На автомобилях МЧС и под охраной украинских военных школьники отправились на отдых в Киевскую область. Что пережили дети и их родители и как выживает село Крымское, растерзанное войной, в репортаже журналистов informator.lg.ua.
«Нам позвонили из «Восток-SOS» и сказали, что дают на школу 26 путевок. Едут ученики 2-11 классов. Малыши не поедут, нянечку к каждому не приставишь, – рассказывает директор крымской школы Ирина Бугера: детки едут в оздоровительный лагерь «Зоряный» в Мироновском районе Киевской области, будут учиться по школьной программе и усиленно заниматься английским языком».
Педагог отмечает, что с ребятами будет работать психолог. Некоторые дети прожили здесь со своими близкими под обстрелами целых полгода. Школьникам будет предоставлено пятиразовое питание, а в выходные дни дети будут посещать с экскурсиями Киев.
«Развлекательная программа будет насыщенная, – говорит Ирина Бугера: там недавно отдыхали дети из Трехизбенки и все они остались довольны».
Ожидая транспорт вместе со своими подопечными, директор рассказывает, что за последнее время в школе «стало тепло, тихо, уютно, хорошо». Усилиями волонтеров и украинских властей в здании вставлены окна и работает новая система отопления.
«Скоро будет международный день волонтера, и, знаете, нам есть кого поздравить с этим праздником! За последний год мы приобрели множество друзей со всей Украины. Два раза дети были в Дрогобыче — поездки организовал дрогобычский «Каритас», а усилиями общественной организации «РЕМА» дети побывали в Днепропетровске. Сейчас дети отдохнут в Киевской области, а уже зимой директора тернопольских школ и священник Иван Гуня приглашают нас в Тернополь. Думаю, что все будет хорошо у нас!»
Для школьников такие поездки – настоящее приключение и возможность сменить гнетущую обстановку. Детям, помимо бытовых трудностей, ещё и попросту скучно. Девочка-второклассница, смущаясь, рассказывает, что раньше друзей было много, но они все поразъехались – не с кем погулять. К виду вооруженных людей в форме дети привыкли. Украинские солдаты здесь чуть ли не единственные помощники. Во время разрушительных боев жителям помогал «Красный крест», а продукты привозили солдаты.
Бабушка одного из «путешественников» вспоминает, что хлеб и остальные продукты им привозили бойцы ВСУ прямо на БТРе.
То же касается и медицины. «Лекарствами нам помогали солдаты – вспоминает Надежда Васильевна — были вонные врачи и помогали нам при первой просьбе. Слава Богу, что никто не болел сильно».
До Лисичанска детей сопровождают бойцы 24 ОМБр.
Пресс-офицер бригады сообщил, что «Когда командование бригады узнало о том, что будет вывоз детей из Крымского, командир 24 ОМБ принял решение предоставить детям автобусы.
До нормального шоссейного покрытия школьники, в сопровождении охраны бойцов ВСУ будут доставлены сотрудниками МЧС, а дальше — автобусами до железнодорожной станции. В Киеве их встретят гражданские, а здесь мы обеспечиваем безопасность детей и транспорт, чтобы они могли нормально выбраться из района боевых действий.
Офицер также сообщил, что противник сосредоточил усилия для провокаций наших военнослужащих и неизвестно, какими будут его действия сегодня.
В ожидании автобусов дети обсуждают военных — «оружия много», а волонтеры тернопольского «Автомайдана» угощают школьников яблоками и конфетами.
Вскоре становится понятно, почему для проезда из Крымского задействованы автомобили МЧС и ВСУ – дорога попросту отсутствует, а там, где сохранились остатки асфальтового покрытия, полотно изрыто то ли воронками от снарядов, то ли просто ямами глубиной в половину КРАЗовского колеса. Проехать полями так же трудно, а иногда и просто невозможно. О выезде из Крымского МЧСники шутят: «Сейчас проскочим «Дорогу Жизни» — главное её проехать!»
Осенью и весной грунтовые дороги приходят в негодность. Попалась в ловушку из липкой осенней грязи и машина тернопольских волонтеров – микроавтобус пришлось вытаскивать с помощью трактора.
По этой дороге проходило снабжение Крымского во время ожесточенных боёв, по ней и сейчас идет снабжение оставшихся в своих домах жителей. О страшных днях рассказывает местная жительница, которая оставалась под обстрелами, не имея возможности покинуть линию фронта.
«Стало, конечно, спокойнее, дети учатся – хорошо, что школа работает. Учителя-пенсионеры вернулись на работу, спасибо им. Бугере Ирине Викторовне спасибо, что она колотится с нами, переживает за наших деток. Пережили мы страшное время. В огороде у погреба упал снаряд, 7 декабря 2014 был обстрел, чудом не пострадал муж и внук. Стекла летят, муж накрыл собой внука. Из-за обстрела ребенок оглох ненадолго на одно ухо и стал заикаться. Вокруг все свистит-летит, а где приземлится — неизвестно. Прятались в соседском подвале — наш подвал не подходит для бомбоубежища. Так и жили там».
Женщина рассказывает о пережитом, вспоминая, среди прочего, страшные детали военных будней: сон не более 2-х часов в сутки, воду из Донца, снаряд, залетевший прямо в ванную комнату скромного дома. Их внуку Саше приходилось во время обстрелов затыкать уши ватой — становилось не так страшно. В прошлом году мальчик практически не ходил в школу. Сейчас в классе, где он учится, всего четыре ученика, а в самом Крымском пока что 319 жителей.
«Когда все более-менее успокоилось, люди стали возвращаться и заработала школа», – говорит Надежда Николаевна и, смущаясь, придерживает неказистую входную дверь, которая раньше закрывала сарай. Старая массивная дверь превратилась в щепки после попадания во двор мощного снаряда. Супруг Надежды на скорую руку сделал ремонт и внешнюю электропроводку – владельцам пострадавшего жилья выделили шифер и цемент.
Родители школьников, благополучно добравшихся до железнодорожного вокзала Лисичанска, теперь прикидывают, во что обойдется им отопительный сезон. Цена на газ в пострадавших районах не меньше, чем в других регионах Украины. Более того, жителям Крымского предстоит погасить задолженность за потребленное «голубое топливо» и электричество за период, когда коммунальные платежи не принимались из-за боевых действий. Альтернативой газу стали дрова. Деревянное топливо заготавливают в лесу неподалеку местная молодежь. Этот промысел позволяет лесорубам сводить концы с концами, а пенсионерам – экономить на дорогущем газе.
2.5 кубометра дров стоят в Крымском 600-700 гривен, а на оплату газа может уйти вся пенсия. Другая проблема – вода. Многие жители пользуются пластиковыми бочками, а воду набирают у соседей-счастливчиков, у которых во дворе остались неповрежденные скважины.
Под обстрелами такими же везунчикми были хозяева капитальных подвалов, вынужденными жильцами которых становились жители целых улиц.
Сейчас в Крымском пустынно. Низкое пасмурное небо нависает над покинутыми домами, окна которых до сих пор плотно занавешены одеялами – во время обстрелов любой огонек привлекал обстрел. То здесь, то там попадаются разрушенные то ли временем, то ли артиллеристским огнем здания с черными глазницами выбитых окон.
На вокзале Лисичанска значительно веселее. Впереди отдых в комфортных условиях и общение со сверстниками, которые не видели войны.