Украинские военные, несущие службу на передовой в селе Орехово Луганской области обратили наше внимание на то, что в этом месте через линию разграничения ежедневно проходят десятки грузовых составов.
На оккупированную территорию поставляется железная руда, химия для металлургии и лес. Обратно идет уголь и металлопрокат. При этом, ближайший контрольный пункт, где украинскими пограничниками и сотрудниками фискальной службы проводится проверка принимаемых грузов, находится в 25 километрах вглубь контролируемой украинскими властями территории.
Военные обращают внимание, что в локомотивах и в вагонах этих составов линию фронта нередко пересекают люди в гражданской одежде (обычно сходя с поезда задолго до контрольного пункта), но наша история не об этом.
Подробнее узнать об отправителях и получателях этих грузов и объемах грузоперевозок нам удалось на станции Светланово, что в 10 километрах от линии фронта между городами Золотое и Попасная.
Сотрудники станции рассказали нам, что грузоперевозки активизировались с началом устойчивого перемирия. Каждые сутки на этом участке железной дороги в обе стороны проходило до 30 железнодорожных составов (общим тоннажом до 63 тысяч тонн). В декабре грузопоток заметно уменьшился — иногда за день через станцию проходит только 4 состава. Основным получателем грузов — сырья для металлургического производства — является Алчевский металлургический комбинат. Это же предприятие является и основным отправителем грузов, проходящих через Светланово.
Среди станций назначения часто фигурирует закарпатский Чоп. В Светланово составы делают техническую остановку. Контроль пограничной и фискальной служб осуществляется еще на 15 километров дальше от линии разграничения — на маленькой, отдаленной от основных автодорог станции Нырково.
Мы отправились туда, чтобы увидеть, как происходит эта процедура и получить ответ на вопрос, почему контрольный пункт расположен так далеко от линии фронта. Ни то, ни другое нам не удалось — пограничники, дежурившие на станции Нырково категорически запретили нам снимать территорию КП и отказались давать какие-либо комментарии. Ссылаясь на запрет начальства, не захотела ответить на наши вопросы и дежурная по станции, добавив от себя, что, комментируя, «можно вляпатся так, что потом не отмоешься».
Почему мобильные группы по противодействию незаконному перемещению грузов через линию соприкосновения так старательно выслеживают легковые и малотоннажные автомобили, но не обращают внимания на десятки тысяч тонн грузов, ежедневно следующих по железной дороге? Кто и на каком основании выдает разрешения на перевозки, и кто обеспечивает безопасность грузового сообщения с оккупированными районами Луганщины? На эти вопросы мы попытались получить ответы в Луганской областной военно-гражданской администрации.
Назначенная встреча с главой ВГА Георгием Тукой так и не состоялась. Безрезультатно прождав его 4 часа мы попытались получить комментарий у его заместителя, Юрия Клименко, в сферу ответственности которого входят вопросы пассажирстких и грузовых перевозок на территории области. Юрий Клименко сначала заявил, что грузовое сообщение с оккупированными территориями не осуществляется. Позднее уточнил, что ему об этом ничего не изветстно и отказался комментировать.
Законность грузового сообщения с так называемой «ЛНР» нам прокомментировал Дмитрий Плугин — начальник управления по взаимодействию с правоохранительными органами Луганской областной военно-гражданской администрации. По его словам, областная ВЦА никак не влияет на этот процесс — такие грузоперевозки осуществляются в соответствии с приказом руководителя АТЦ и все решения принимает координационный центр при штабе АТО.
Что любопытно, предприятие-отправитель продукции — Алчевский Металлургический Комбинат — до сих пор так и не прошло перерегистрацию на подконтрольной Украине территории. При этом фактическим собственником АМК является российский «Внешэкономбанк», главой наблюдательного совета которого выступает премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Этот банк, одним из первых летом 2014 года попал в санкционный список правительства США. Но, не смотря на это, продукция крупного металлургического предприятия, контролируемого Внешэкономбанком и находящегося на оккупированной территории, продолжает поставляться через линию разграничения и продаваться в Европу.
Напомним, что ранее informator.lg.ua разместил статью, в которой были сопоставлены имеющиеся факты и добытая информацию, чтобы приоткрыть завесу тайны вокруг одного из ведущих металлургических предприятий региона – ПАО «Алчевский металлургический комбинат».