Украинский государственный аппарат оказался слишком инертным и неспособным эффективно работать в условиях вооруженной агрессии. Страну ждал бы коллапс и военное поражение, если бы в работу по решению наиболее сложных задач не включилось гражданское общество, получившее новый импульс во время Революции Достоинства.
Зародившись в период протестов Евромайдана, волонтерское движение стало по-настоящему массовым с началом вооруженного конфликта на востоке страны. По всей стране возникли тысячи больших и совсем маленьких волонтерских групп, которые занимаются эвакуацией из зоны конфликта, приемом и оказанием помощи переселенцам, лечением и реабилитацией раненых, поиском пропавших и освобождением заложников, перезахоронением погибших, снабжением армии всем необходимым — от продовольствия до средств защиты, сложного тактического оборудования и транспорта.
По данным исследования, проведенного по заказу ООН, в 2014 году 23% украинцев так или иначе принимали участие в деятельности волонтерских инициатив и 63% оказывали им финансовую помощь. Благодаря усилиям именно этих людей, а не государственных органов, сотни тысяч переселенцев нашли временное жилье и получили необходимую поддержку. Тысячи семей вернули своих пропавших родственников, а украинская армия, два десятилетия уничтожавшаяся коррупцией, за несколько месяцев снова стала боеспособной и оснащенной.
В первый год войны волонтерские инициативы собрали и распределили почти 9 миллиардов гривен — что вполне сопоставимо с бюджетами профильных министерств. Будучи более гибкими и финансово прозрачными, чем государственные структуры, организации гражданского общества показали себя и значительно более эффективными операторами международной гуманитарной помощи.
Работа активистов, помогающих украинской армии, связана с рядом рисков. На волонтерские конвои совершались нападения преступными группами, доставке грузов нередко препятствовала и милиция.
В 2014 и 2015 годах на офисы волонтерских организаций в разных регионах Украины были совершены десятки нападений. В том числе с применением огнестрельного оружия. Несколько волонтерских центров были взорваны. А осенью 2015 года власть стала преследовать лидеров и усилила давление на ряд крупных волонтерских организаций.
Гражданские активисты рассчитывали, что их интенсивное участие будет необходимо только в первые месяцы конфликта. После чего, оправившийся от потрясений государственный аппарат, снова станет работоспособен и продолжит исполнять свои обязательства перед украинскими гражданами. Однако, быстрых реформ не произошло, чиновничьи структуры остаются такими же неэффективными, и основная нагрузка по помощи пострадавшим в конфликте продолжает лежать на гражданском обществе. Все ресурсы которого до сих пор направлены на отражение военной агрессии на востоке страны и борьбе с её последствиями. И это существенно замедляет процесс реформ — на них у активистов попросту не остается времени и сил, а власть не демонстрирует заинтересованности в изменениях.
Ранее InformatorTV рассказал о волонтерской группе «Hand made по-львовски», которая больше года помогает армии.