Он стоял на площади и пламенно вещал собравшимся массам о том, как скоро изменится к лучшему их серая жизнь, когда все они в едином порыве, собрав волю в кулак, встанут с колен, и, пойдя на референдум, скажут решительное «да» отделению от Украины… Толпа одобрительно гудела, слева приветливо махал рукой юный сын, а он самодовольно улыбался и уже мысленно видел себя в уютном кабинете в качестве главы города. «Народный мэр» — так нарекли его в народе, и этот титул грел его честолюбивое сердце.
Через пару месяцев ему наденут мешок на голову и схватят бойцы одного из украинских батальонов.
Николай Бойко — ученый муж, «народный мэр», один из главных сеятелей ядовитых зерен сепаратизма в Алчевске и просто человек, славящийся фатальной невезучестью. О взлётах и падениях одного из самых ярких персонажей «республиканского политбомонда» — в расследовании Informator.lg.ua.
Как всё начиналось
Родившись в преподавательской семье, юный Николай решил связать свою жизнь с наукой – и это неудивительно. Его отец, известный в городе Зельман Финкельштейн, работал в Коммунарском горно-металлургическом институте, где пользовался большим авторитетом.
Финкельштейн младший (взявший себе фамилию матери – Бойко), пошел по стопам отца, и в 2000 году получил профессию инженера-электромеханика.
Вскоре будущий «народный мэр» не без помощи отца идёт в бизнес: открывает магазин бытовой техники.
В 2006 году неудачно баллотируется в городской совет, а через год Николай вступает в ряды КПУ.
В 2010 году у Бойко замечены первые позывы попасть в мэрское кресло – он баллотируется на выборах городского головы, но занимает «бронзу». Не став мэром, будущий сепаратист пополняет ряды депутатов местного совета по спискам коммунистов.
Будучи депутатом, Бойко выполняет функции секретаря постоянной комиссии по вопросам городского хозяйства и экологии.
Через два года, повздорив с коллегами по партии, Бойко решением луганского обкома КПУ был изгнан из рядов почитателей идей Ленина. Как рассказала глава алчевского горкома КПУ Ольга Лещенко, данное решение было принято из-за того, что Бойко вредил своему однопартийцу Александру Бебешко, мешая его избирательной кампании.
Драка с детьми и поиски «крысы-гниды»
Следующей весной Николай, как и прежде, лелеющий мечту стать городским головой, делает вторую попытку и опять баллотируется в мэры, в этот раз от ПСПУ. И снова занимает третье место, уступив победу Владимиру Косюге и набрав всего 7,78% голосов. Рассказывают, что Бойко очень близко к сердцу принял очередную неудачу, переживая проигрыш чуть ли не до слез.
Видимо, низкий рейтинг Бойко сам себе и обеспечил, регулярно встревая в склоки, конфликты и грязные интриги.
Например, в феврале 2013 во время визита в Алчевск народного депутата от ВО «Свобода» Игоря Швайки, Бойко ввязался в драку с несовершеннолетними сторонниками «Свободы», развернувшими на встрече партийный баннер.
Далее в жизни Николая настала чёрная полоса: погрязший в долгах, Бойко лишается своего бизнеса и идет работать в «Алчевскпастранс» — местное троллейбусное управление на должность главного инженера.
Но неугомонный Николай и здесь становится героем скандала, на этот раз «кассетного».
Склонный к интриганству, новоиспеченный инженер Бойко «сливал» журналистам информацию о плачевном состоянии дел «пастранса», а после втихую записал на диктофон и обнародовал ругательные высказывания тогдашнего руководителя предприятия Холодова, которые тот произнес в адрес коллектива с целью вычислить «крысу и гниду». Выносящих сор из избы не любят нигде, и вот, наш неудачник с треском уволен, и, оказавшись на вольных хлебах, активно подыскивает себе новый вид деятельности.
Бойко и койка: референдум, ранение, бегство и арест
Весной 2014 года Бойко становится одним из самых активных участников «русской весны»: он выступает на каждом митинге и встрече с горожанами, активно призывая отделиться от Украины и провести «референдум». Такие старания Николая даром не проходят – за ним прочно закрепляется титул «народного мэра».
Кроме того, Бойко буквально днюет и ночует возле захваченного 6 апреля сепаратистами здания луганской СБУ.
После проведения «референдума» Бойко и сотоварищи начинают делить должности, однако мэром Николай так и не становится – городом продолжает править Косюга.
2 июня 2014 года невезучий Николай Бойко стал жертвой взрыва на ступеньках у луганской ОГА, где принимал участие в заседании в качестве депутата народного совета «ЛНР». С огнестрельным ранением левой голени он был госпитализирован в алчевскую травматологию.
Чуть окрепнув, сепаратист-неудачник понимает, что закрепиться на местном политическом Олимпе шансов становится все меньше. Более того, в конце июля в город прибыла бежавшая из Лисичанска банда Мозгового «Призрак». В те же дни Бойко неожиданно для всех делает в Фейсбуке заявление, ставшее для многих неожиданным, в котором обвиняет «ополченцев» в мародерстве и грабежах.
«Уж кого-кого, но никто не обвинит меня в том, что я против федерализации и максимального расширения связей с Россией. На этот алтарь я положил все! Буду за это и дальше, взглядов я не меняю. При этом я не могу не выразить свой протест против так называемых «ополченцев», которые в Алчевске занимаются мародерством и другими делами которые бросают тень на саму идею. Мне стыдно за них! Мы делали все для мира в городе, не строили ни одного блокпоста, Алчевск оставался островком стабильности и эталоном этого. Теперь этого, к сожалению, нет…», — написал тогда Николай Бойко. Написал и… исчез из города, видимо, боясь расправы за свои слова со стороны коллег-«ополченцев».
Советник министра МВД Антон Геращенко увидел в «прозрении» Бойко хороший знак, и даже пообещал амнистию «народному мэру», если тот сам явится к правоохранителям с повинной и покаянием.
Но недолго наш герой нежил свои телеса в ласковых азовских водах. 11 августа спецбатальон «Днепр» задержал Николая Бойко в одном из отелей Мариуполя, и отправил его в Днепропетровск. Кадры допроса, где махровый сепаратист из Алчевска грустно «кается» с одетым на голову мешком, облетели всю страну.
Перепуганный адепт «русского мира» изменил тактику, давя на жалость «карателей», утверждая, что «ошибся», и якобы раскаиваясь в содеянном.
«Конечно, то, что здесь нахожусь, немножко по-другому открывает глаза на многие вещи. Честно говоря, я думал, что надо прощаться с жизнью. О хунте — да, кричал. О карателях. Ну о том, что пьют кровь — я понимал, что не пьют. Но о том, что фашисты — да. Я так считал. Да, надо было всем вести себя немножко по-другому. На самом начале. И это избавило бы от крови и трагедии в стране», — грустно говорил пойманный «народный мэр».
Бойцы «Днепра» передали Бойко в руки СБУ, и на некоторое время он исчезает из поля зрения СМИ.
Коля и воля: университет + кабаки
Какое же было удивление алчевцев, спустя месяц увидевших Бойко живым и здоровым, спокойно разгуливающим по родному городу! Почему один из главнейших сепаратистов города не понес реальной кары и был отпущен? Как оказалось, в этот раз Бойко оказался всё же везунчиком: он был отпущен в рамках обмена на несколько украинских военных.
«Видел Колю Бойко. Стоит себе такой, в модном костюме, с модной мобилой на лестнице нашего универа, с улыбочкой счастливого элэнэровского препода. Что-то кому-то рассказывает… Интересно, ребята из батальона «Днепр» знают, что его отпустили?», — рассуждал очевидец, студент местного университета.
Понимая, что мэрское кресло ему уже не светит, а доверие коллег-сепаратистов утрачено, Бойко, вернувшийся в родной университет ДонГТУ, захотел стать ректором, но, с течением времени и эта мечта стала недостижимой.
В наши дни Николай Бойко продолжает посещать сессии алчевского горсовета в качестве депутата, работает в ДонГТУ проректором по научной работе и в свободное время разгульно отдыхает в местных барах и кабаках.
Почему так легко и вольготно живется Николаю Бойко? Почему ростки сепаратизма в Алчевске дали всходы и успешно проросли в смертельное терновое поле, имя которому «ЛНР»? Ответы на эти вопросы, видимо, дадут и те, кто отпустил на волю Николая, мечта которого стать мэром так и не сбылась.
Алексей Кириллов, для Informator.lg.ua