. То, что мы имеем на сегодня – это «косметический ремонт» старой системы – кое-что прибрали, полицию, там, новую сделали. Но фундаментальных изменений нет. Третьего Майдана, классического, думаю, не будет. Порошенко – не Янукович. Я надеюсь, что ему хватит разума, когда недовольство будет на пике, уйти в сторону.

Хотелось бы, чтобы в политику пришли нормальные партии европейского типа, какие-то центристы, адекватные и не радикальные.

Поэтому, в ближайшие несколько лет у нас будет политическая нестабильность, сохранение системы и постепенная замена политической элиты.

Плохой вариант развития событий – революция. Если это произойдет, она теперь будет гораздо более кровавой. Люди после войны, многие научились убивать, многие озлоблены на нынешнюю власть. От нынешних руководителей государства как раз зависит то, будет смена системы управления государством бескровной, или нет.

Первую часть интервью с Максимом можно прочитать здесь