В своих наблюдениях-дневниках, которые я с начала войны веду в ФБ, я неоднократно возвращалась к теме мотиваторов войны. Что двигало людьми, решившимися на предательство Родины, убийство своих земляков, уничтожение своего края?
Почему в один миг люди, получающие в шахте зарплату от 5000 до 50 000 гривен, пенсии от 4000 до 15 000 гривен, стали «нищими, которые пострадали от Украины»? Что двигало людьми, держащими (до сих пор, замечу) в руках паспорт гражданина Украины и нежелающими с ним расставаться, кричать «мы-русские, наш дом – Россия»?
Кредитный бум
В апреле-мае 2014 года, как раз перед «референдумом» в моём Свердловске пошел слух, что элита города набирает кредитов (бытовую технику, мебель, деньги, машины), так как «Донбасс будет Россия, как Крым и ничего не надо будет отдавать». Народ, решивший, что чиновники знают больше их, рванул в банки. Из «Фокстрота», «Комфи» и других магазинов быттехники товар просто выгребали. Тянули по пять холодильников, телевизоров, кофе-машин, пылесосов… Меня тогда еще удивило, как при полной политической нестабильности на Донбассе, банки свободно кредитовали на любую сумму. Естественно, не всех подряд, просили предоставить справку о доходах с места работы. И кредитовали. А народ грёб. С выпученными от жадности глазами. Что примечательно, на это повелись люди с высоким и средним доходом. Те пенсионеры или рабочие, которые имели не такие шикарные заработки-пенсии, как шахтеры, молча, наблюдали за давкой, плюясь и рассуждая о расплате за жадность.
«Чтобы как на полуострове!»
«Как в Крыму»- было основным мотивом войны Донбасса. Никто не думал о том, что будет война, голод, гибель, разруха, разорванные связи и закрытые предприятия. Для всех это была игра: как в Крыму. Сильная Россия скажет «бу», слабая Украина скажет «ой», и гордый Донбасс… О чем же мечтал этот угольный регион?
1.Не будем возвращать кредиты. Кинем Украину на бабки. Кинем банкира-ж-Коломойского (о национальности умолчу) на бабки. Кинем Пороха на бабки. Кинем…
2. Россия даст. Денег. Денег. Денег. Большие пенсии. Особенно ментам, они наши ребята. И прокурорам. И судьям. Россия сделает дороги. И прогонит Ахметова. И чиновников прогонит. Ментов, они суки. И прокуроров. И судей.
3. Мы будем едины с Россией и будем ездить в Россию без таможни. И покупать там все за гривну, так как по курсу это выгодно. А еще мы не будем платить налоги. Не будем платить ни в Москву (хватит кормить Москву), ни в Киев (хватит кормить Киев), ни в Донецк (хватит кормить Донецк). Россия богатая, она нас позвала, она все даст и все построит. И выгонит всех олигархов.
4. Все шахтеры будут получать, как на «Воркутауголь». Там зарплаты чемоданами дают. И потом в Египет едут и весь отель покупают.
Когда это слышишь от соседа-алкоголика с явными признаками олигофрении, это простительно. Для него, и для общества, не сумевшего адаптировать человека в социум. Когда ты слышишь это от шахтера, ну, как бы тоже понимаешь, что человек кроме темноты шахты ничего–то и не видел. Когда ты слышишь это от прокурора, получившего высшее образование в Украине, судьи, директора школы, экономиста предприятия, предпринимателя, IТ – технолога, это вызывает страх. Ты понимаешь, что нет ни гражданина, ни общества, ни социума, ни страны. Мы не смогли их воспитать за годы независимости.
Но, вернемся к Крыму. Ведь первым в повестке донбасожеланий стоял Крым. Чтобы было все, как в Крыму! Ах, да, и не платить кредиты!
Из Донбасса, как и из Крыма, выгнали украинские банки, все потерли ручки и стали богатыми.
Многие мои знакомые, имея кредитный долг более 200 000 гривен, именно из-за этого не хотят «возврата Украины на Донбасс». Нам обещали, как в Крыму, — упорно твердят они мне.
Одни, разбили взятую машину в кредит, поэтому отдавать за нее жалко. Вторые, просто растратили деньги, третьи, набрались быттехники, которую теперь продают «дешево и в рублях». Все они верят в волшебника Путина, Крым и удачу.
«Слитый» Крым
А что же получили крымчане? Сбылись ли их надежды?
Крымчане получили гражданство России, а вместе с ним, удорожание коммуналки, рост цен на продукты питания и лекарства, отсутствие электричества и права посещать Египет. А еще пустые пляжи, полупьяных, хамливых русских туристов, разграбленные музеи, винные погреба, убитых животных в зоопарке, изувеченные аллеи парков. И кредиты.
Да, да, именно те, от которых они решительно избавились, получив новое гражданство.
Как там, в народе говорят (я из русской классики, чтобы не оскорбить высокодуховные скрепы) — «Бог не Ермошка, видит немножко».
Видимо, высшие нематериальные силы не сильны в материальном, поэтому и не смогли отследить все тонкости невозврата кредитов в меркантильных желаниях крымчан. Видимо у золотой рыбки в тот момент было несварение, но Федеральный закон №422-ФЗ, принят и одобрен Госдумой РФ. В законе четко и по-русски определено, что все крымчане, у которых на момент присоединения полуострова к России, были кредиты в украинских банках, обязаны погасить по ним задолженность.
Правда, не совсем понятно, почему эти «но»: эти деньги теперь будут перечисляться не украинским, а российским банкам, но то загадочно-банковское.
Согласно информации украинских банков на момент «крымтипаих» 350 тысяч крымчан имели задолженность по кредитам.
Вот она, отмотивированная сторона оккупанта. И Аксенов, да и сам Путин неоднократно заявляли, что, мол, из глаз долой, из сердца вон. Помните, как на знаменитой пресс-конференции на вопрос о том, что делать, если автомобиль взят в кредит в украинском банке, Путин ответил: «Да ездите на здоровье!»
В марте 2015 года компания «Фондовый конверс-центр» сообщила, что выкупила у украинских факторинговых компаний право требования возврата кредитов жителей Крыма, а резиденты РФ начали активно скупать долговые обязательства крымчан перед украинскими банками.
Все смеялись над «глупыми людьми», ведь Крым под юрисдикцией России, а Путин обещал… В декабре 2015 года в Госдуме проявился проект закона, который обязывает крымчан в полном объеме выплачивать свои кредитные долги российским перекупщикам. Более того, законом предусматриваются принудительные механизмы, а именно изъятие, продажа или арест имущества, даже если имущество заложено или являлось предметом залога, для погашения задолженности.
Крымчанам, так радующимся, что они «кинули Укропию» придется платить по долгам. И ненавистной «укропии», а любимой им России. Долг, — как разъясняет закон,- должен быть выплачен в рублях, а если вы брали кредит в долларах или гривнах, то перерасчет долга будет произведен по валютному курсу 18 марта 2014 года (тут крымчанам несказанно повезло).
Теперь крымчане попавшие в русскую банковскую ловушку, будут вынуждены или идти воевать, как большинство русских наемников, чтобы отдать кредит, либо же готовится расстаться с имуществом у теплого моря.
Русские не прощают ошибок, а еще им чуждо понятие «свои». Своих, русских, они гноили в лагерях, расстреливали по доносам, а впрочем, на своих, русских, они и писали доносы. Так что ожидаемо, что теперь родственно-кровные или бытово-соседние разборки в Крыму будут заканчиваться сообщением в коллекторскую службу, где скрывается должник.
Вы думаете, кто-то из крымчан (тех, кто «крымих») прочитал закон?-нет! Они в соцсетях тут же обвинили Украину. Вы думаете, кто-то из крымчан (тех, кто «крымих»), задал себе вопрос, почему Россия принимает закон, как они утверждают «в пользу Коломойского»?-нет! Они просто исходятся желчью, соревнуясь в язвительных комментариях.
А ответ прост,- за предательство всегда нужно платить. Когда-то русские выгнали из домов крымских татар, теперь выгонят своих, русских, потомков экс-КГБистов, судей, прокуроров, тюремных надсмотрщиков.
Когда Крым вернутся из оккупации, государству Украина, нужно будет сделать все возможное, чтобы вернуть дома пострадавшим в результате оккупации крымским татарам и патриотам Украины.
Так что, Донбасс? Ты все еще хочешь быть «как Крым»?
Елена Степова