Все СВОБОДны. Необычайные приключения националистов на Луганщине (Часть 2)

На сайте ВО «Свобода» размещен материал, в котором сообщается о переходе националистов в подполье на Луганщине. Речь, естественно, об оккупированной части области. «… Мы ставим целью сохранить в памяти эти страницы, чтобы они остались для следующих поколений как пример непокоренной борьбы и подтверждение того, что имена украинских националистов не должны быть забыты» — пишет Богдан Савур. Корреспондент нашего издания предлагает читателям вспомнить самые яркие шоу этой политической силы в предреволюционные и предвоенные годы.

Одна раса, марш УПА в Стаханове и коммунисты на подтанцовке

Перекошенные лица, факелы, крики «одна раса, одна нація, одна батьківщина – це Україна», горящие красные флаги – этим запомнилось «празднование» октябрьского переворота 7 ноября 2012 года.

Во время акции один из лидеров луганских свободовцев, Артем Заика, находился рядом и не участвовал в шоу. Таким маневром руководство партии отсеивало «буйных» от тех националистов, кто будет пригоден для дальнейшего партийного строительства.

Слово бывшему активисту партии: «Значительную часть осередка свободы составляли люди откровенно нацистских и расистских взглядов, которых партия, учитывая кадровый голод, вынуждена была использовать в агитации и во время выборов в качестве наблюдателей».

Перед ВО «Свобода» и её областным представительством стояли куда серьезные задачи, принимая во внимание присутствие депутатов-националистов в Верховной Раде и сотрудничество с «Батькивщиной» и «УДАРом» в формате оппозиции к Партии Регионов и КПУ.

фото 7. Артем Заика, Ирина Веригина и Сергей Топтун

За три недели до этого в Стаханове тоже появились флаги «Свободы». По одной из версий, озвученной, впрочем, карманными «региональными» СМИ, свезенные со всей области «фашисты» и «футбольные хулиганы»,  решили провести марш в честь героев УПА и столкнулись с коммунистами и казачками. Такое изложение позволяло Партии Регионов представить себя в качестве единственной политической силой, противостоящей радикалам (украинским националистам и пророссийским шовинистам).

По версии самой «Свободы» в марше УПА действительно участвовали сочуствующие этой политической силе, а коммунисты и православные казачки напали на участников марша.

Эти два события показали, что в регионе, помимо «Свободы» есть и другие сторонники украинской патриотической идеи, а монополия официальных партий и движений – видимость.

«Сор из избы», или как все было на самом деле

Перешедшая из политического маргинеса в класс политических тяжеловесов, Свобода обросла новыми сторонниками. О том, как это было, в рассказе одного из луганских националистов Егора Ременця, который мы приводим без правок.

«Свобода» в своё время не могла не понравится. Особенно людям, которые сами хотели что-то менять. На фоне аморфности других проукраинских политических сил свободовцы выгодно отличались. Их представители не боялись встречаться с людьми, агитировать на улицах, причём не только во время предвыборных кампаний. А для ориентированных на Украину людей Донбасса такие шаги много значили.

Егор Ременець

Свободовцы предлагали не просто пути решения проблем, а приглашали людей совместно их решать, создавать местные партийные организации, привлекать активных граждан, формировать списки для участия в местных выборах. Т.е. действовали представители «Свободы» нестандартно, и благодаря этому смогли привлечь в свои ряды немало активных, патриотично настроенных луганчан. Особенно свободовцы активизировались после парламентских выборов 2012 года, на которых ВО «Свобода» показала довольно хороший результат. Тогда же в каждую область политсоветом партии был назначен куратор из числа нардепов. Луганская область «досталась» Игорю Швайке, который был главой харьковской областной партийной организации. А ситуация сложилась интересная. Луганская область была единственной, где не было зарегистрировано областной организации ВО «Свобода», не говоря уже о городских и районных ячейках. Люди, конечно, были. В основном, старые «руховцы» и студенты. После выборов 2012-го года в «Свободу» начали приходить активные люди, которые хотели реализации своих планов и идей, участия в выборах местных органов власти. Для этого нужно было регистрировать партийные организации на местах. Вот тут и возникла необъяснимая проблема. Свободовцы на местах, кроме регулярных поставок партийных газет для раздачи на улицах, так ничего больше и не дождались. Ни документов, ни регистрации. Швайка с самого начала взял управление областной организацией в свои руки. Работал он исключительно с людьми, которые беспрекословно его слушались, в основном молодежью. Старые «руховские» кадры, пытающиеся ему возражать, он всячески третировал и настраивал против них остальных. Руководство осуществлялось в вождистском стиле, в виде спущенных сверху инструкций иуказаний. Мнения и предложения людей на местах Швайку, да и политсовет партии, похоже, совершенно не интересовали. Акцент в работе луганской организации был сделан на борьбу с КПУ, в то время как Партию регионов «трогать» не следовало. Вспоминается вояж Швайки по Луганщине в феврале марте 2013 года. Тогда местными свободовцами были организованы встречи народного депутата Швайки с избирателями в Стаханове, Брянке, Алчевске. И на каждой встрече присутствовали КПУшники, которые буквально сопровождали Швайку в его турне. В частности, в Алчевске встреча была сорвана пьяными «антифашистами» из КПУ, которые спровоцировали драку в актовом зале школы.

И вообще, люди, поверившие руководству «Свободы» кроме красивых слов, митингов для самопиара и партийной макулатуры больше ничего не увидели. Главное — регистрация партийных организаций, формирование избирательных списков, участие в местных выборах — сделано не было, вплоть до начала Майдана. Это и было основной причиной, из-за чего я, мои друзья, и ещё немало активных людей, охладело к «Свободе». Создавалось впечатление, что руководство партии играло на Луганщине в какую-то свою игру, правила которой кардинально противоречили красивым лозунгам, декларируемым свободовскими спикерами».

Майдан обречённых

Как в столице, так и в Луганске политики попытались возглавить и направить в полезное им русло протестные настроения. Если в Киеве над Майданом на «йолке» был вывешен портрет Юлии Тимошенко,  то в Луганске представители разных партий и движений вместе выступали на вече. Рядом с главой местной «Батькивщины» Веригиной и её замом Топтуном во время митингов стояли представители РПЛ, УДАРа и, конечно, «Свободы».

Со временем заявил о себе Громадський Сектор луганского Евромайдана, к акциям которого политики не присоединялись. Несмотря на «деление на фракции» ценности и тех, и других совпадали. Перед лицом вполне неэфимерных угроз со стороны «титушек», патриотическая громада луганщины стала демонстрировать тенденцию к объединению.

В наиболее трагические дни противостояния с диктатором на одной сцене можно было увидеть непримиримых противников – Магрицкую, Снегирева и Кобзева.

Судьба как лидеров, так и рядовых участников протеста сложилась по-разному. Имя Ирины Магрицкой попало в список «врагов республики», что вынудило её бежать из охваченного ужасом Луганска.

Значительная часть бывших сторонников «Свободы» и действительных членов партии защищают Украину от врага в составе добробатов и ВСУ.

Артем Заика, для попадания которого в Верхвную Раду по спискам партии (тоже очутившейся вне стен парламента) не хватило нескольких процентов голосов, организовал мощный волонтерский центр для помощи нашим военным.

Прагматичный Игорь Швайка получил портфель министра аграрной политики и продовольствия в правительстве Арсения Яценюка и возглавлял ведомство с февраля по декабрь 2014 года.

По словам участников луганского Евромайдана «Свобода», с одной стороны, способствовала радикализации протеста, с другой – отказывалась солидаризироваться с остальными группами Евромайдана, отстаивая свою партийную исключительность.

Нет свободы оккупантам

Данных о деятельности свободовцев на оккупированной территории мало по объективным причинам. Известно, что при участии областной организации партии освобождались заложники сепаратистов и украинские военнопленные.

Пророссийские бандиты внесли свободовских активистов в «расстрельные списки» и предполагать гласность в освещении партийной работы партии не приходится.

На сайте «Свободы» сообщается о начале проекта по документализации сопротивления террористам «ЛНР».

Свободовец Тарас Попов, среди прочего, сообщает:

«Было сделано чрезвычайно много для нашей победы, для спасения наших солдат. В начале войны и до сентября 2014 мы имели возможность предупреждать штаб АТО об обстрелах за полчаса-час до их начала. Этим мы спасли не один десяток жизней. К сожалению и сегодня мы не сможем рассказать о всех наших подпольщиках, назвать их настоящими именами, о всех наших акциях — в первую очередь ради безопасности этих людей»

Политический опыт луганской «Свободы» продемонстрировал, что сторонников идеи единства Украины на Донбассе было достаточно, а миф о тотальной поддержке действий РФ – лишь миф.

Вместе с тем в условиях военного вторжения агрессора разделение немногочисленных сторонников на партии и группы сыграло не последнюю роль в поражении патриотов в Луганске.

Александр Дванов для informator.lg.ua

Прочитать первую часть можно здесь

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: