Рынок топлива в так называемой «ЛНР» после захвата в части региона власти сепаратистами, представляет собой жалкое подобие того, что существовало здесь до войны.
Значительным разрушениям в ходе боевых действий подверглась сама инфраструктура топливно-энергетического комплекса. В результате боевых действий и последующей анархии ряд объектов топливно-энергетического комплекса был разорен и уничтожен. Часть АЗС боевики, по своему обыкновению, «отжали» и теперь планируют открыть на их базе «государственную сеть заправок».
Непрерывная череда «топливных кризисов», регулярно охватывающих обе «республики», и, в частности, «ЛНР», свидетельствует о том, что наладить регулярные поставки топлива с территории РФ пока не удалось. Вероятных причин такого положения вещей несколько.
С одной стороны – это недоверие бизнеса бандитскому руководству террористических режимов.
С другой – стремление российских «кураторов» «республик» извлечь максимальную выгоду из оккупации, чтобы хоть частично покрыть затраты, связанные с содержанием оккупированных территорий.
С третьей – желание новоявленной «элиты» террористического анклава «ЛНР» взять под контроль все сферы бизнеса и хозяйственной деятельности, которые еще могут приносить хоть какую-то прибыль – от реализации продуктов питания и медикаментов, до топливного рынка и торговли углем.
Вчера и сегодня
До войны в «столице» молодой республики работало три крупных нефтебазы и около 30 АЗС. Крупнейшую из нефтебаз – областную, расположенную по ул. Руднева, 60, как стратегический объект, боевики захватили еще в самом начале военного конфликта. Мощность областной нефтебазы по сравнению с остальными двумя – впечатляющая, она составляет несколько десятков тыс. куб. м.
Во время боевых действий несколько топливных емкостей на территории этого предприятия было повреждено, а самопровозглашенные власти продолжали использовать те емкости, которые еще не выведены из строя.
По обычаю «отцов-основателей» молодой республики, нефтебазу нарекли «республиканской», как и многое другое в Луганске, что в былые времена именовалось «областным».
Также боевики захватили нефтебазу в Ровеньках, которая сейчас используется как «перевалочный пункт» для распределения топлива.
Вторая «столичная» нефтебаза, по ул. Крымской имеет гораздо более скромные мощности – порядка нескольких тыс. куб. м. По данным нашего источника в «молодой республике», сейчас эта нефтебаза продолжает работать, но далеко не на полную мощность.
Третья нефтебаза была еще меньше, ее мощность составляла всего 500 куб. м. а находилась она по ул. Дачной, недалеко от выезда на Красный Яр.
Этому предприятию в ходе боевых действий не повезло больше всего, так как оно находилось в непосредственной близости к 7-му блокпосту боевиков «ЛНР».
Незавидное соседство привело к тому, что летом 2014 года над головами сотрудников нефтебазы в сторону блокпоста летели мины и снаряды.
В результате, руководство предприятия приняло решение закрыть нефтебазу «на ключ» до окончания войны. «Впоследствии мы убедилась, что это решение начальства было правильным – на территорию нефтебазы падали мины и снаряды, было прямое попадание в сторожку, были и другие повреждения», – рассказывает наш источник.
По окончании боевых действий руководство приняло решение возобносить работу. Однако, вернувшись на место, сотрудники предприятия увидели, что от их предприятия не осталось практически ничего: боевики вывезли с территории все оборудование, забрали автозаправщик и другое оборудование. Были разрезаны даже топливные емкости. Предприятию был нанесен ущерб на сумму не менее 200 тыс. долларов США. Сегодня то, что когда-то было нефтебазой по ул. Дачной, представляет из себя жалкое зрелище.
Обращение к тогда «министру» топлива и энергетики «ЛНР» Лямину результатов не принесло. Так называемые «милиционеры» «ЛНР», которых вызвали на место, испугались присутствующих боевиков и предсказуемо не стали заниматься данной проблемой. В бесправном террористическом анклаве добиться правды сотрудникам предприятия так и не удалось. Неофициально было выяснено, что к разграблению нефтебазы имели непосредственное отношение боевики, которые «несли службу» в районе 7-го блокпоста, так называемый казачий батальон батальон «Дон».
Владельцы предприятия на сегодня не дают официальных комментариев, так как, по нашим данным, у них все еще остаются коммерческие интересы на оккупированных территориях.
Данный пример мы приводим для того, чтобы у читателя в дальнейшем было представление о том, в каких условиях вынуждены работать предприниматели на оккупированных территориях.
Краткая предыстория
Проблемы с поставками ГСМ на оккупированные территории начались, фактически, с момента начала оккупации Донбасса боевиками.
Как ранее писал Informator.lg.ua, после окончания активной фазы боевых действий, топливный рынок «республики» начали осваивать российские компании украинского олигарха Сергея Курченко, бежавшего в Москву.
Об этом в своем микроблоге в Twitter весной 2015 года упоминал и народный депутат Украины от «Удара» Егор Фирсов.
В своем интервью российскому интернет-изданию РБК, опальный бизнесмен косвенно подтвердил эту информацию, заявив, что пытается сохранить свое влияние на территории Украины.
Учитывая правовой нигилизм и фактическую анархию, царящую в «республиках», можно смело предположить, что свой бизнес на этих территориях господин Курченко строил примерно таким же образом, каким до этого работал на всей территории Украины.
Осенью 2015 года ситуация с коммерческими поставками нефтепродуктов на оккупированные территории заметно ухудшилась.
17 октября в «ЛНР» случилось резонансное событие, связанное с энергетикой – так называемые «силовики» молодой республики задержали «министра» топлива и энергетики «ЛНР» Дмитрия Лямина.
Как мы писали ранее, арест Лямина связывают со столкновением бизнес-интересов Курченко и террористической верхушки «народных республик».
На задержание «министра» незамедлительно отреагировал в прошлом украинский, а ныне российский журналист сепаратистского толка Алексей Чаленко, который обвинил Курченко в попытке коррумпировать министров «ЛНР».
Так или иначе, проблемы с поставками топлива совпали с серьезным «похолоданием» в отношениях Курченко с молодыми республиками – сначала «ДНР», а затем и «ЛНР» заявили о введении «санкций» в отношении предпринимателя, который якобы сорвал план поставок ГСМ в «республики».
По мнению нашего источника, близкого к руководству «ЛНР», причина размолвки – банальная жадность руководителей «ЛНР». Новоявленная элита террористического анклава просто не договорилась с бизнесменом о своей доле в топливном бизнесе.
Топливный коллапс
С тех пор, как в октябре-ноябре 2015 года Сергей Курченко перестал снабжать «ЛНР» топливом, ситуация с продажей бензина в динамичном молодом государстве постоянно ухудшалась.
Топливо для военных нужд, а также на другие «нужды государства» в «республику» поставлялось, хотя и с перебоями, а вот коммерческого бензина не хватало.
В конце первой декады ноября бензин на луганских заправках пропал полностью.
На этом фоне в «ЛНР» начала процветать спекуляция, а вместо обещанных «руководством республики» 40 рублей за литр бензина, людям приходилось приобретать топливо по 55 рублей и дороже, а порой и по 80 руб. за литр у спекулянтов. Разумеется, самым осведомленным и подготовленным удалось на этом заработать.
Некоторое время руководство «ЛНР» предпочитало игнорировать проблему топливного дефицита. Позже лидер «республики» начал осторожно высказываться о том, что скоро топливный кризис будет преодолен. Весь ноябрь и декабрь жителей «ЛНР» кормили обещаниями. Бензин в «молодой столице» появлялся лишь эпизодически, и возле заправок, куда его завозили, немедленно выстраивались огромные очереди.
Попытка «детенизации»
После задержания «министра» Лямина конфликт внутри руководства «республики» (между группой Плотницкого и силовиками) был заморожен и все «государственные деятели» дружно взялось за «борьбу с коррупцией».
О том, что рынок топлива в «республике» пытаются вывести из тени, косвенно свидетельствуют данные так называемого «государственного комитета статистики ЛНР».
Так, если верить статистическим данным, которые публикует эта «организация», в сентябре 2015 года в республике было реализовано 419 тонн бензина, в окртябре, когда перебои с топливом уже ощущались, заправки «республики» якобы реализовали 496 т. бензина, а в ноябре, когда все молодое государство изнывало от жажды горючего, было продано 612 тонн бензина.
Украинские журналисты писали, что количество топлива, проданного в сентябре, занижено, как минимум, наполовину
Объяснить несоответствие цифр «госкомстата» суровым жизненным реалиям довольно несложно: вероятнее всего, статистическая отчетность, подаваемая респондентами в «госкомстат» при «министре» Лямине искусственно занижалась в целях экономии денежных средств.
Дело в том, что еще в конце весны 2015 года руководство «ЛНР» ввело временный акциз на ввоз топлива на территорию «республики» – $150 с одной тонны при импорте и $100 в случае транзита через территорию «республики». Добавим сюда все традиционные поборы, которые собирают с предпринимателей молодой республики «налоговые органы» и обнаружим, что сумма сэкономленных средств может быть весьма внушительной.
При Лямине значительная часть «топливного рынка» на оккупированных территориях находилась в тени – предприниматели экономили деньги и делились «сэкономленным» с министром, ныне подозреваемым сепаратистами в коррупции.
«О том, что при Лямине в «республике» пышным цветом цвела контрабанда топлива и теневой рынок, было написано немало. В течение лета-осени 2015 года вокруг «министра» сформировался «пул» местных бизнесменов, работающих в топливно-энергетической сфере – владельцы небольших заправок, бензовозов. Вскоре, среди «верхушки» молодой республики сформировался пул людей, имеющих достаточные возможности и связи, чтобы зарабатывать деньги в мутных течениях рыночной коньюнктуры топливного рынка «ЛНР». Так, по данным нашего источника, в течение всего 2015 года серьезные деньги в республике зарабатывал владелец нескольких бензовозов Дмитрий Папилин. Приличные доходы от продажи топлива имел и «завхоз» Дмитрия Лямина владелец нескольких луганских заправок Сергей Колесник.
На сегодня «госкомстат» отображает в своей отчетности цифры, более сопоставимые с реальностью. Такого же мнения придерживается и наш источник, работающий на одной из луганских заправок. Он уверен, что в сентябре в «республике» было реализовано как минимум вдвое больше бензина, по сравнению с октябрем.
Борьба с контрабандой топлива, начатая после ареста «министра» Лямина приобрела в «ЛНР» «государственные» масштабы – ввезти бензин из России стало практически навозможно. Жители приграничных населенных пунктов «ЛНР», таких, как Свердловск, уже не имели возможности, как раньше ввезти из РФ пару канистр бензина в багажнике – боевики стали бдительно следить за тем, чтобы топливный рынок оставался «зачищенным».
Отчаянные поиски новых партнеров
Если главари сепаратистов полагали, что с уходом с топливного рынка «республик» господина Курченко, к ним выстроится очередь из российских компаний-поставщиков, желающих занять его место, они сильно ошибались.
Желающих снабжать «республики» топливом в РФ оказалось не так уж много, и по состоянию на начало января наладить регулярные коммерческие поставки бензина из России им так и не удалось. Напомним, что официально сотрудничать с РФ «республики» не могут, так как Россия их не признает. Тем не менее, некоторые российские государственные структуры уже отметились во вмешательстве в экономическую жизнь оккупированных территорий, как Крыма, так и части Донбасса.
Одно из таких предприятий – российское ГП ВО «Промсырьеимпорт», ведущее свою историю с советских премен. Согласно данным российских бизнес-справочников, это объединение специализированных предприятий занимается экспортом и импортом продукции черной металлургии и ферросплавов.
Захват Россией Крыма и оккупация части Донецкой и Луганской областей практически совпали по времени с серьезными переменами в истории этого, казалось бы, заурядного объединения.
В декабре 2014 года в российское интернет-издание Moscow Post опубликовало материал, посвященный планам российского руководства в отношении восстановления энергетики Крыма. В статье говорится также о планах использовать ГП ВО «Промсырьеимпорт» в качестве трейдера в операциях, связанных с закупкой иранской нефти. Для этого предприятие оперативно было выведено из подчинения Минэкономразвития РФ и передано в подчинение Министерства энергетики. Как видим, сфера деятельности «Промсырьеимпорта» несколько меняется. И хотя покупка иранской нефти и продажа сепаратистским анклавам светлых нефтепраодуктов – не одно и то же, определенные закономерности очевидны.
О том, что ГП ВО «Промсырьеимпорт» разворачивает бурную деятельность на оккупированной территории, свидетельствует и документ, который удалось сфотографировать нашему источнику, приближенному к руководству «республики».
«Председателю государственного таможенного комитета ЛНР, генеральному прокуратуру ЛНР, Министру МВД ЛНР, Министру МГБ ЛНР, Председателю государственного комитета налогов и сборов ЛНР взять на контроль вопрос беспрепятственного прохождения ГСМ фирмы «Промсырьеимпорт» через таможенные пункты пропуска ЛНР»
Входит ли в планы руководства данной организации «занять» рынок ГСМ оккупированной части Донбасса? В ряде публикаций на укаринских интернет-ресурсах данную версию считают правдоподобной.
Другой вариант: «Промсырьеимпорт» ввозит ГСМ в «республики» исключительно для обеспечения собственной деятельности – проведении различных экспортно-импортных операций с продукцией металлургического производства.
По мнению нашего источника, этот вариант – маловероятен. Если уже российское госпредприятие начало действовать в «республике», то не взять под контроль такую сверхприбыльную сферу, как торговля топливом – как минимум глупо и неосмотрительно. Тем более, что торговля топливом на сегодня является основным видом экономической деятельности ГП ВО «Промсырьеимпорт».
Отдельно отметим, что по нашим данным ГП ВО «Промсырьеимпорт» в Луганской области выступает в качестве посредника в импортных операциях, связанных с приобретением для нужд крымской энергетики продукции Алчевского металлургического комбината.
Что-то пошло не так…
Несмотря на экономическую катастрофу на Донбассе, в перспективе топливный рынок «ЛНР» – это объемы продаж, измеряемые тысячами тонн нефтепродуктов в месяц. Для того, чтобы эффективно контролировать топливный рынок внутри «республики», руководству террористического анклава необходимо было не только наладить поставки, желательно, договорившись, хотя бы с несколькими поставщиками, но и организовать собственную сеть реализации топлива.
В течение всего декабря проблемы с нехваткой ГСМ в «ЛНР» продолжались – коммерческих поставок в республику было явно недостаточно. Основное количество топлива, прибывающего в «республику» по железной дороге, распределялось между социальными службами, спасателями, «полицией», Скорой помощью и так далее. При этом, социальная напряженность в обществе постоянно росла, как и цены на бензин, который на черном рынке стоил все дороже.
О том, что террористическая власть «ЛНР» планирует монопольно контролировать топливный рынок в «республиках», украинские СМИ писали уже давно. И вот, 24 декабря «и. о. министра топлива и энергетики ЛНР» Олег Юрченко заявил, что в молодой республике вскоре появится сеть «народных» автозаправок. Несложно догадаться, что, как и «народные» супермаркеты, эти заправки будут открыты на базе уже имеющихася, отжатых (национализирпованных) АЗС. Сепаратистский «министр» отметил, что количество «народных заправок» будет составлять более 50. Если верить данным вышеупомянутого «Госкомстата» молодой республики, это более половины всех АЗС молодого «государства».
Вообще, в конце 2015 года новый руководитель «Минтопэнерго» произносил много оптимистичных речей – о скором преодолении топливного кризиса, сети «государственных» заправок с качественным топливом по разумной цене, скором увеличении количества поставщиков, снабжающих «республику» топливом и так далее. Не могло остаться незамеченным и заявление господина Юрченко о том, что в республике сформирован стратегический запас топлива в количестве 4 тыс. тонн.
Тем не менее, в начале января на луганских заправках ситуация с бензином на по-прежнему была непростой – топливо время от времени появлялось, но его нехватка все еще ощущалась довольно остро.
«В России мало кто испытывает удовольствие от сотрудничества с вороватой и наглой верхушкой «ЛНР». После того, как они, фактически, «кинули» Курченко, отношение к ним стало еще более настороженным. Теперь преодолеть топливный кризис будет очень нелегко, так как, по моим предположениям, если российские поставщики и будут работать с «властью», то только за стопроцентную предоплату», — уверен наш источник.
На сегодня нехватка топлива в «республике» все еще ощущается, однако бензин в молодом «государстве» есть.
«Розничная цена за литр 92-го в Луганске сейчас составляет 42-44 рубля. Но ни у кого, конечно, нет уверенности, что так будет всегда, и те, у кого есть такая возможность, стараются запастись топливо», — рассказал нам один из луганчан.
Наши собеседники из числа местных жителей считают, что рано или поздно топливный кризис в «ЛНР» удастся преодолеть, но условия существования и ведения бизнеса в бесправном псевдогосударственном образовании таковы, что уже в ближайшие месяцы ситуация с нехваткой бензина может повториться.
Подготовлено при финансовой поддержке чешской неправительственной организации «Человек в беде» в рамках программы Transitions Министерства иностранных дел Чехии.
Марк Кораблев