В недавнем прошлом – шахтерский, а ныне – «ополченский» город Перевальск, уже сполна хлебнул прелестей «русского мира»… Но, похоже, не многие местные жители осознали, что тишина на улицах их города символизирует, скорее, впадение в гибельную кому, чем спокойную безмятежность… Чем сегодня живет Перевальск – наблюдал корреспондент Informator.lg.ua.
Золотой Ленин и неизбежная милитаризация
Еще два года назад в самом центре этого маленького городка висел билборд с призывом «Путин! Убери войска с Украины» на фоне жёлто-голубого флага. Сегодня в центре Перевальска иные рекламные щиты – с танками, георгиевскими лентами и «светлым ликом» главы «ЛНР» Плотницкого, поздравляющего горожан с праздниками.
Перевальск и в «довоенные» годы смело причислялся к городам депрессивным и дотационным, и, похоже, совсем не стеснялся такого статуса. Две шахты – «Романовская» и «Перевальская» – были закрыты, оставив мужскую часть населения города без источника к существованию. Кроме мясокомбината и ремонтно-механического завода работать было уже негде, правда, традиционно выручали копанки, которыми густо пронизаны окраины города.
В наши дни ситуация с работой в городе и вовсе ухудшилась: мужчины, в надежде прокормить семьи, подались в «ополчение», кто-то сумел устроиться на меткомбинат в соседнем Алчевске. Молодежь – те, кто не ушел «служить» – либо уезжает на заработки, либо учится в алчевском университете (ДонГТУ – ред.) или в местных ПТУ.
Возле Перевальского профессионального лицея курят будущие повара и парикмахеры. Слева от заведения расположен памятник, посвященный Великой отечественной войне, у подножия которого лежит свежий букет. Теперь здесь с ещё большим усердием чтут подвиги отцов и дедов – все военные мемориалы и монументы приведены в порядок. Да и вообще, в Перевальске сегодня, впрочем – как и прежде, «в моде» все советское. Возможно это оттого, что город навсегда застрял в эпохе позднего «совка», и всяческие артефакты, из прошлого, приятны для местных жителей.
Подтверждает наши догадки и золотой истукан – Владимир Ленин, возвеличивающийся в глубине парка, возле ДК имени Воровского. Золотой – это не метафора, а цвет, в который выкрашен памятник, отчего Ильич выглядит очень пафосно и «дорого». Вообще в Перевальске повышенная концентрация «вождя пролетариата» – еще два расположились в центре и на выезде возле донецкой трассы.
Перевальск стремительно наводняется и новыми памятниками, связанными с текущим военным конфликтом. В парке им. Воровского местными властями создается аллея воинской славы, на которой устанавливаются памятники воинам-интернационалистам, а также тем, кто принимал участие и погиб в нынешней войне. Кроме больших камней и гранитных плит, в парк натащили техники, привезенной с поля боя: теперь здесь стоят «зенитка», «самоходка» и прочие военные «сувениры».
Кого-то боевая техника здесь радует, мол, пусть грядущие поколения посмотрят, как перевальчане «с фашизмом воевали». Но далеко не все рады принудительной милитаризации парковой зоны.
«Здесь же место отдыха, с детьми многие гуляют, а эти танки-памятники только пугают деток. Лучше бы установили пару новых горок и качелей, а то парк пустой почти и так», — считает молодая мама, гуляющая с трехлетним сыном. Ребенок разглядывает военные памятники издали и с опаской, а ближе подойти боится.
Зловещей атмосферы происходящему добавляют громкие взрывы, раздающиеся из соседнего карьера в Бугаевке, где «ополчение» продолжает проводить учения, наплевав на Минские соглашения.
«Мы привыкли к таким звукам, уже и внимания не обращаем», — говорят местные.
По дороге резво снуют туда-сюда «Уралы», в кузовах которых сидят солдаты. На кабинах нарисована цифра «4» — так обозначают технику, принадлежащую «Бригаде «Призрак» Мозгового.
Как Перевальск перестаёт быть «казачьим»
В центре, в отличие от безлюдных окраин, жизнь кипит: здесь перевальчане совершают покупки и обналичивают деньги в многочисленных обменниках.
«Отжатый» супермаркет «АТБ», сменивший в прошлом году вывеску на «Казачий», похоже, остался и вовсе безымянным.
Видимо, новым владельцам, бизнесменам братьям Жудиным, власти «ЛНР» популярно пояснили, «кто в доме хозяин», и заставили снять вывеску, а вместе с ней и казачий флаг, принимаемый некоторыми за украинский.
Работает в Перевальске и «Почта «ЛНР». Здесь продаются украинские конверты и «республиканские» марки. Отсюда можно отправить письма по «ЛНР», а также «международные» — в соседний Донецк и даже в РФ.
Центр города выглядит уже более мирно, чем год назад: от здания кинотеатра «Горняк» наконец-то убраны огромные баррикады из мешков с песком. Кино здесь будут показывать, видимо, не скоро, но хотя бы по площади ходить теперь не так страшно.
Также куда-то из центра исчезли назойливые казаки в неизменных кубанках и многочисленная техника. Впрочем, все просто: технику отогнали от любопытных глаз подальше, а казаки, наверное, разбрелись кто куда вслед за своим веселым усатым «вождем» – атаманом Козицыным, боящегося повторить судьбу стахановского коллеги – Павла Дремова. Но людей в камуфляже в Перевальске, как и прежде, достаточно много.
В районном музее витрины украшает выставка чучел гусей и уток, а в соседнем здании горсовета продолжает работать редакция газеты «Народная Трибуна» Если музейные утки помогают перевальчанам лучше познать птичий мир региона, то газетные «утки», в изобилии штампующиеся сотрудниками редакции, только вводят в заблуждение доверчивых жителей Перевалська. Начало «русской весны» редакция издания, финансировавшегося на тот момент еще украинской властью, встретила такими словами, размещенными на сайте 14 мая 2014 года: «Все! Все! Все! Собираемся и договариваемся, как сопротивляться киевской хунте. Давайте достойно встретим «Правый Сектор» и покажем им, кто на этой земле хозяин. Будем в посылках их по частям по адресу Верховной Рады отправлять, чтобы знали…».
Можно себе только представить, какую ненависть разжигает эта «районка» на своих страницах в наши дни, уже ставшая «государственным унитарным предприятием ЛНР».
Спокойнее стало и в районе печально известного кафе «Торнадо», служившем логовом погибшего боевика Александра Сокола. Ранее здесь можно было увидеть большое количество техники, в частности пушку, к которой, говорят, пристегивали на ночь наручниками нарушителей комендантского часа. Сейчас на территории кафе маячит лишь ствол от новогодней елки, который по давней перевальской традиции почему-то не убирают даже летом.
Не вешают теперь на ночь и большой трос в районе «Домовой кухни», который ранее препятствовал движению транспорта в ночное время возле «Торнадо», и «помогал» травмировать случайных невнимательных прохожих.
Исчез и блокпост в районе «РМЗ», на радость мирным пешеходам и междугородним автобусам.
«Как были не нужные никому, так и остаемся»
На перекрестке с донецкой трассой на бывшей стеле навсегда уснувшей шахты «Романовская» размещены большие буквы с названием города – «Перевальск». Мало кто обратил внимание на исчезновение второго мягкого знака из названия города – здесь русификация, в отличие от Алчевска, прошла бесшумно и незаметно.
Территория самой шахты на первый взгляд нелюдима, но по факту здесь находятся какие-то люди, поэтому случайным прохожим здесь не рады.
С террикона шахты «Романовская» открывается шикарный вид на Перевальск, но местные не советуют туда забираться: говорят, что верхушка заминирована. А еще могут поймать и отправить «на подвал», приняв за корректировщика.
Если весной 2014 года перевальчане спокойно относились к антипутинским призывам, то теперь политические пристрастия можно узнать из надписей на городских заборах. «Путин – мой кумир!» — такой крик души разместился возле одного из гаражных кооперативов Перевальска. Хотя, судя по всему, изначально там была изложена диаметрально противоположная оценка деятельности кремлевского правителя.
После общения с перевальчанами складывается впечатление, что многие из них просто устали занимать чью-либо сторону в конфликте. «У нас сейчас многие люди против всех. Вообще – против всех. И против Украины, которую обвиняют в войне и блокаде, и против России – разочаровались в Путине многие, почему он нас так и не признал? Мы уже и против «ЛНР» — эти бандюганы похлеще других, наворуются, шахты-заводы порежут и сбегут… Вот только против этой власти в открытую не попрешь – быстро угомонят. Так и живем. Как были не нужные никому, так и остаемся», — полушепотом озвучила народные настроения пожилая женщина, торгующая домашним молоком на местном базарчике. Молоко, кстати, оказалось очень вкусным…
Алексей Кириллов для Informator.lg.ua