26 февраля 2016 года в Счастье Луганской области состоялся обмен пленными между украинской стороной и представителями «ЛНР». На линии размежевания украинская сторона передала шестерых человек. Представители «ЛНР», в свою очередь, отпустили троих украинцев. Леонид Мазанько, Виталий Чупринин и Ростислав Маврин обрели свободу и вернулись на подконтрольную Украине территорию.
Миновав крайний украинский блокпост, представители контактной группы – депутат Ирина Геращенко, Дарка Олифер и сотрудник СБУ Юрий Коробов продвигаются в сторону блокпоста боевиков. До этого стороны договорились, что для обмена они остановятся на расстоянии сорока метров друг от друга. Военные разрешают нашему корреспонденту проводить видеосъемку, но предупреждают об осторожности: «Будьте осмотрительны и внимательны!»
Сотрудники СБУ прикрывают группу переговорщиков с обочин разбитой дороги. У развилки украинскую группу уже ждут – противник приготовился к обмену пленными. Представители «ЛНР» приехали на нескольких автомобилях, среди них – вооруженные люди. Четыре женщины в гражданском и двое мужчин в камуфляже направляются в сторону Луганска. Это группа людей, которых собираются поменять на украинских заложников.
При обмене присутствуют сотрудники ОБСЕ. К группе готовых к обмену подходит представитель «ЛНР» в военной форме российского образца. Он должен проверить документы тех, кого украинская сторона передает боевикам. Украинский представитель также проверят документы у наших пленных, улаживаются необходимые формальности.
Сам обмен происходит быстро — группы пленных расходятся по разным сторонам дороги. К нам приближаются трое гражданских украинцев, проведших долгое время в плену «ЛНР». Представители украинской контактной группы пока сдержанны – хотя опасность срыва обмена миновала, присутствие военных как с той, так и с нашей стороны не позволяет расслабиться и почувствовать себя в безопасности.
Виталий Чупринин провел в плену почти семь месяцев. На вопрос нашего журналиста, как он попал в плен, отвечает коротко – «я гражданин Украины и считаю, что исполнял свой долг». Он также сообщает, что Марию Варфоломееву он видел буквально утром и её должны были тоже обменять вместе с этой группой, но на обмен привезли только троих.
Освобожденные заложники Леонид Мазанько и Виталий Чупринин
«Так долго ждали и так быстро все произошло» — говорят бывшие заложники и благодарят за поздравления с обретенной свободой. Ирина Геращенко дает мобильный телефон, чтобы освобожденные смогли позвонить своим родным.
«Я пробыл в плену с июня 2015 года. Это целых восемь с половиной месяцев. Побывал в МГБ, ИВС, СИЗО и «комендатуре», оборудованной в Жовтневом райисполкоме. Меня обвиняли в «сотрудничестве с иностранной разведкой» (СБУ). Все время, что я пробыл на оккупированной территории, я не скрывал своих политических убеждений. Возможно, я вел себя излишне вызывающе и тем самым привлек к себе внимание. В «подвалах» таких как я – сотни. В той «комендатуре, где содержали меня, находятся трое пленных, среди них — Мария Варфоломеева. Очень сожалею, что обмен Марии не состоялся – за патриотов Украины наша сторона должна отдавать хоть десятерых. Если человек поддерживает Украину, надо спасать его всеми возможными способами. У Варфоломеевой уже не осталось сил – она больше года на «подвале». Условия её содержания очень суровые – в помещение не проникает свет, на прогулку ее практически не выводят, она весит около 30 килограмм» — рассказывает Леонид Мазанько.
«12 июня меня задержали и бросили «на подвал» в МГБ, а уже 16 числа туда приехала съемочная группа «России 24» с репортером Ириной Куксенковой и сняла про меня репортаж, что «ополченцы» задержали «шпиона СБУ», а у нее за спиной – «суфлер», который контролирует мои слова» — добавляет бывший заложник.
«Как я чувствую себя сейчас? Не могу осознать случившиеся – до последнего момента я не верил, что обмен состоится» — говорит Виталий Чупринин – Спасибо всем, кто помог вытащить нас из плена. Слава Украине!»
Бывшие узники сообщают, местное население находится под действием российской пропаганды, в то же время украинских телеканалов там нет. На оккупированную территорию не могут попасть украинские журналисты, в то время, как сотрудники России24 и Лайфньюз находятся там постоянно.
«Проведите над собой эксперимент – посмотрите в течение двух недель канал «Россия 24» и всё – у вас «сорвет планку. Вы почувствуете на себе то, что чувствуют жители оккупированных территорий» — говорит Виталий Чупринин
Бывшие заложники сообщают, что заключенные лагерей и СИЗО в «ЛНР» хотят быть переведенными в Украину. По ним, как считает Мазанько, «вообще никто не работает».
Ирина Геращенко сообщила, что на этой неделе в Минске стороны договорились об обмене 4 украинских заложников, но сегодня освободили только трех.
«Виталий Чуприна и Леонид Мазанько были схвачены боевиками и обвинены в «шпионаже». Военнослужащий Ростислав Маврин был мобилизован еще в 2014 году и летом того же года попал в плен. На сегодняшний день мы надеемся на освобождение четвертого заложника и дорабатываем детали» — говорит Геращенко.
Украинская сторона, по словам Ирины Геращенко, настаивает на том, чтобы в первую очередь из плена были освобождены женщины и тяжелобольные заложники. На оккупированных териториях удерживаются еще 4 женщины, среди которых Мария Варфоломеева и около 20 человек, которые имеют тяжелые медицинские диагнозы. Все эти дела находятся на личном контроле Петра Порошенко, а Украина готова демонстрировать компромис и проявлять добрую волю – сообщила депутат.
«Сегодняшнее освобождение это результат тяжелой работы, к которой причастны и Президент Украины, и межведомственный центр СБУ, и минская гуманитарная группа, в которой работает Виктор Медведчук, и Леонид Кучма» — отметила Геращенко.
«Наша цель – освобождение всех пленных. На сегодняшний день 6 пункт Минских договоренностей не выполняется, речь может идти только о разблокировании этого вопроса – добавляет депутат — На предстоящей встрече министров иностранных дел в Нормандском формате этот вопрос должен быть поднят. Для Украины освобождение заложников – это приоритет».
Сотрудник СБУ Юрий Кочанов, занимавшийся сегодняшним обменом, сообщил, что у той стороны есть понимание необходимости обмена пленными и переговорный процесс не останавливается. Даже такой обмен было организовать довольно тяжело. Второй обмен в течение недели – это огромный прогресс.
«Те, кого мы отдали сегодня – не тяжкие преступники, на них нет крови, все они поддерживают идею взаимного примирения воюющих сторон» — сказал представитель СБУ.
На сегодняшний день в плену у боевиков находится 131 гражданин Украины. 694 человек считаются пропавшими без вести.