О правых экстремистах из России принято писать как о сторонниках «новороссии». Вместе с тем, российские радикалы воюют в составе украинских добровольческих батальонов и Нацгвардии. Оставаясь в Украине уже в статусе ветеранов АТО, эти люди вступают в политическую борьбу против гражданского общества на стороне ультраправых.
«Чё ты имеешь против русских?»
Киев. Акция памяти Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой. Роман Железнов по кличке «Зухель» сообщает журналистам: «Маркелов – это русофобская мразь, которая защищала чеченских террористов, которые убивали русских солдат – моих братьев по крови, а вторая – его любовница». «Шлюха» — подсказывает Зухелю товарищ. Маркелов и Бабурова боролись против русского национализма и, по словам Железнова, «заслуженно ликвидированы».
«Чё ты имеешь против русских? А против русских солдат, которые боролись с чеченской мразью, чё ты имеешь? А против полковника Буданова?» — агрессивно спрашивает Железнов участника акции.
«Нас защитило большое количество прессы и полиции. Ультраправые открыто заявляли, что людей нужно убивать за идеи, которые не согласуются с интересами нации – говорит учасник акции Станислав — не знаю, связано ли это с русскими правыми, но в последнее время участились нападения на левых активистов в Киеве. Отдельные представители российского правого движения на акции открыто высказывали желание убивать нас».
Кого ненавидят русские нацисты?
Станислав Маркелов, российский адвокат и правозащитник, был близок к московским «антифа». Он защищал Анну Политковскую, пострадавших в милицейском погроме в Благовещенске, представлял интересы родственников погибших вследствие теракта в «Норд-Осте», жертв российских силовиков в Чечне. Маркелов представлял интересы семьи Эльзы Кунгаевой, которую убил Юрий Буданов, полковник российской армии. Российские правые объявили его своим героем, оказывали давление на адвоката семьи Кунгаевых. Полковник Буданов был признан виновным в убийстве 18-то летней чеченской девушки.
Анастасия Бабурова, уроженка Севастополя, была журналисткой «Новой газеты» и активисткой анархо-экологического движения. В день убийства 19 января 2009 года она находилась рядом с Маркеловым. Они были застрелены в центре российской столицы.
В убийстве были обвинены и осуждены Никита Горячев и Евгения Хасис, члены праворадикальной группировки БОРН (Боевая организация русских националистов). Организатором убийства, по мнению суда, выступил Илья Горячев, глава организации «Русский образ». Осужденная к 18 годам колонии Хасис заявила, что БОРН курировал некто Симунин, подчиненный главы путинской администрации Владислава Суркова. Леонид Симунин никто другой, как «замминистра энергетики ДНР» и «смотрящий» от Суркова в Донецке.
Зухель, Тесак и Реструкт
Романа Железнова (Зухеля), равно как и его однополчанина Александра Паринова (Румына), российские СМИ считают выходцами из «Русского образа» и, соответственно, близкими к террористам из БОРН. «Румын» скрывался в Украине с 2006 года. Его даже подозревали в убийствах в ТРЦ «Караван». Источники в ультраправой среде сообщают, что Паринов может находится в Украине с поддельным паспортом.
Зухель – Железнов приехал в Украину с настоящими документами. На родине Роман был осужден за нападение на активиста «антифа». «Выстрелил «шарпу» в голову» — говорит Железнов.
Пострадавшему несовершеннолетнему «антифашисту» Зухель стрелял в затылок из травматического пистолета. Через четыре года после приговора, Железнов вышел на свободу по УДО, раскаявшись в совершенном преступлении.
Зухель становится соратником «Тесака» и они вместе включаются в травлю несистемной российской оппозиции. С помощью российских спецслужб была создана экстремистская организация «Реструкт». Движение стало популярным в среде российской молодёжи, критически настроенных к Кремлю. «Реструктовцы» ловили «педофилов» и «наркоторговцев», избивали и унижали россиян, заподозренных неонацистами в «деятельности против русских». Как только радикалы решили зарегистрировать свое движение, ими занялся Центр «Э».
Второй срок Железнов получил за нападение на активиста Русской социалистической партии Жигалева. Выйдя из колонии, где он провел 10 месяцев, Железнов ругается с Тесаком и уходит из «Реструкта». Дмитрий Поляков, возглавлявший новосибирское отделение «Реструкта» сказал, что «его завербовали в ЦПЭ (центр по противодействию экстремизму МВД РФ), он до последнего выполнял в организации их работу. Зухель не скрывал, что и при отсидке сотрудничал с ментами».
Русский Сектор Газа
В Украину Железнов приехал в 2014 году. Глава информационной службы «Азова» Анна Сенник сообщила журналистам: «За свои взгляды в Российской Федерации он преследуемый. На него открыто уголовное дело, он находится в розыске. Он хочет въехать на территорию Украины просить политического убежища и дальше свои взгляды реализовывать, защищая Украину в рядах батальона «Азов».
Зухель – лидер «Русского сектора» полка «Азов». По разным данным, россиян в этом воинском формировании – около тридцати. Большинство российских добровольцев «Азова» — правые радикалы. Первый командир «Азова», подполковник полиции и народный депутат Андрей Билецкий сказал, что бойцы полка будут противостоять любым акциям, направленным против националистов.
Станислав, представитель киевских «антифа», полагает, что украинские правые изменились не из-за присутствия в их рядах русских фашистов, а из-за опыта, полученного националистами на войне. «Они стали более смелыми, так как власть им почти не противодействует» — добавляет наш собеседник.
Полк «Азов» включает в себя «Гражданский корпус», который занимается, среди прочего, «борьбой с различными антисоциальными и антинациональными элементами». Один из активистов этой организации – Зухель. Редактор издания «Нигилист» Александр Володарский говорит о Железнове так: «Зухель — подментованный бон в эмиграции, который долгое время тихо сидел в Киеве, не занимался любимым делом и анти-антифа акций, которыми и сделал себе имя, не организовывал. На руках этого человека вполне реальная кровь и сам факт того, что его впустили в Украину — чудовищный позор, который дискредитировал бы местных правоохранителей, если бы у ментов еще была какая-то «репутация»».
«Кто вам сказал, что вы можете их судить?»
Как сообщил источник в правоохранительных органах, все иностранные добровольцы проходят проверку на принадлежность к российским спецслужбам. Проверяла их и служба безопасности МВД. «Да, большинство из собравшихся в батальоне «Азов» ребят имеют своё восприятие мира. Но кто вам сказал, что вы можете их судить? Не забывайте, что сделал батальон «Азов» для страны… И всякий, кто скажет мне, что эти ребята проповедуют нацистские взгляды, носят свастику и так далее, — откровенно врёт и занимается дурью. Я много часов провёл с бойцами «Азова» в разговорах. Нет там ни нацизма, ни свастик» — сказал министр Аваков.
«Патриоты Украины» гоняют нелегалов в Харькове (довоенное видео)
Каким образом в расположении полка Национальной Гвардии Украины оказался нацинал-социалист из России? Вероятно, что из-за сотрудничества Андрея Билецкого (в прошлом – лидера праворадикальной организации «Патриоты Украины») и министра Авакова. «Азов» героически освобождал Мариуполь, прошел Иловайск, освободил от боевиков Урзуф. Это образцовое воинское формирование, а служить там – большая честь. Руководство МВД идет на определенные уступки «азовцам». Одна из них – помощь в организации «русского корпуса». При этом министерство решает несколько задач. Работая с российскими ультраправыми, украинская спецслужба получает рычаг влияния на настроения в радикальной среде в России, одновременно усиливая контроль над экстремистами внутри Украины. Формируется новая политическая реальность, в которой архаичные правые партии (ВО «Свобода, к примеру») будут потеснены «новыми украинскими правыми».
Эта реальность может разочаровать своих кураторов – в движение украинских националистов вливаются люди, умеющие убивать не на войне, а на мирных улицах. Их противник не сепаратист из «ЛДНР», а гражданский активист – эколог, анархист, участник или участница феминистского движения, «антифа».
Согласно данным мониторинга протестов, ультраправые всё чаще становятся источником агрессии во время уличных мероприятий, а каждая четвертая акция заканчивается насилием. «Новые украинские правые» — не украинофилы, как старые националисты. Их идеология – расизм и национал-социализм, а в их прицеле – украинское гражданское общество.
Александр Дванов для informator.lg.ua