Оккупация Алчевска пророссийскими боевиками поставила на грань гуманитарной катастрофы 100-тысячный промышленный город. Давлению и репрессиям подверглись редакторы и журналисты немногочисленных городских СМИ, вследствие чего городское медиа-пространство стало напоминать пустыню. Или заповедник, где бывшие неудачники, ранее слагавшие хвалебные оды партии регионов, начали обслуживать новых хозяев – вооруженных бандитов «ЛНР». Кто из вчерашних журналистов стал сотрудником «Министерства Правды» сепаратистской республики пытался разобраться кореспондент informator.lg.ua.
Реклама вперемешку с пропагандой
Издательская деятельность семьи Кулинченко распространилась на Алчевск в начале 2000-ных годов, когда рекламно-информационный еженедельник «Рио-Плюс» был приобретен хозяевами бывшей областной типографии.
С приходом на восток страны оккупантов бизнес луганчан в Алчевске не пострадал, однако сама газета съёжилась с 32-ух до 20 полос. «Рио-плюс» стала черно-белой в тон ЛНРовской повседневности, а частные и коммерческие обьявления теперь разбавлены официальной информацией областных и городских сепаратистских властей.
Поменялась и тематика коммерческого блока издания – рекламу вполне мирных услуг и товаров для дома потеснили объявления об обналичке пенсий и пассажирских перевозках в Россию и Украину.
Чтобы сохранить бизнес издатели всячески демонстрируют свою лояльность псевдовластям. Принадлежащая Кулинченко сеть киосков по продаже прессы частично переориентирована на торговлю сигаретами и продуктами питания. Неприкосновенность бизнеса семьи издателей можно объяснить и тем, что полиграфическое предприятие, находящиеся в их собственности, предоставляет печатные услуги новой власти. Боевикам, так или иначе, необходима такая производственная база, равно как и соответствующий персонал – это и спасает типографию от национализации.
Вечерний Алчевск и постоянные сумерки
Алчевская «вечёрка» была создана по прихоти стахановского предпринимателя-гинеколога Сергея Бондаренко. Газета должна была обозначить политические амбиции последнего. Хозяин здания химчистки в старом районе Алчевска в начале 2000-х годов приобрел полиграфическое оборудование и создал полиграфическую базу для издания.
Газета, как вероятно полагать, должна была стать медийным ресурсом, способным конкурировать с печатными изданиями других местных «бояр». Худо-бедно, но «Вечерний Алчевск» продолжал еженедельно выходить в свет тиражем, едва превышавшим 1000 экземпляров. Четыре полосы традиционно отдавалось под городскую тематику, при этом информация подавалась с привкусом «региональной» цензуры, что характерно для подобного рода изданий, чьи владельцы метили в городской или областной совет.
Неконфликтность и конформизм обеспечивали относительную окупаемость «Вечернего Алчевска» — газета распространялась среди преподвателей школ, в то время как уровень авторских материалов соответствовал ужасному полиграфическому качеству «вечёрки». В последние предвоенные годы единственным пишущим автором бондаренковского детища остался главный редактор издания – Иван Высоцкий.
Горожане не без иронии отмечали низкий уровень как профессиональной культуры, так и исключительную сервильность издания по отношению к местной власти.
С приходом в город банды «Призрак» под командованием Мозгового помещение редакции превратилось в штаб «комбрига». Такой выбор был обусловлен как политическими симпатиями владельца газеты, так и сауной с бассейном, расположенными внутри бывшей химчистки.
В настоящее время «Вечерний Алчевск» не издается, а сайт у издания отсутствует.
Огни сепаратизма
Еженедельник «Огни» (в советское время «Огни коммунизма») во время власти «Партии Регионов» оставался одновременно типичной коммунальной газетой и, как ни удивительно, кузницей журналистских кадров. Авторы «Огней» будто соревновались друг с другом в искусстве прислуживания регионалам, а устойчивый тираж сохранялся из-за навязанной всем чиновникам подписки.
Алчевских читателей «Огни» развлекали то абсурдными графическими решениями при верстке полос, то незамысловатыми филиппиками городским головам и их заместителям. Материалы коммунального издания подвергались жесткой цензуре и редакторы (а ими успела побывать большая часть алчевских журналистов) демонстрировали коллегам изчерканные красной рукой черновые полосы газеты.
Естественно, что определяющей в информационной политике «Огней» конца 2013 – начала 2014 годов, стала поддержка антимайдана и сепаратистских настроений. После эвакуации из зоны АТО большей части сотрудников коммунальной газеты и назначением на должность оккупационной администрации Натальи Пятковой, редакцию уже псевдо — «Огней» возглавила Юлия Харитон. Как сообщают наши источники из оккупированного Алчевска, госпожа Харитон не руководит редакцией, а лишь выполняет указания директора местного телевидения Корниенко.
Идейный сепаратист Сергей Корниенко, выполняющий при оккупантах роль координатора пропагандистских СМИ, оформлен в горсовете как сотрудник одного из коммунальных предприятий ЖКХ с минимальным окладом. Само телевидение производит как пропагадистские ролики крайне низкого качества, так и видеопоздравления.
Другой выходец из «Огней», Анна Полякова, устроилась под крылышком мэра-самозванца Пятковой на должность пресс-секретаря. С деятельностью пресс-службы оккупационной алчевской власти можно ознакомиться на сайте городского совета. Ресурс работает на WordPress’е и фиксирует все факты жизнедеятельности мэра-сепаратистки.
Стоит заметить, что дизайн «Огней» сворован у газеты «Неделя+», чей коллектив в полном составе покинул оккупированный город вследствие репрессий против единственного независимого и самого популярного городского СМИ.
Запечатленное безумие
Массовый исход интеллигенции и, в частности, медийщиков из оккупированного Донбасса открыл доступ к карьере для множества нечистоплотных «журналистов».
Практическое отсутствие конкуренции в городских и обласных СМИ позволяет дилетантам транслировать контент чудовищного качества на всё ёщё значительную аудиторию. Городской сайт myalchevsk.com редактируется Александром Алексеевым, в прошлом – незадачливым репортером городских изданий.
Сам Александр предстает перед читателями то в роли репортера, который берет интервью у боевиков, то в роли поклонника таланта местных и заезжих «звезд» и знаменитостей. Среди бандитов любимым персонажем Алексеева был уже покойный Мозговой, да и вообще к «бригаде Призрак» пропагандист Александр питает симпатию.
Несмотря на комичность этого персонажа, поспешу расстроить читателей – его видео набирают немалое количество просмотров, а сам Алексеев удачно коммуницирует с «гостями республики», которые призваны своими посещениями «лнр» лигитимизировать статус бандитской власти.
Нелепое гетто нелепых надежд
С наступлением в Крыму и на Донбассе долгой «русской весны» там поменялся и медийный климат. Несмотря на «теплое» название сепаратистского бунта, в регионе наступили лютые заморозки. Журналисты луганских и донецких изданий были вынуждены спасаться от отморозков, вооруженных не только российским оружием, но и манией уничтожения свободы слова.
На сегодняшний день кроме пропагандистских изданий и кустарного телевидения, в городе не издается и не производится ровно ничего. Более того – жители Алчевска лишены любой информации из Украины. В этом информационном геноциде виновны не только российские пропагандисты. Очевидно, что люстрация должна коснуться и добровольных сообщников террористов из числа журналистов, так как их преступление – манипуляции со словом, которые уже привели к войне и отбросили назад в развитии огромный регион Украины.
Александр Дванов для informatory.lg.ua