18 ноября 2015 года на рассмотрение Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству был подан законопроект № 931766-6 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» авторства Члена Совета Федерации Андрея Клишаса, а также ряда депутатов Государственной Думы РФ.
Проектом федерального конституционного закона в целях «защиты основ конституционного строя Российской Федерации» предлагается разрешить уполномоченному органу обращаться в Конституционный Суд. Нормативно-правовым актом предусмотрено что «храм Фемиды» должен решить, соответствует ли конституции решение межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, вынесенное по жалобе против России и подлежит ли оно исполнению.
Под «межгосударственным органом по защите прав и свобод человека», исходя из неофициальных комментариев представителей власти РФ, следует понимать Европейский суд по правам человека. Так, по мнению зампреда Комитета по конституционному законодательству Госдумы Вадима Соловьева, принятие данного законопроекта необходимо, поскольку целый ряд решений Европейского суда по правам человека носят «заказной» характер и речь идет о защите национальных интересов.
Законопроект был рекомендован Комитетом по конституционному законодательству к рассмотрению Государственной Думой. Единственным членом Комитета, который проголосовал против законопроекта, был депутат Дмитрий Гудков. Он считает, что в случае принятия закона российские власти будут действовать «по принципу «что хочу, то и ворочу».
Дмитрий Гудков, депутат Госдумы РФ
Напомним, что Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) не является частью судебной системы России, как, в прочем и Украины. Исполнение его решений осуществляется в рамках исполнения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Европейской конвенции по правам человека), ратифицированной РФ на основании Федерального закона от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ. В соответствии со ст. 46 Конвенции, Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются исполнять окончательные постановления Суда по делам, в которых они являются сторонами. Таким образом, отказ от выполнения решений ЕСПЧ является нарушением норм международного договора, положения которого являются обязательными для России.
В соответствии со ст. 26 Венской конвенции о праве международных договоров, каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться. Далее в ст. 27 сказано, что государство не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора. Таким образом, даже приняв законопроект № 931766-6, Россия не будет иметь права уклоняться от выполнения решений ЕСПЧ, а в случае такого уклонения к РФ должны быть применены политические меры воздействия, прежде всего касающиеся её участия в Совете Европы.
Политика избирательного отказа России от выполнения взятых на себя обязательств по международному праву хоть и не является чем-то новым, но, пожалуй, впервые закрепляется в национальном законодательстве. В случае, если Законопроект № 931766-6 будет принят, то в случае, если не последуют заявления государств-участниц Европейской конвенции по правам человека с осуждением действий РФ, а также необходимые политические меры воздействия, то Россия создает прецедент, на который в дальнейшем могут ссылаться государства для отказа от выполнений неугодных решений органов международного правосудия.
Но возможные санкции по отношению к РФ – это не самые опасные последствия правового нигилизма России, тем более, что касаться они будут непосредственно нарушителя. Законопроект № 931766-6 ставит под сомнение авторитет и общеобязательность норм международного права. Поэтому, куда более фундаментальной проблемой, которою создает Россия является расшатывание устоев современного международного правопорядка.
По определению юристов-международников, международный правопорядок представляет собой систему международно-правовых отношений, призванную придать сообществу государств структурную устойчивость на основе целей и принципов международного права. То есть первейшей функцией международного права является упрочнение существующей международной системы. Данная задача осуществляется, в первую очередь, принципом «договоры должны соблюдаться», закрепленным в указанной ст. 26 Венской конвенции, а также в ст. X Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанного, в том числе, СССР. С поправкой на место государства в системе международных отношений, такой подход позволяет обеспечивать международную законность и относительную стабильность международного правопорядка.
Игнорирование норм и принципов международного права, как основы современного международного правопорядка уже стало основной чертой внешне- и внутриполитического курса РФ и Законопроект № 931766-6 полностью ему соответствует и является симптомом хронической болезни этой страны, которая при дальнейшем попустительстве со стороны международного сообщества может охватить других субъектов международных отношений.
Богдан Мельникович, юрист благотворительной организации
«Благотворительный фонд «Восток-СОС»