Как вести себя внутренне перемещенным лицам, которых сняли с учета и лишили выплат? Почему отношение властей к ВПЛ хуже, чем к людям, совершившим уголовные преступления? На каком основании 900 тыс. внутренне перемещенных лиц обвиняют в мошенничестве и финансировании терроризма? Кто из украинских министров де-факто признает «ЛНР» и «ДНР»? Об этом и многом другом рассказали представители общественных и благотворительных организаций, которые занимаются оказанием помощи внутренне перемещенным лицам в ходе пресс-конференции, которую посетил корреспондент Informator.lg.ua.
Одиозные списки СБУ
10 марта в пресс-центре информационного агентства Интерфакс-Украина состоялась пресс-конференция представителей различных общественных организаций и благотворительных фондов, которые занимаются оказанием помощи внутренне перемещенным лицам.
Пресс-конференция была посвящена проблеме «верификации» социальных выплат переселенцам, которая, фактически, еще не начавшись, уже привела к дискриминации ВПЛ и нарушении их прав. Как ранее писал Информатор, заявленная в начале этого года «верификация» выплат переселенцам еще официально не началась, однако тысячи ВПЛ по всей стране уже почувствовали ее на себе.
Открывая мероприятие, активистка и волонтер благотворительного фонда «Восток-SOS» Александра Дворецкая подчеркнула, что еще до официального начала процесса верификации, многие переселенцы столкнулись с произволом местных чиновников. Она напомнила, что данная ситуация была спровоцирована разосланными СБУ 16 февраля письмами в органы власти на местах. В них содержались списки временно перемещенных лиц, которых рекомендовалось снимать с учета.
«Уже с 19 февраля в общественные организации начали поступать обращения от внутренне перемещенных лиц, чьи права были нарушены. Мы за это время провели, наверное, больше десятка встреч с представителями Министерства финансов, СБУ, Национальной полиции, Государственной миграционной службы, Пенсионного фонда для того, чтобы хоть как-то представить, что же происходит. Никакой официальной информации о том, каким образом происходит верификация, что будет происходить дальше, сколько она продлится и что вообще происходит, почему людей уже лишают пенсионных и социальных выплат? О том, что конкретно произошло, нам удалось разобраться уже с конца февраля и сегодня мы попробуем объяснить, что происходило в эти недели».
По словам Александры Дворецкой, первым важным обстоятельством, на которое стоит обращать внимание, является тот факт, что верификация, которую планирует провести Кабинет министров Украины и за которую отвечает непосредственно Министерство финансов, еще не началась.
«Это действительно было для нас открытием. Все то, что сейчас происходит, вокруг чего поднялся шум, не урегулировано ни одним нормативным актом – ни Конституцией, ни Законами Украины, ни постановлениями Кабинета министров», – подчеркнула правозащитница.
То, о чем не всем положено знать
По словам координатора ОО «Донбасс-SOS» Ольги Гвоздевой, первое недоумение у волонтёров вызвало то, что о начале кампании по снятию переселенцев с учета не было сообщено официально.
«Не было никаких официальных сообщений, что такая процедура будет, а уже узнали «постфактум». И узнали о том, что есть списки, составленные неизвестно по каким критериям. В эти списки попали люди, которые проживают на временно оккупированной территории. Нам на «горячую линию» звонили переселенцы, которые никогда не покидали мест своего пребывания, многие даже не имели пропусков на неподконтрольную территорию».
Изначально чиновники уверяли, что от ВПЛ не требуется никакого активного участия в процессе проверок – им просто необходимо ждать. В реальности же, многим были приостановлены выплаты до момента проведения проверки. При этом, учреждения, на которые были возложены функции проверять фактическое место проживания переселенцев – УТСЗН и органы Государственной миграционной службы – не имеют на сегодня достаточного ресурса для осуществления таких масштабных мероприятий.
«Сейчас ситуация такова: у нас есть информация, что люди сами приходят (в отделения УТСЗН – ред.), где им говорят: «Мы должны были вам сообщить, но мы этого не сделали потому, например, что у нас нет денег звонить вашему оператору мобильной связи», – это просто нонсенс, подчеркнула активистка.
Еще один важный момент, на котором заострила внимание Ольга Гвоздева – непрозрачность механизма составления списков, а также плохой уровень коммуникации между Центром и местными УТСЗН. В частности, это привело к тому, что в первые недели с момента начала кампании люди приходили в управления соцзащиты, где им говорили, что не знают каким образом действовать дальше, после приостановки выплат.
«»Да, мы знаем, что вы в списках, но дальше мы не знаем, что делать…» Позже в местных УТСЗН начали придумывать собственные механизмы проведения проверок факта проживания. То есть, человеку недостаточно было просто прийти, показать паспорт и справку переселенца – требовалось идти в ЖЭК, приводить соседей, брать справки на работе, в детских садах и так далее. Мы долго добивались от Минсоциполитики, Пенсионного фонда сделать официальное разъяснение, что такие действия УТСЗН являются незаконными. Наконец прошло 2 недели и такие разъяснения были сделаны. Однако много где на местах все еще существуют нарушения».
Подытоживая свое выступление, Ольга Гвоздева подчеркнула, что речь идет не о приостановке выплат адресной помощи ВПЛ, а о приостановке действия справки внутренне перемещенного лица и всего, что с этим связано, в том числе, выплат пенсий и других соцвыплат, положенных людям по закону.
«Пенсию у нас получают даже те люди, которые осуждены и по которым вынесен приговор. К чему приговорены переселенцы – это риторический вопрос».
Что делать ВПЛ?
На вопрос, каким образом переселенцам вести себя в сложившейся ситуации, развернуто ответила правовой аналитик ВБФ «Право на захист» Елена Виноградова.
Она еще раз подчеркнула, что процедура остановки или приостановки выплат не предусмотрена ни одним нормативно-правовым актом, поэтому и выработать стратегию, как противостоять произволу чиновников, в данном случае очень сложно.
«Все, что мы советуем переселенцем – использовать общедоступные методы борьбы с бюрократическим произволом. Мы советуем оформлять все общение с УТСЗН в письменном виде. Первым шагом должно быть получение информации – есть лицо в списках или нет. Мы разработали шаблон заявления от гражданина в Управление труда и социальной защиты с тем, чтобы лицо официально направило такое обращение и получило официальный ответ: есть ли оно списках и на основании какого акта было туда внесено. Ответ должен быть предоставлен в установленный законодательством срок. Мы рекомендуем отправлять эти обращения официально и ставить на них штамп входящей корреспонденции, или отправлять их рекомендованным письмом с сообщением для того, чтобы в последствии иметь возможность доказать, что факт обращения имел место», — рассказала Елена.
По ее словам, ответы на эти заявления впоследствии станут доказательствами, которые юристы, оказывающие бесплатную правовую помощь, смогут использовать для обжалования включения граждан в эти списки.
Следующим шагом является восстановление социальных выплат – если они не были начислены человеку в положенный законодательством срок, ему также следует обращаться с официальным заявлением о возобновлении соцвыплат и жалобой на то, что их приостановка произошла незаконно. Официальные ответы на эти заявления необходимы, чтобы в дальнейшем была возможность обжаловать эти решения в судебном порядке.
Отдельно Елена Виноградова остановилась на вопросе возобновления начисления пенсий, так как эта выплата имеет правовую природу, отличную от других социальных выплат. При приостановке начисления пенсии человеку необходимо обращаться в Пенсионный фонд. На сегодня есть информация, что эта институция приостановила выплаты не только людям, попавшим в списки, а всем пенсионерам, имеющим статус внутренне перемещенных лиц.
Поэтому, ВПЛ необходимо обращаться в управление Пенсионного фонда по месту регистрации с заявлением о восстановлении пенсионных выплат.
«У нас, согласно «Закону о пенсионном обеспечении и обязательном общегосударственном пенсионном страховании», пенсии должны начисляться до 25 числа текущего месяца. Поэтому, если до 25 марта начисления не произойдет, это уже будет существенным нарушением законодательства. Имея официальные ответы по этому поводу, можно будет обжаловать это в судебном порядке и требовать компенсацию за неначисление денег вовремя», — подчеркнула Елена Виноградова.
Правовой аналитик ВБФ «Право на захист» подчеркнула, что большинство общественных организаций, занимающихся помощью ВПЛ, имеют бесплатные правовые приемные, юристы которых готовы помогать людям в составлении судебных исков и защиты прав ВПЛ, в том числе, и в судах.
Подытоживая рекомендации общественников по поводу восстановления статуса ВПЛ и выплат, представитель «Восток-SOS» Александра Дворецкая отметила, что часто социальные и пенсионные выплаты являются для людей единственным источником средств к существованию.
В этом случае активисты советуют людям выполнять требования Пенсионного фонда, УТСЗН и других организаций для скорейшего возобновления начисления им денег, а уже потом обжаловать эти требования как незаконные.
О возможных последствиях «верификации»
«Это очень неудобная ситуация для представителей общественных организаций, но для нас в первую очередь важно, чтобы люди имели средства к существованию… Мы постоянно встречаемся с представителями международных организаций, дипломатами и постоянно рассказываем, что происходят нарушения Конституции Украины, иерархии нормативных актов, что нельзя руководствоваться письмом Замминистра социальной политики, которое противоречит законам и Конституции Украины. Министерство социальной политики поступает наоборот: у них есть четкий месседж, что 900 тысяч переселенцев являются мошенниками».
Также активистка отметила, что Министр социальной политики Павел Розенко, видимо, больше всех в Украине верит в существование ЛНР/ДНР.
«Он смело говорит о том, что мы не должны платить «жителям ЛНР и ДНР», мы не должны финансировать ЛНР и ДНР. Таким образом он делает из людей, которые там проживают не жертв военной агрессии Российской Федерации, а жителей какого-то будто бы даже государства. Он говорит о «двойных выплатах». Это означает, что мы признаем существование пенсионной системы «Луганской народной республики», или мы признаем существование хоть какой-то системы социальной защиты на тех территориях», — отметила Александра Дворецкая.
«Кроме того, что все эти действия являются незаконными, все это стало возможным только потому, что сложилась такая политическая культура – нельзя не выполнять списки СБУ, природа которых вообще неизвестна – ни каким образом они составлялись, ни как люди туда попали, ни как обжаловать попадание в эти списки».
Говоря о возможных последствиях начатой правительством кампании, активистка отметила, что сейчас государство вряд ли готово к тому, чтобы обеспечить жильем всех пенсионеров, проживающих на оккупированной территории, которые прибудут на подконтрольную территорию в качестве внутренне перемещенных лиц.
«Готовы ли они принять всех этих пенсионеров и, например, дать им жилье, согласно законодательству, которое сегодня государство не дает, а только декларирует на бумаге. Готовы ли они принять этих людей в медицинские учреждения, принять детей в детские сады, школы и так далее?», — отметила она.
До настоящего момента государство не было отягощено этими проблемами – большое количество пенсионеров выехало на подконтрольные территории, чтобы оформить выплаты, а затем вернулось назад. Сейчас же это вменяется им в вину, а другого механизма для людей получить свои деньги, кроме как фактически обманывать государство, у них попросту нет.
Вопросу дегуманизации жителей оккупированной территории уделил внимание и Координатор ВОО «Гражданская сеть «ОПОРА»» Александр Клюжев. По его словам, подобными шагами государство, фактически, создает реальные основания для конфликта с жителями неподконтрольных районов вместо искусственных, инспирированных Россией.
Он подчеркнул, что проблема с верификацией выплат это не только конкретные трудности конкретных людей, если смотреть на нее шире, деятельность властей в данном случае ведет к снижению общего потенциала государства выйти победителем из конфликта на Донбассе.
«За два года, которые мы имеем эту ситуацию, власть не смогла сформировать положительную повестку дня ни относительно ВПЛ, ни относительно жителей оккупированных территорий. С самого начала речь шла о негативном вызове, значительных социальных потрясениях, определенной коллективной вине тех, кто остался на оккупированных территориях», – подытожил Александр Клюжев.
Марк Кораблев для Informator.lg.ua