На референдуме за отсоединение проголосовало 90 % жителей! Знакомые слова? Это не рассказ про Крым или Донбасс как мы привыкли. Это начало истории «Приднестровской Молдавской Республики».
Все началось с языкового вопроса — так нам сказала работница музея рассказывая о истории Приднестровья. Потом был двухмесячный конфликт с танками, погибшими, окопами и блокпостами. Тогда, в 1992 году, было сложно судить о том, что будет дальше и какие могут быть последствия. «ПМР» — имеет свои особенности: она прожила 25 лет, получила опыт и достигла определенного уровня. Высокого или низкого, и чем живет республика, каждый сможет понять сам, делая вывод из рассказа о поездке в Приднестровье.
Дорога в Приднестровье
Из Киева до Тирасполя, столицы «Приднестровской Молдавской республики», можно доехать несколькими способами. На поезде Москва-Кишинев прямо до Тирасполя или на автобусе из Одессы. Поезд оказался переполненным и билеты на него нам купить не удалось. Что интересно, позже объяснили в чем дело, билеты выкуплены людьми которые ездят на заработки в Россию и на праздники возвращаются в родное Приднестровье или Молдову.
Пришлось ехать на маршрутке из Одессы. Границу переезжали возле поселка Кучурган. На Украинской таможне все без исключения предъявили заграничные паспорта, а на таможне «ПМР» разделились на две группы. Те, кто транзитом в Молдову остались сидеть в маршрутке, а кто едет в Приднестровье пошли предъявлять паспорта в окошко таможенного контроля. Там уже многие показывали паспорт гражданина «ПМР». Мы же предъявили свои заграничные паспорта, ответили на обязательные вопросы: адрес пребывания, дата отъезда. Компьютер распечатал миграционную карту. Всех проверили на наличие товаров подлежащих декларации и пропустили на территорию «республики».
Первое впечатление: нормальные дороги, пейзаж никак не отличался от Одесской области.
В интернете мы узнали что автобусы из Тирасполя начинают ходить с 5 утра, это важно, что бы успеть на поезд из Одессы до Киева. А в кассе автостанции, строгая бабушка сообщила, что автобус едет только с семи утра и ничем другим она помочь не может. Сюрприз — информацию на сайте никто не обновляет.
Первое впечатление от Тирасполя.
Тирасполь, удивил своей чистотой, аккуратно покрашенными домами в яркие цвета. Впечатление тихого постсоветского городка. На центральных улицах много магазинов одежды, кафе и государственных учреждений с флагами «республики».
По улицам ходят хорошо одетые и с виду вполне счастливые люди. В кафе сидят красивые, смеющиеся молодые люди. Ездят новые современные троллейбусы. Много иномарок.
Присутствует стандартная показушная красота. У зданий, которые выходят на главную улицу покрашены только фасады. Со стороны двора ободранные стены.
В глаза бросились до боли знакомые объявления приклеенные на остановках. “Автобусы Тирасполь-Москва” напечатанные на разноцветных листах. Точно такие же висели по всему Луганску, особенно много их начало появляться с обострением обстановки в городе.
В городе идет строительство новых зданий. Нам, по дороге к гостинице повстречалось несколько строй площадок.
Поселились в гостинице “Россия”. Там выяснилось, что нельзя рассчитаться международной картой, так как в непризнанной республике не работает международная банковская система. К этому мы были готовы и заплатили наличными.
Нюансы жизни в непризнанной республике
У всех приднестровцев два паспорта: паспорт гражданина «ПМР» и заграничный паспорт одной из ближайших стран (Молдова, Украина, Россия). В Тирасполе есть консульства этих стран в которых без проблем можно сделать заграничный паспорт. Это дает возможность въезжать на территорию любой страны.
На данный момент президент «ПМР» Евгений Шевчук, первый лидер, сменивший долгосрочного Игоря Смирнова правившего 21 год. Сейчас все обсуждают президентские выборы 2016 года.
Работают предприятия тяжелой промышленности на треть от своей мощности всего 2-3 дня в неделю. Швейная фабрика работает только когда приходит заказ, а это бывает редко. Хлопчатобумажный комбинат так же функционирует редко.
Причина в том, что продукцию заводов не могут покупать из-за проблем с документами находящимися в поле деятельности непризнанной республики. Есть выход, зарегистрироваться в Молдове, но на это некоторые предприятия пока не хотят идти. Прогнозируют, что все таки придется это сделать и стать автономией в составе Молдовы.
Позже мы видели продукцию легкой промышленности Приднестровья выставляемую в музее в витрине “Сделано в Приднестровье” — это обувь в стиле “Советская не красивая, зато качественная”, замечательные детские сандалики и тапочки образца 80-х годов. Футболка с фотографией Путина и вафельные полотенца. Жаль фотографии нет, в этом музее фотографировать запрещено.
Работает Тираспольский винно-коньячный завод «KVINT». Фирменные магазины завода есть по всему городу, там можно за 30-50 ПМРруб купить натуральные, качественные молдавские вина и коньяки. Дистрибьюторы завода есть в Одессе, Москве, Санкт-Петербурге, Кишиневе и других крупных городах соседних стран. К сожалению в Киеве нет ни одного магазина с продукцией «KVINT». Местные жители говорят, что завод не имеет возможности продавать достаточный объем продукции.
В Тирасполе работает много магазинов, заправок и даже спорткомплекс под названием “Шериф” — хозяин бывший подполковник советской армии, начинал с пошива спортивной одежды в подвальном помещении.
Многие уезжают на заработки в Москву, Санкт-Петербрг, Киев. Молодежь не видит перспектив в республике. Есть мнение, что умному и творческому человеку в «ПМР» расти некуда.
Образование и возможности
Студенты Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко не планируют свое будущее в республике. Готовятся уезжать. Говорят, что к диплому прилагается вкладыш дающий право на работу в соседних странах. Материальная база кафедр оставляет желать лучшего, новые книги привозят из России, а остальные учебники советские. Группы не многочисленные. Зато все учатся на бюджете и всегда есть свободные места для абитуриентов.
Деньги
Обмен денег не составляет труда, за 100 гривен дают 40 рублей «ПМР».
Цены цифрами очень похожи на наши (проезд 3,50 ПМРруб, килограмм колбасы 75 ПМРруб, тарелка борща в кафе 30 ПМРруб, хлеб 3,60 ПМРруб, обрезки мяса 50 ПМРруб) только все нужно умножать на 2,5. Для нас это оказалось неожиданностью. Пришлось потратить больше денег чем планировали.
Так же в Приднестровье в ходу рубли из композитных материалов. «ПМР» — единственная территория, где действуют подобные деньги.
Некоторым пенсионерам платит пенсию Россия — сейчас это 70 долларов, говорят раньше была больше. Пенсия от Приднестровья держится на одном уровне и составляет 140 долларов. Зарплаты у всех разные. Все зависит от вкладываемых сил и возможностей. Как нам сказали местные жители “Кто как устроился”.
Культурный досуг или что говорят детям в музее
Посещение Тираспольского объединенного музея вызвало массу эмоций. Экспозиции истории края в лучших традициях советских музеев. Но это не главное. Ощутимая часть музея посвящена современной истории «ПМР» начиная с советского периода и до нашего времени. Она находится в новой пристройке, имеет современные витрины и видно, что на это выделяются деньги в отличии от остальных залов музея.
В рассказе экскурсовода чувствовалась гордость за республику. Факты преподносились в духе классической пропаганды. “Резали” ухо фразы которые можно так же услышать от любого сознательного гражданина так называемых «Л/ДНР»: “Мы хотим разговаривать на русском языке”, “Когда мы решили отсоединится, возродилось и стало активно помогать казачество”, “Мы категорически против автономии, только независимость”, “Надеемся Россия нас не бросит”, “В Украине гражданская война”, “Я смотрю и украинские каналы тоже”. При выходе из музея у нас спросили фамилии под предлогом записать в журнал посещений (Первый музей за всю мою историю, где спросили фамилию).
Город Бендеры
Рядом с Тирасполем есть город Бендеры, туда ходит 19 троллейбус. Там 19 июня 1992 года снайперы стреляли по местным жителям. Номер автобусу дали в честь того самого дня, что бы запечатлеть эту трагическую дату в истории Приднестровья.
На въезде в город мост через Днестр покрашенный в цвета флага России и «ПМР», на мосту небольшой блокпост. В городе остались здания со следами от попадания снарядов. Это в 1992 году ополченцы стреляли по снайперам засевшим на крышах многоэтажек. Сейчас следы почти незаметны.
Стоит много памятных знаков посвященных событиям 1992 года. Видно, что власти республики стараются как можно больше привлечь внимания к событиям, в это вкладывают деньги и силы.
Во всех спорных территориях мира всегда возрастает количество пострадавших от торговли людьми. Особенно когда местному населению приходится искать работу в других странах. Такой риск есть и в «ПМР», наверное именно по этой причине тут размещена социальная реклама призывающая обращаться за консультациями. Очень символично выглядит такой бигборд на фоне блокпоста.
Так же в Бендерах есть красивейшая огромная древняя крепость, построенная турками. На территории твердыни долго располагалась военная часть. И только недавно цитадель отреставрировали, открыли для посетителей.
Деньги на реставрацию поступали из разных источников. Например частично профинансировало государство, а частично местная телекомуникационная компания. Это место используют для встреч делегаций, официальных приемов. Туристов приходит крайне мало.
Выяснилось, что местные жители там никогда не были и сейчас не посещают исторический объект. Найти вход в крепость оказалось очень затруднительно. Туристическая инфраструктура развита слабо.
Зато каждый ребенок знает, что в Приднестровье стоят российские войска и есть склады с боеприпасами сохранившиеся с советских времен в селе Колбасна.
Контрасты жизни Приднестровья
Многое в городах Приднестровья кажется обычным и почти ничем не отличается от любых городов Украины. Это при поверхностном рассмотрении ситуации. Как только мы начинали общаться с людьми, задавать вопросы и слышать мнения местных жителей ситуация переставала казаться обыденной. Как и среди жителей не подконтрольных Украине территорий в Приднестровье есть патриоты своей республики которым нравиться положение вещей. Так же есть люди которые стремятся к развитию, хотят добиваться большего. Такие уезжают за пределы «ПМР» и возвращаются на родину только в гости на праздники.
Летом «республика» отпраздновала 25 лет. Это четверть века, достаточный срок для человека что бы повзрослеть. До сих пор мировое сообщество так и не признало Приднестровье как отдельное государство. Молдова считает эту территорию своей частью не создавая никаких границ. Промышленность вынуждена выживать в сложных бюрократических условиях. Молодежь мечтает о загранице, а взрослое поколение “болеет” за идею и надеется, что Россия их не бросит. Что будет дальше покажет время.
Юлия Кишенко для informator.lg.ua