Районный центр, находящийся на линии разграничения, серьезно пострадал во время боевых действий. Со времени их прекращения, люди начали постепенно возвращаться в поселок и сталкиваться с необходимостью восстановления своих жилищ.
По словам Романа Горжия, полноценных строительных магазинов в самой Станице Луганской нет, а количество стройматериалов на местном рынке минимальное, аналогичная ситуация и в других населенных пунктах, расположенных в центре района.
Центр Станицы, автостанция после обстрелов
«На весь центр Станично-Луганского района осталось два строительных магазина – в Кондрашевской и в районе Макарово. Причем, цены в них – заоблачные», – рассказывает наш собеседник.
По его словам, местные жители жалуются на то, что предприниматели, продающие здесь стройматериалы и расходные материалы для ремонта, часто завышают цены на реализуемую продукцию на 100-150%.
«Подобная тенденция наблюдается еще с прошлой зимы, когда, например, баллон монтажнгой пены, который в Северодонецке стоил 75 гривен, в Станице Луганской продавался за 150», – продолжает юрист.
Следует отметить, что во время постоянных обстрелов Станицы Луганской прошлой осенью и зимой, применение монтажной пены было практически единственной возможностью хотя бы временно устранить повреждения крыш и фасадов домов, серьезно страдавших во время боевых действий. Выхода у людей просто не было – перекрывать крышу под обстрелами слишком опасно, да и не всем по карману, а оперативное устранение пробоин в зимний период было просто необходимым. Поэтому, многим приходилось покупать монтажную пену, да и другие материалы, по существенно завышенным ценам.
«До начала войны у нас было много строительных магазинов. Работал даже завод по производству строительных смесей, – сообщил нам начальник отдела коммунального имущества аппарата Станично-Луганского райсовета Михаил Шевченко, – однако, во время оккупации многие магазины были разграблены, «отжаты», и теперь восстанавливать их предприниматели не торопятся – время неспокойное, многие опасаются возобновления боевых действий. Мы не можем влиять на бизнес, это за пределами наших полномочий. То, что мы можем делать – это привлекать к восстановительным работам международные гуманитарные миссии и благотворительные организации. За последнее время стройматериалы в Станицу луганскую, как и в другие пострадавшие в ходе боевых действий населенные пункты, завозили строительные материалы «Международный Комитет Красного Креста, «Mercy Corps», «NRC». Конечно, пока этого не хватает. Во многом, по объективным причинам».
Михаил Шевченко добавляет, что серьезным препятствием для нормальной работы строительного рынка в Станице Луганской и близлежащих населенных пунктах являются трудности со ввозом стройматериалов, оборудования, инструмента на территорию района.
«Буквально вчера у нашего подрядчика, который вез материал для ремонта стадиона «Нива» (спортивное сооружение на территории Станицы Луганской – ред.), возникли проблемы с государственной фискальной службой, которая препятствовала проезду машины через блокпост. Налоговики на блокпостах всегда требуют от грузоперевозчиков огромное количество документов: что везешь, куда, откуда, в каком количестве и так далее. Водителя, который транспортировал груз, «мурыжили» на блокпосту практически до вечера. С аналогичными проблемами сталкиваются все, кто везет какие-либо товары к нам через блокпосты», – подытоживает Михаил Шевченко.
Затрудняет ввоз товаров на территорию Станицы Луганской и состояние дорог в районе: они разбиты военной техникой. На участке трассы между пгт Петровка и Станицей Луганской, дорога вообще практически отсутствует – ее окончательно «добили» во время отведения вооружений. По этой причине, транспортные средства, курсирующие в направлении Стан6ицы Луганской быстро изнашиваются и выходят из строя, а амортизационные расходы предприниматели вынуждены закладывать в цену реализуемой продукции.
Каким образом решить существующую проблему – пока неясно. Местные чиновники «разводят руками»: пока у населения нет уверенности в завтрашнем дне, массового возвращения предпринимателей и инвестирования в бизнес, в том числе, торговлю стройматериалами, ожидать не приходится. А «голодные» налоговики на блокпостах и разбитые дороги делают ситуацию еще более печальной и сложной.
Шура Шлезингер