Возрожденная пионерия, классовая борьба, «антифашизм», памятник Ленину в каждом городе. «Простые шахтеры и трактористы» в авангарде «революции», борьба с капитализмом и вера в «светлое будущее». Это не СССР. Это мифология современных «народных республик», которые появились на оккупированных территориях украинского Донбасса. Об эклектике политического стиля «новороссии» в материале Микиты Пидгоры.
Не слышу голос из прекрасного далёка…
Идеологи «русской весны» вряд ли брали за основу возрождения Империи «Город Солнца» Кампанеллы или «Утопию» Томаса Мора. Не потому, что незнакомы с проектами построения идеального государства, а потому, что жители проросийских анклавов («Приднестровья», Абхазии и Южной Осетии, «ЛДНР») плотью и кровью из СССР. Именно советские мифы, приправленные русскими шовинистскими специями, стали основой идеологий этих политических злокачественных новообразований.
«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» — один из пунктов советского Credo. Вторым смыслом этого утверждения является мессианство «народа Донбасса», который, якобы, стал приемником народа «советского». Причудливым образом принцип интернационализма переплетается с идеей избранности русского народа. Противоречия советской мифологии идеологи «республик» попросту игнорируют, в оккупированном Донбассе русские фашисты и «коммунисты» могут быть участниками одной банды, как например, «Призрака».
Идея мессианства и инаковости «народа Донбасса» позволяет своим носителям закрывать глаза на трудности, которые возникают при реализации подобных чудных геополитических проектов. Ради «светлого будущего» можно потерпеть и войну, и социальные бедствия. Ради будущего «процветания» «народ Донбасса» готов пережить необустроенность и нищету, изояцию от цивилизованного мира и нарушения прав человека.
Лес рубят – щепки летят
Практическая реализация утопических социальных проектов всегда оборачивалась трагедией для жителей территорий-полигонов, на которых проводились политические эксперименты. Перманентная коммунистическая революция захлебывалась в массовых чистках и терроре «всех против всех», когда внутрипартийная борьба выходила за пределы группировок узурпаторов власти.
В ХХI веке опыт китайской «культурной революции», чучхе или преобразования в Пол Пота в Кампучии реализуется в «республиках» в виде фарса на фоне пыльных советских декораций. Впрочем, сепаратистам удалось создать отряды новых донбассовских хунвейбинов, которые выискивают среди жителей оккупированных территорий проукраински настроенных граждан и сдают их «спецслужбам» оккупантов. Режим Плотницкого частично копирует эстетику «военного коммунизма», на самом деле разворачивая «НЭП». Но крупные капиталисты (в нашем случае – олигархи и «авторитеты») остались при своём с приходом оккупантов на восток Украины. Более того, руководители «республик» начинают теснить довоенную бизнес-элиту Донбасса и появляются в своем импровизированном «списке Форбс».
Криминальная экономическая революция, которую Россия организовала ради достижения своих геополитических целей, использовала революционные тезисы, но привела лишь к смене «смотрящих» за денежными потоками Донбасса.
Справившись с внутренним сопротивлением оккупации, сепаратисты развернули репрессии против своих подельников, которые не вписались в новые политические и экономические реалии Донбасса.
Козицын, Гайдей и Корсакова были вытеснены из «ЛНР» за несогласие с «линией партии». «Бэтмэн», Мозговой и Дрёмов – уничтожены по тем же причинам. До «чистки» бывшие «герои новороссии» активно участвовали в «экспроприациях» и контролировали важные для оккупационных властей экономические районы «республики».
Под видом революционных преобразований власти «ЛНР» проводили «национализацию» предприятий и собственности, сейчас – обложили налогом весь бизнес в «республике», скопировав тем самым фискальную систему ненавистной им Украины.
Уклон «левый», уклон «правый»
Крайне эклектичная идеология «новороссии» формирует оригинальное контр-культурное пространство, в котором действуют абсолютно разные, на первый взгляд, политические группировки. Если в «ДНР» верх взяли разного рода русские нацисты, то есть ультра-правые, то «ЛНР» — идейная вотчина «советчины». Это различие между «братскими республиками» неслучайным образом отобразилось в их геральдике.
Герб «ДНР»
Герб «ДНР» — «представляет собой серебряного двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья. На груди орла — в червлёном щите Святой Архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении и чёрной приволоке (мантии), с лазоревым мечом и серебряным с золотыми краями щитом с золотым крестом. Ноги у орла отсутствуют».
Ноги отсутствуют и в гербе «ЛНР», зато присутствует колосья, обвитые лентами и красная звезда в центре композиции.
Герб «ЛНР»
Исходя из геральдических посылов этих символов – «ДНР» наследует России имперской, «ЛНР» — продолжатели традиции советской.
Идеологическую помощь «луганским красным» оказывают из коллеги из России. «Красное ТВ» отправляет своих «корреспондентов» на оккупированные территории Украины, продюсеры любительского «ЛенТВ» даже отсняли цикл репортажей о луганских «коммунистах».
Вместе с тем, носители «советских» идей в самой России находятся в оппозиции к путинскому режиму. Конфликт между «совками» и Плотницким можно проиллюстрировать скандалом вокруг «Антифашистского съезда» в мае 2015 года. Мозговой, чья банда «Призрак» расположилась в оккупированном Алчевске, несмотря на противодействие администрации Плотницкого, провел-таки мероприятие, гостями которого стали левые экстремисты из Европы и России. Один из участников сообщил, что «марионеткой американского империализма является и киевский режим. Но мы должны помочь новым государствам стать подлинно народными республиками и избавиться от олигархической заразы!».
Для собравшихся на форуме эти слова прозвучали практически кощунственно – уже к началу 2015 года власть «ЛНР» начала устанавливать диктатуру, а сама верхушка превратилась в группу новоиспеченных буржуа. Нет сомнения, что для Плотницкого, равно как и для его кремлевских кураторов реальное «полевение» электората – крайне невыгодно, а в формате войны – еще и опасно.
Бывшие члены «КПУ» в «ЛНР» лишены любого влияния на власть. Спиридон Килинкаров перебрался на постоянное место жительства в Россию, а его бизнес (пассажирские перевозки и распределение «гуманитарной помощи») перешел в другие руки. Приятель Килинкарова, Максим Чаленко (один из луганских «коммунистов») пишет: «2015 был годом испытания для коммунистов Луганщины на идейную зрелость, преданность коммунистическим идеалам и партийному единству. И эти испытания коммунисты прошли уверенно, с честью и достоинством. Сохранив партийное единство, товарищество и уверенность в Победе Коммунистических идеалов». Впрочем, подозреваемый бывшими однопартийцами «в декадентских привычках» (по нашей информации, Чаленко злоупотребляет психоактивными препаратами и задерживался сотрудниками ГАИ за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения), откровенно лукавит. Организацию «Коммунисты Луганщины» администрация Плотницкого не регистрирует принципиально, а бывшие видные «КПУшники» занесены в «черный список» лиц, которые могут навредить партии «власти» — «Миру Луганщины».
Партия Плотницкого – клон «Единой России» Путина, методы борьбы с конкурентами – ровно те же.
Ультраправые же оказались в фарватере идеологии «ДНР», что неудивительно с оглядкой на «первые лица республики» — русских нацистов. Проводили ультраправые и свой форум в столице «ДНР». Мероприятие посетили фашисты из европейских партий и организаций, чье финансирование со стороны Кремля неоднократно доказывалось западными СМИ. Российские спецслужбы используют европейскую радикальную оппозицию для дестабилизации политической ситуации в своих странах, а также для дискредитации интеграционных процессов внутри Евросоюза.
Европейские политические маргиналы (как левые, так и правые) в определенный момент войны на Донбассе должны были легитимизировать военное вмешательство России в конфликт и организовать выгодное Путину давление на правительства и гражданское общество в своих странах.
Совок, да не тот
«Донбассу никто ничего и не обещал — сообщил россиянам пропагандист Сергей Соловьев и тут же добавил — А то вы хотите, чтобы за вас приезжали, умирали, боролись, бились. Вы сюда, в Россию, приезжаете и говорите, что беженцы. Дай дерьма, дай ложку, научи жрать — это что-то новое. Просто народ должен как-то еще и понимать свою ответственность за решения». Эти слова стали если не холодным душем для идейных сепаратистов, то уж точно заставили задуматься, в какую Россию они хотят «вступить».
С другой стороны, современная Россия отличается от СССР так же, как современная Украина от пропагандистской картинки в российском телевизоре. «Единство» с Россией и Беларусью, которое было едва ли не главным лозунгом «русской весны», означало скорее мечту о возрождении СССР в варианте брежневского застоя, но никак не Гражданской Войны.
Мечта эта не может исполниться не только из-за невозможности восстановления отживших себя политических формаций в чистом виде, но и по причине крайнего цинизма воссоздателей новой «российский империи» в любом виде (СССР или добольшевистской России).
СССР в «республиках» вернулся в декоративных чертах – пионерии, национализации, репрессиях, появлении «министерства правды». Вместе с тем, «молодые республики», как и молодое советское государство, торгует со своими врагами – сбывает уголь и металл Украине, как ранний СССР – сырье и зерно странам ненавистного «Запада». Объединяет «ЛДНР» и СССР ещё и «двоемыслие» — «война это мир», «черное это белое», да и вообще – отсутствие свободомыслия.
Неправильной дорогой идёте, товарищи!
Кремль использовал ностальгию жителей Донбасса по советским временам и цинично решил свои геополитические задачи, а народ «республик» не получает взамен ни обещанных благ, ни «светлого настоящего». История ХХ века уже доказала нежизнеспособность тоталитарных политических систем, которые в XXI веке выглядят как минимум экзотично.
Для решения примитивных задач по личному обогащению, «руководство республик» ещё некоторое время будет потакать «низам», имитируя «народовластие», «социализм» и возрождение СССР. Вместе с тем, идеология самой России – олигархический путинизм, не предусматривает никакого реального участия народа в управлении государством.
Постсоветское общество на оккупированных территориях вряд ли способно сменить власть в «республиках», которые находятся под полным контролем Кремля. Скорее наоборот, клонирование советской идеологии и пропаганда «былых побед», будет мантрой, под которую Донбасс перейдет под тотальный контроль олигархов всех мастей.
Микита Пидгора