Я — луганчанин. Всегда любил Станицу. Правда! Каникулы, проведенное с Дедушкой и Бабушкой в тех краях родило теплое чувство к бескрайним (я же мелким был) лесам, песчаному краю в Валуйском и Макарово, чистой воде в тех местах, треснутому песку над грибом – зеленушкой. Самые теплые воспоминания остались именно о Станичном крае.
Подрос, купил как то в студенчестве участок за 200 гривен. А еще через несколько лет построил там дом и переехал из Луганска. Удобная дорога на работу в Луганск по «кучмобану», супермаркет «Ермак», чистая вода и песок. Заправка, рынок. 5 лет пролетели как одна минута. Замечательные были времена.
Только вот весной 2014 на мосту за князем Игорем появился блок-пост. Российские флаги («тряпка» в народе), иконы, псевдоказаки немытые.. Останавливали, проверяли прописку, рылись в машине, у супруги проверяли запястья (искали «знаки правого сектора») и так каждый день.
14 июня около 4 утра мы проснулись под артиллерию (тогда мы еще не отличали орудия по звуку). «Козачки» Козицина «расхренячили» Макарово имитируя атаку ВСУ на блок-пост за поселком. Только вот ближайшая мина упала в километре от моста. И как ни странно на рынке пострадали модули тех, кто не захотел платить дань. «Лайф-ньюс» был на месте через 5 минут. Дальше были бои за Макарово, вернее обстрел нашего блок-поста сепарами. Разобранный мост на «кучмобане». Бои за Станицу.
Мы остались дома – в Макарово. 400 литров бензина на генератор, сидение в подвале, пули в пенопласте на стенах, небольшой ремонт крыши. С первым перемирием 5 сентября 2014 года стали ездить в Луганск. Забрали оттуда вещи, родителей, собак и котов. И снова обстрелы, подвал, генератор который нельзя остановить: котел работает-мороз. Деревянные противоосколочные шторки на окнах. Поездки в Северодонецк по работе, за едой в «Сильпо» и бензином (часто под обстрелами в Счастье и Макарово). В феврале «Грады» сменились на минометы, а потом и на гранатометы и пулеметы. Потом, к счастью, притихло.
Это время оставит неизгладимую рану в сознании тех, кто провел это время там. Тех кто был на нашей стороне и не ехал в город, кто не бросал дома и домашних животных, стариков и свою Станицу, кто, несмотря на полное отсутствие доходов, отдавал ребятам из ВСУ и Погранцам и Нацгвардии что мог – сигареты, чай, консервы. Я никогда не забуду ребят из Мукачево, которые стояли на блок-посту в Макарово в начале войны. Чумазые, голодные, пережившие смерть стольких товарищей, в касках советской армии. Мы отдавали им свои свитера, куртки, подкармливали их как могли в такой ситуации – и просили об одном – только бы они не уходили. Нам нечего было сказать Погранцам, которые, появись на нашем блок-посту позднее. Только одно: «Нам стыдно». Стыдно за своих земляков, стыдно за то, что не смогли предотвратить такое. Стыдно за то, что «Грады» стреляют по ним – нашим ребятам от заправки на выезде на Станицу из Луганска. На той самой заправке, на которой мы заправлялись каждый день по пути домой и на работу то топливом, то кофе, то мороженным.
Сегодня Станица Луганская и окрестности пробуют наладить мирную жизнь. Зализать раны, оплакать погибших, лечить раненных.
С момента открытия пешеходного перехода в Луганск, в Станицу поперла ВАТА. Да, они тоже станичане. Только когда их любимая «ЛНР» начала лупить «Градами» по их же домам они вмиг свалили в Луганск. И звонили потом – ой а у нас все хорошо, не знаем что у вас стреляет, вы все врете, ополчение не может стрелять по Станице. Приезжайте в Луганск. Теперь они оформляют компенсации от Украинской власти на ремонт разрушенных сепарами домов. Они бегают оформлять пенсии и получать их. Они вечно недовольны очередями на пропускном пункте. Даже гуманитарку умудряются получать и тащить в Луганск. При виде военных бухтят себе под нос гадости. Говорят, что ВСУ стреляло по Станице зимой! Подумайте только, ВСУ стреляло само по себе! В небо, а потом быстро убегали? Нет, ребята, вы расскажите это кому-то другому. Мне не нужно. Я теперь эксперт в артиллерии. Ночью, переворачиваясь с боку на бок определял откуда, что и куда стреляет. Продолжать спать или бежать в подвал. Подсчет секунд от залпа до взрыва и от вспышки до дрожания дома стал обыденным делом.
Станица понемногу оживает. Приватбанк, Ощадбанк, Рынок, пропускной пунк, обещают открыть Новую почту, заработали аптеки, есть хлеб и даже стройматериалы.
У нас все дорого – те, кто приходит с той стороны завышают спрос и цены растут. Мы ждем хотя бы минимальный ремонт дороги до Северодонецка, ведь там теперь наша налоговая, супермаркеты, пропан, лучше дела с лекарствами и многим другим так необходимым. Та дорога, что есть, или через Малиновое по песку, или через Плотину невыносима для легкового авто. Путь в 100 км до Северодонецка занимает 2,5 часа и смертелен для ходовой части. Туда назад за день просто не успеть – рано темнеет и рано закрываются блокпосты. Спасибо ребятам на них – кроме Новоахтырки очередей почти нет. Будет дорога, будут автобусы. Будет нормальное снабжение продуктами – цены снизятся.
Сегодня нам нужно внимание Государства и Губернатора. Наш район, несмотря на наличие ватных дебилов был и будет Украиной! Нужно разобраться, что делать с сельским хозяйством и как можно использовать момент для развития производства в первую очередь сельхозпереработки и лесопереработки.
sdv