Для того что бы понять, что происходит вокруг тебя, нужно “подняться” над ситуацией и взглянуть на все со стороны. В мире есть много возможностей заглянуть в будущее, побывав на территориях, где происходили события в общих чертах схожие с событиями в Украине. Мне удалось сделать это, посетив столицу Никосию, которая разделена стеной между Республикой Кипр и непризнанной Турецкой Республикой Северного Кипра. Эта статья призвана, не выяснять кто прав или кто виноват, а взглянуть на оккупированную территорию 41 год спустя.
Как это было на Кипре: недавняя история
История говорит о том, что в 1974 году произошло вторжение турецких вооруженных сил на территорию северного Кипра для защиты туркоязычного населения. Конфликт между греческими киприотами и турецкими войсками был не долгим, но напряженным. В результате конфликта остров Кипр оказался разделён на Север, контролируемый турками-киприотами (а по факту Турцией), и Юг, контролируемый кипрскими греками. Около 200 000 греков-киприотов были вынуждены покинуть территорию Северного Кипра, 2 тысячи человек летом 1974 года пропали без вести.
Никосия последний город среди столиц Европы, который разделен на две части. Именно этот факт заставил поехать туда и узнать как же сейчас обстоят дела в разделенном городе. Тем более, что есть возможность побывать по обе стороны разграничения.
Первые впечатления, смешанные чувства.
Что удивительно, некоторые официанты в кафе где мы останавливались во время путешествия по Южному Кипру спрашивали нас посещали ли мы территорию Северного Кипра. Услышав отрицательный ответ — советовали съездить. Это означает мирный настрой «южан» по отношению к своим соседям на Севере.
Подъезжая к городу, первое, что мы увидели это огромный флаг Турецкой Республики Северного Кипра нарисованный на склоне горы. Этот флаг видно на расстоянии в несколько километров и даже неосведомленному человеку становиться ясно, что там начинается оккупированная территория.
Флаг Турецкой Республики Северного Кипра видно далеко за пределами оккупированной территории (примечания автора)
Автобус привез нас на промежуточную автостанцию в самый центр столицы. Остановка была рядом со знаменитой стеной древней крепости в виде цветка, которую строили еще венецианцы в XVI веке. Как раз по её центру и прошла линия разграничения.
Древняя крепость в самом центре Никосии, разделенная на две части стеной
Решив все организационные вопросы, оставив багаж мы отправились на прогулку по городу. Так получилось, что когда, мы подошли к линии разграничения уже начало темнеть. Это был не центральный пропускной пункт, а просто проход в стене в отдалении от шумных и людных улиц. Блокпост появился в темноте, привлекая внимание мешками с песком и серпантином колючей проволоки. Он сразу вызвал неприятные ощущения, наверное, из-за воспоминаний о путешествиях сквозь блокпосты в Луганской области. Только было значительное различие, рядом с ним сидели ребята в военной форме с прохладительными напитками в руках и расслаблено вели беседы, мало обращая на нас внимания.
Город жил своей привычной жизнью, прогуливались туристы, работали бесчисленные лавки с сувенирами, ездили машины. С первого взгляда ничего не говорило о существовании стены.
“Стена” — это условное название. На самом деле линия разграничения состоит из зданий с заколоченными окнами и дверями, заборов, бетонных плит, огромных железных пластин. Все это обозначено колючей проволокой и во многих местах перегорожены даже подходы к стене, перекрыты части улиц.
Условная стена-перегородка между свободной и оккупированной территориями
Путешествие “по ту” сторону стены
На следующий день мы целенаправленно двинулись к главному пропускному пункту. По правилам, можно пройти “на ту” сторону всего на три часа. Так как, Турецкая Республика Северного Кипра признана только Турцией и Абхазией, а штамп делает паспорт недействительным в остальном мире, поэтому никаких отметок не ставится.
Перед нами была одна из самых оживленных туристических улиц Никосии, улица Ледра. Работали многочисленные ресторанчики, магазины сувениров и одежды, лавки со знаменитым кипрским мороженым. В конце улицы стоял памятник посвященный событиям 1974 года.
Памятник возле центрального пропускного пункта
За памятником турникет и небольшое помещение, в котором находятся пограничники, проверяющие документы. Этот переход был открыт совсем недавно, в 2008 году.
Турникет греков-киприотов
Что интересно, при выходе из Республики Кипр нет никаких проверок, просто открыт проход между зданием и турникетом. Через 20 метров стоит пропускной пункт Турецкой Республики Северного Кипра.
Там с большим старанием пограничники проверяют и сканируют паспорта всех кто желает пройти на их территорию. Значительно больше людей в форме, но туристы ходят все с той же беспечностью и с любопытством глазеют по сторонам. Не смотря на указатели о запрете фотографировать и суровые лица пограничников, мне удалось сделать несколько снимков.
Красноречивые знаки на оккупированной территории Кипра
Пройдя все турникеты мы увидели такую же шумную туристическую улочку только с большим количеством ювелирных магазинов и пунктов обмена валют.
Продолжение улицы Ледра только с турецким колоритом
Обмен валют сразу на входе в оккупированную территорию. Все для удобства туристов
Почти везде были двойные ценники указывающие на стоимость товаров и услуг как в турецких лирах, так и в евро. Иногда попадались ценники только в лирах.
Двойные цены в кафе — обычное дело
Пройдя 300 метров по улице, мы с удивлением обнаружили, что она резко закончилась, а вместо ресторанчиков и магазинов по сторонам были закрытые витрины или парковки автомобилей.
Разрушенные здания в центре столицы никого не удивляют
Бывшие живописные улочки курортной столицы Кипра
Бурно “развивающийся” бизнес на оккупированной территории
Чем дальше мы проходили в глубь оккупированной территории, тем больше Кипр напоминал Турцию. Только такую, в которой давно не делали уборку.
Пыльный беспорядок прямо на улицах города
Никосия — город контрастов
Мы были два года назад в Турции и долго удивлялись какие там хорошие дороги и новые, красивые здания. Так вот, то, что мы увидели на оккупированной территории Кипра создало впечатление упадка и неопрятности.
Обычное жилище местных жителей
Даже в центре такого популярного туристического города удивляли заброшенные здания.
Пансионат в явном упадке
Разруха в центре столицы одного из самых популярных курортов Средиземноморья
Везде висели большие и маленькие красные турецкие и белые республиканские флаги.
флаг Турции на оккупированной ею территории
Большой портрет Мустафы Кемаль Ататюрка — первого президента Турецкой Республики и многоуважаемого турками человека, красовался на одной из площадей города.
Привлекло внимание наличия большого рынка-муравейника, где вперемешку продавалась одежда и продукты, обувь и хлеб. Что характерно, на стороне Республики Кипр мы не встретили ни одного такого рынка, все товары продавались в магазинах.
В воздухе стоял запах специй и слышался громкий звук призыва к молитве из ближайшей мечети.
Бог один — религий много
На территории Кипра часто можно услышать о возмущениях христиан греко-киприотов тем, что турки переделали храмы в мечети. Подойдя поближе к источнику звука, мы увидели христианский храм, но на пороге стояла обувь, внутри был огромный ковер на полу и не было икон. Лепнина над нефом была сбита.
Бывший храм, а теперь мечеть с флагами Турции и Турецкой Республики Северного Кипра
Из одной части храма достроили высокую башню, которая стала минаретом. Интересно, что окно в виде креста внизу этой башни осталось нетронутым. Очень необычно выглядит сочетание мусульманского минарета и христианского креста.
Минарет с христианским крестом — удивительное сочетание
На входе была табличка с бывшим названием “Собор святой Софии”. Самая большая и самая старейшая готическая церковь Кипра. Мечетью она стала еще в XVI веке.
Та самая табличка с обозначение бывшего названия собора
Есть много случаев, после 1974 года, превращения христианских храмов в мечети. К сожалению за три часа экскурсии мы не успели их найти.
Рядом находится здание бывшего храма. Там сделали площадку для танца Дервишей, который можно посмотреть, заплатив определенную сумму денег за билет.
Часть Собора, а теперь площадка для танца Дервишей
На кованных воротах возле мечети были прикреплены яркие плакаты с агитацией местных политиков. Обещания этих людей заключались в постройке коммуникаций (передача электроэнергии) с континента на остров. Приводились схемы и подробное описание. На территории Турецкой Республики Северного Кипра нет ветрогенераторов, как на Юге, поэтому ощущается нехватка этого ресурса.
За мечетью находятся традиционные турецкие бани. Рядом стоит здание, показывающее всю полярность происходящего. Одна половина — это красивый ухоженный ресторанчик, а вторая — это ободранные стены заброшенного дома. Композиция ярко характеризует обстановку в этой части города.
Разруха соседствует с обычной жизнью
В городе есть международные банки например такой как Turkish Economy Bank. Пятьюдесятью процентами акций которого владеет BNP Paribas — один из ведущих банков еврозоны.
Работающие банки на оккупированной территории
Возвращение на свободную территорию
Побродив еще немного мы направились обратно к пункту пропуска. При переходе турецкая сторона все так же тщательно проверяла документы, а греки-киприоты посмотрев паспорт и увидев там штамп аэропорта в Ларнаке разрешили проход через турникет. Ступив на свободную территорию стало легче дышать. Может быть это навеяно событиями на востоке Украины и в Крыму, а может и правда есть какая-то негативная энергетика во всех оккупированных территориях. Для сравнения, Юг Кипра намного чище, комфортнее и цивилизованней. Прекрасно развивается, имеет большие доходы от туризма и сельского хозяйства. На юге выше цены, но и доходы намного больше. В 2004 году Кипр стал членом Евросоюза, однако де-факто к нему присоединилась лишь южная греческая часть острова. В 2005 г. Еврокомиссия в ходе переговоров по вступлению Турции в Евросоюз потребовала от последней признания суверенитета Республики Кипр.
Мораль
Уже 41 год мир так и не признал Турецкую Республику Северного Кипра. Выросло несколько поколений, родившихся на непризнанной территории. Турки-киприоты ездят работать на территорию Республики Кипр, ведь заработок в евро значительно выше того, что можно заработать дома. Многие фешенебельные отели стоят заброшенные и туризм развивается слабо. Северный Кипр является дотационным регионом, Анкара каждый год выделяет значительные суммы для поддержания жизни на оккупированной части острова. На данный момент, улучшилась обстановка в отношениях между Севером и Югом. Открылись пропускные пункты и дороги. Идут разговоры об объединении. Но пока это не принесло никаких результатов.
Глядя на серые зоны мира, с сожалением понимаешь, что Донбасс и Крым еще очень много времени будут в деградирующем состоянии. Что только через десятки лет я смогу съездить домой. Как это сделали греки-киприоты у себя на Родине. В их домах живут чужие люди, а города не узнать. Север имеет огромный потенциал, который нет возможности использовать в полную силу. На Кипре ситуация лучше, чем в Украине, но даже с учетом всех неточностей можно сделать много правильных выводов, которые помогут легче выйти из сложившейся ситуации. У Украины есть прекрасная возможность учиться на чужих ошибках.
Юлия Кишенко для informator.lg.ua