Прифронтовой районный центр Станица Луганская продолжает жить в условиях позиционной войны. Проезжая по улицам поселка, то тут то там видим поврежденные крыши, характерные отверстия от осколков в металлических заборах и стенах жилых домов. Такой ландшафт, дополняемый большим количеством военных на улицах Станицы, делает окружающую атмосферу тревожной и неуютной.
Это чувство тревоги подогревается и с другой стороны линии разграничения, откуда регулярно звучат обещания «освободить» поселок, да и всю территорию Луганской области. О том, в каком состоянии пребывает район через полтора года после освобождения украинскими войсками мы беседуем с руководителем Станично-Луганской районной военно-гражданской администрации Юрием Золкиным.
– Вы занимаетесь восстановлением жизнедеятельности района, практически, с первых недель, после его освобождения. Какие первоочередные задачи стояли, когда территория вернулась под юрисдикцию Украины?
– Назначен я был 13 марта 2015 года, но на самом деле работа началась немножко раньше. В конце августа украинская армия освободила Станицу Луганскую и с начала сентября 2014 года началась работа по восстановлению жизнедеятельности района. На тот момент я был заместителем председателя районной государственной администрации, которую возглавлял Евгений Бидашко.
Начали мы с восстановления работы казначейства. Тогда не проходили платежи, невозможно было выплатить ни зарплаты, ни какие-либо социальные пособия. Также, мы сразу занялись и возобновлением работы финансового управления, пенсионного фонда – в тот период нельзя было ни получить, ни даже оформить пенсию. Возобновление работы Управления социальной защиты, Почты, и так далее.
Трудности заключались в том, что, к большому сожалению, очень сильно пострадала материально-техническая база. Например, практически не было оргтехники. Это была первая самая большая беда.
Управление соцзащиты работает с несколькими всеукраинскими базами данных , на каждой из которых стоял соответствующий сервер, который обеспечивал доступ к этой базе ее работу. Эти серверы были уничтожены, как и вообще все компьютеры. И если мы смогли «с миру по нитке», что называется, пособирать те же компьютеры ноутбуки для обеспечения сотрудников повседневной работой, то доступ к этим базам был ограничен.
К большому сожалению, здесь нерасторопность наших центральных органов власти просто зашкаливала. Первые письма о необходимости выделения финансовых ресурсов для приобретения оборудования, в частности, для управления соцзащиты мой предшественник Евгений Бедашко писал еще в октябре 2014 года, а финансовое подкрепление мы получили лишь в октябре 2015 года. Только к этому времени у нас появился финансовый ресурс, на который мы смогли произвести закупку необходимого оборудования.
Вторая сложность – это практически полное отсутствие административных зданий для осуществления своей деятельности. Так, управление соцзащиты и в настоящий момент без здания. Территориальный центр, Районный центр социальных служб для семьи, детей и молодежи, Служба по делам детей, Управление сельского хозяйства – большое количество учреждений оказалось без своих зданий. Многие здания были позднее разрушены, в частности, полному разрушению подверглось здание казначейства, которое пришлось перемещать вместе с техникой оборудованием и связью в новое помещение.
Третья огромная проблема – это дефицит кадров, так как очень многие люди разъехались, и начинать формировать по каждому направлению команду приходилось, что называется, «с нуля». Одно дело, когда узко профильные специалисты того же управления социальной защиты сидят и годами набивают себе руку на оформлении каких-то конкретных социальных выплат. Конечно можно физически принять нового человека, чему-то его научить, но пока он приобретет необходимые навыки проходит время…
Начиная с осени 2014 и до весны 2015 года серьезной трудностью было регулярное отключение электроэнергии. Она у нас пропадала в результате ведения боевых действий. Практически каждое утро начиналось с изучения ситуации и подведения итогов: что разбито, где повреждены линии электропередач, газопроводы, какие еще повреждения, сколько домов разрушено за прошедшие сутки.
И, надо отдать должное электрикам газовикам, добрую половину дня они занимались восстановительными работами. Потом получалось так: восстановили они к двум-трем часам дня участки, включили энергию, люди попользовались, вечером опять начинаются бои, опять разбили.
Уже, честно говоря, и руки порой опускались, потому, что не видно было ни конца, ни края этому всему – только восстановят, и опять все нужно начинать сначала.
– Что на сегодня можете сказать об ущербе, нанесенном району боевыми действиями?
– В течение 2014 – весны 2015 года было очень много разрушений. Пострадало порядка 10 школ, больницы, амбулатории и огромное количество жилых домов. В общем по Станице Луганской пострадало около 3,5 тысячи жилых домов и квартир. Из них порядка 350 разрушено полностью. К сожалению, механизма компенсации за утрату жилья, имущества так и не выработано. Как, впрочем, до сих пор отсутствует и механизм компенсации ущерба пострадавшим за получение ранений, травм.
В 2014 году районный бюджет выделили порядка 700 тыс. грн., которые выдали жителям в качестве материальной помощи. Дело в том, что многие действительно потеряли все – и жилье, и имущество. Выскакивали из домов, фактически, в ночных рубашках. Порядка 1,5 млн. грн. жители Станично-Луганского района получили в качестве материальной помощи уже в 2015 году.
В том числе, при поддержке бывшего губернатора Геннадия Москаля удалось изыскать средства на приобретение дома для многодетной семьи, где шестеро детей. Они в один миг остались без крыши над головой. Губернатор помог финансово, выделили ресурс из средств областного бюджета, и был приобретен дом, даже немного лучше, чем был у них ранее.
Следует понимать, что в среднем люди получили материальную поддержку на уровне от 1 до 3 тыс. грн. По сравнению с тем, что многие потеряли, это просто ничто.
– Как на сегодня обстоит дело с восстановительными работами?
— В 2015 году работа по восстановлению поврежденных зданий велась довольно активно. Нужно понимать, что условия, в которых начинали производиться работы – это были дни, когда в любой момент могли прилететь мины и снаряды. Привлечь кого-то было непросто. Поэтому, я очень благодарен и руководству и работникам тех четырех предприятий, которые не побоялись и пришли к нам работать.
Одним из приоритетов в ходе организации работы было экономное отношение к использованию финансового ресурса. В ходе подготовки к началу работ районным отделом образования были сделаны официальные запросы в торгово-промышленную палату по всем основным позициям необходимых для ремонтных работ товаров и расходных материалов.
Только после того, как мы получили от Торгово-промышленной палаты сертификаты, начали заключать договора. На момент подготовки и подписания договоров на производство работ мы пригласили к совместной работе общественные организации, представителей самоуправления школ и детских садов, депутатский корпус и просто неравнодушных граждан. Но к большому сожалению большинство из приглашенных начали свою деятельность в составе рабочей группы РГА только на финальной стадии, а некоторые представители «общественности» ограничили свою деятельность потоком анонимок и жалоб, не утрудившись ни разу заглянуть в документы проверить на объектах факт выполненных работ. А факты вещь упрямая и говорят они о том, что в результате всех проверок восстанавливаемых социальных объектов не выявлено ни завышения цен, ни завышения объемов выполненных работ. К большому сожалению к проверке восстанавливаемых объектов в составе рабочей группы РГА к нам так и не присоединились представители правоохранителей, хотя всем им мной были направлены письма с этим предложением.
Несмотря на все трудности, в том числе – обстрелы, которые происходили вплоть до конца августа 2015 г., все предприятия отработали достаточно добросовестно. Были небольшие задержки, проблемы рабочего характера, но в целом все справились. Особо хотелось бы поблагодарить работников технического надзора Управления капитального строительства областной администрации, которые на финальной стадии помогли нам «подчистить» все моменты, сверить с актами выполненных работ и сэкономить на каждом объекте – где 15 тыс., где 35, где 40, а где и все 50 тыс.грн.
– Можете ли озвучить примерную сумму ущерба, нанесенного району?
– Сейчас у нас организована рабочая группа, которая исследует все разрушения на территории района. На данный момент посчитали, что уже более полумиллиарда гривен необходимы на проведение восстановительных работ – и это без учета повреждений жилья.
Собрать полные данные о повреждениях жилых домов и квартир пока не представляется возможным – многие люди просто выехали, а без участия хозяев мы не имеем права осматривать жилища.
Я очень благодарен бывшему губернатору Геннадию Москалю, который, еще в прошлом году не стал ждать, пока государственный бюджет выделит деньги для восстановления, и выделили из областного бюджета достаточно серьезный финансовый ресурс на восстановление школ, больниц и других объектов социальной инфраструктуры. Затем подоспели средства государственного бюджета, и сейчас, уже при новом губернаторе, средства на восстановительные работы продолжают выделяться.
К большому сожалению, пока принимались решения о выделении средств, пока начались работы, разрушения продолжались, поэтому на сегодня ситуация такова, что кому-то помогли, а кому-то не успели помочь.
Остаются еще разрушенные квартиры, есть проблемы по школам. Так, школа №2 в ходе боев была разрушена полностью. Школа была очень старой, но незадолго до войны там сделали ремонт – заменили кровлю, пристроили теплый туалет и так далее. Сейчас от нее осталось пепелище. В настоящий момент заказан проект. После того, как он будет сдан, можно будет говорить о начале строительных работ.
– Как происходит выделение средств на восстановление?
– Когда мы еще задолго до войны анализировали состояние бюджета: на что мы тратим финансовый ресурс, выяснилось, что огромные деньги уходят на энергоносители. В первую очередь это отопление: газ, уголь, дрова и тепло, которое покупали для отопления школ. В ходе восстановительных работ в школах мы попросили поддержки у главы Луганской ВГА Георгия Туки. Благодаря тому, что он пошел нам на встречу, в этом году удалось провести реконструкцию четырех топочных в школах. В первую очередь, это реконструкция топочной для Кондрашевской школы. Исторически сложилось так, что школа питалась теплом от котельной, расположенной в километре от учебного заведения. В школе всегда было, мягко говоря, прохладно и некомфортно. На сегодня, когда отремонтировали крышу, поменяли окна и построили топочную, дети учатся в очень комфортных условиях. В новой топочной стоит 6 небольших газовых котлов, каждый из которых будет включаться по мере необходимости – в зависимости от температурного режима. Кроме того, в следующем помещении там стоят еще и угольные котлы. Когда мы запустили их, то увидели, что минимальная экономия на производства одной гигакаллории тепла составляет 39%.
Были реконструированы также топочные в Петровской школе №1 и Петровской школе №2. Там помимо газовых котлов мы поставили котлы пеллетные. Дело в том, что одно из наших местных предприятий наладило выпуск пеллет из отходов сельскохозяйственного производства. По предварительным расчетам, это позволит нам экономить до 60% затрат на производстве 1 гигакаллории тепла по сравнению с использованием газа.
В центральной больнице также закончена реконструкция топочной. Также там установлены котлы для сжигания дров. Те, кто бывал у нас в Станице Луганской, наверняка видел здесь огромное количество тополей – и на территории райцентра, и во многих других местах.
Все эти деревья требуют, как минимум, санитарной обрезки. Чтобы не выбрасывать эти дрова, пускай и низкокалорийные, мы начали их заготавливать, а затем будем перерабатывать в тепло для снижения себестоимости последнего.
Кроме того, в последнее время мы выиграли несколько конкурсов – на возведение пристройки к валуйской школе, санацию центральной больницы. Были выиграны проекты на реконструкцию топочной в Петровской больнице и строительство новой топочной в Станично-Луганской школе №1. Там тоже идет огромный расход энергоносителей.
В целом, на сегодня, когда мы посчитали с экономистами, выяснилось, что четыре уже реализованных проекта позволят в следующем отопительном сезоне сэкономить 4,5 млн. грн.
– Как сегодня жители Станично-Луганского района настроены по отношению к Украине?
— Построить Украину в умах людей – также очень важная задача для восстановления нормальной жизнедеятельности района. Наша территория, как известно, одна из самых пророссийских, сепаратистски настроенных.
Все то, что случилось тут в 2014 году, происходило на волне всеобщего безумия, и, наверное, процентов на 95%, под влиянием российского телевидения. Недооценивать силу СМИ нельзя. Мы помним, что в Луганске сразу после захвата СБУ и областной администрации, те люди, которые взяли в руки оружие, начали брать под контроль средства связи и коммуникаций. И сразу, огромным потоком начали транслироваться российские каналы, которые, к большому сожалению, транслируются до сих пор.
Так что, проблема все еще актуальна: помочь человеку можно многим – отремонтировать крышу, снабдить продуктами первой необходимости – гуманитаркой, но ситуацию в головах это не изменит. В связи с этим огромную благодарность хотелось бы выразить всем тем нашим партнерам, которые в меру своих сил и возможностей нам помогают доносить до людей правдивую информацию, не искаженную пропагандой.
В частности, сайт Informator.lg.ua. команда которого вот уже который месяц находит возможность передавать нам газету, посвященную актуальным событиям в нашем регионе. Ни для кого не секрет что люди, особенно старшего возраста, привыкли не торопясь взять газетку, почитать, посидеть и порассуждать, так что те 10 тысяч газет, которые передаются – это большое подспорье.
Также есть группа во Вконтакте «Станица Луганская – Украина», где регулярно публикуют новости, рассказывается о тех событиях, которые происходят у нас.
Огромную благодарность хотелось бы выразить тем, кто откликнулся на нашу просьбу помочь в приобретении «колоколов» – мегафонов для организации радиовещания. Когда мы это задумали, меня критиковали, говорили, что это шаг назад.
В начале прошлого века это средство связи которые нашло широкую популярность на территории всего Советского Союза – основное средство, которое оперативно доносило информацию. Так вот, мы нашли своих два громкоговорителя, которые в центре Станицы расположили.
Еще два громкоговорителя нам помогли приобрести небезразличные люди: один мы расположили на переходе в Станицу Луганскую, а второй – на торговой площадке. Не откажемся от этой идеи и в дальнейшем.
Если бы таких партнеров было больше, наверное, было бы немножко легче. А так приходится признать, что ситуация в умах людей пока коренным образом не изменилась.
Изменения, конечно, есть. Люди стали более толерантными уже никто никого не клеймит как у нас это было два года назад: «правосеками», «бандеровцами», «пособниками хунты». Этого, конечно, уже нет. Но, в то же время, есть настороженность, что украинская власть и тот порядок, который установился на территории района, будет постоянным и неизменным. К тому же, с противоположной стороны Северского Донца постоянно звучат призывы и обещания «освободить» всею территорию области. Людей постоянно этими обещаниями подогревают.
Поэтому, когда у нас начинают критиковать людей за то, что очень осторожно подходят к освещению каких-то вопросов, нужно понимать, в какой среде они сегодня живут.
– Приведете конкретный пример?
– Когда начинают критиковать учителей, нужно понимать, в какой среде они на сегодня живут. У нас ведь есть родители, которые принципиально не отправляли детей на летние, рождественские каникулы на территорию Западной Украины, есть родители, которые принципиально не разрешают детям участвовать в мероприятиях патриотической направленности.
– Расскажите об этом поподробнее.
Понимая, что представителей старшего поколения переделать очень непросто, особенно в условиях путинской пропаганды, сегодня все свои усилия мы сосредоточили на детях. Это и концерты для наших военных, рисунки для них, изготовление оберегов, ответные концерты военных и многое-многое другое. Но все это происходит, наверное, не благодаря, а вопреки: вопреки истерии российских и сепаратистских ТВ и радиоканалов, вопреки сопротивлению некоторых родителей — рьяных поборников лжеобразований. Вопреки постоянным угрозам учителям-патриотам со стороны боевиков. Ведь многие наши учителя, общественники, госслужащие в глазах сепаратистов давно стали «бандеровцами», «правосеками», «пособниками хунты», а некоторым, в том числе и мне, «присвоили» «почетное звание» — военный преступник ЛНР. А с недавних пор устные угрозы начали воплощаться наяву – это и необъяснимые возгорания того, что гореть не должно, и «случайные» разрывы гранат во дворах патриотов и так далее.
Несмотря на все эти препятствия, нам удалось организовать в 2015 году очень хорошее дело: более двухсот детей из нашего района поехали на территории западных областей Украины. Это делалось для того, чтобы дети посмотрели и развенчали эти мифы, в первую очередь, в глазах своих родителей. Мы еще и на Рождество отправили порядка 120 детей на Западную Украину. Наши детки отдыхали, смотрели, как живет украинский народ в тех регионах. Это было сделано только с одной целью: чтобы они, вернувшись, рассказали родителям, что там на самом деле нет злых бандеровцев, которые кому-то режут языки или уши за русский язык, нет других немыслимых вещей. Так что пытаемся строить Украину в головах, в сердцах людей различными способами.
Всех наших детей мы отправляли в футболках, изготовленных на средства наших местных патриотов-благотворителей, с изображением флага и герба Украины и надписью «Станиця Луганська – це Україна». С подобной символикой мы изготовили вязаные шапочки и шарфы, когда отправляли их на рождественские каникулы. Самое главное, что дети вернулись домой не только передохнувшими от военных будней, но и преисполненными новыми впечатлениями от увиденного, что часто не совпадало с бытующими в некоторых семьях стереотипами. Более того, они приобрели новых друзей и воочию убедились: украинцы – это единый и миролюбивый народ независимо от региона проживания.
Кроме того, 15 мая 2015 г. при поддержке общественных организаций района был проведен основанный у нас в Станице Луганской первый Украинский Фестиваль мира, символы которого эстафетой пошли по всей стране. И я уверен, что пройдя все области Украины, символы нашего Фестиваля – государственный флаг и пианино мира — прибудут на центральный Майдан нашей страны, где зазвучат мелодии мира и добра.
Продолжение следует…