Служба Безопасности Украины продолжает совершенствовать механизмы «отлова» внутренне перемещенных лиц. После списков «неблагонадёжных ВПЛ», разостланных в УТСЗН и местные органы власти, наследники дела КГБ, похоже, решили отслеживать «перемещенных лиц» по IMEI их телефонов.
В начале марта 2016 года в организации, занимающиеся оказанием помощи ВПЛ, начали обращаться переселенцы: в ходе проверок мест фактического проживания внутренне перемещенных лиц, которые проводят УТСЗН, их, помимо прочего, заставляют предъявлять код IMEI мобильных устройств. Располагая этим уникальным кодом, представители правоохранительных органов или СБУ имеют возможность отслеживать физическое место нахождения конкретного мобильного устройства, а следовательно, и его хозяина.
«Вместе с социальными работниками ходит молодой человек, который проверяет и записывает IMEI. Он никак не представляется, не носит никакой формы», — рассказала нам вынужденная переселенка из Луганской области, не пожелавшая называть свое имя.
«В принципе, этот человек ассоциируется с сотрудниками УТСЗН. На самом деле, скорее всего, он является сотрудником СБУ и собирает данные для своего ведомства, – считает юрист «Восток-SOS» Алена Лунева. – О том, с какой целью собирают эти данные – мы пока можем только догадываться. Возможно, эти сведения собирают для того, чтобы впоследствии иметь возможность определять фактическое место нахождения ВПЛ, либо определять, с кем данное лицо коммуницирует. По большому счету, это оперативная информация, которая должна собираться иначе, в установленном законом порядке. Поэтому, конкретная цель сбора данной информации не так уж важна, эти действия в любом нарушают законодательство».
Наша собеседница объясняет, почему данная процедура незаконна: IMEI мобильного устройства относится к персональным данным. Они касаются человека и, в частности, его места нахождения. Если органам внутренних дел или СБУ было необходимо получить доступ к этим данным, есть судебная процедура. Они определяют номер телефона, устанавливают IMEI и суд дает разрешение его отслеживать. Однако, по этому пути силовики не пошли.
«Сложно отказать людям с оружием, и в СБУ прекрасно это понимают», — считает Алена Лунева.
О том, что на блокпостах и контрольных пунктах въезда-выезда порой проверяют и записывают IMEI мобильных устройств было известно и ранее.
«Мы получали такую информацию, что останавливают на блокпосту автобус, который с нашей стороны идет от линии размежевания, и, например, до Славянска. Туда заходят вооруженные люди, заставляют всех пассажиров вводить комбинацию для отображения IMEI и переписывают у всех людей эти коды, – рассказывает юрист «Восток-SOS». – Мы придерживаемся позиции, что граждане не обязаны предоставлять кому-либо IMEI-код своего мобильного устройства.
Напомним, ранее Informator.lg.ua сообщал о «списках СБУ», разостланных в УТСЗН и местные органы власти. В данных списках содержались имена переселенцев, которых рекомендовалось снимать с учета ВПЛ. Из сопроводительного письма рассылаемого вместе со списками, становилось понятно, что в основанием для рекомендации снимать ВПЛ с учета сотрудники СБУ считают отсутствие у переселенца разрешения на пересечение линии разграничения.
Этот критерий отбора лжепереселенцев был подвергнут резкой критике со стороны правозащитников и общественников, так как далеко не все переселенцы оформляли эти «пропуски» и находятся в базе. Из-за некорректного и непрозрачного составления списков «фейковых» переселенцев, в них попало большое количество людей, проживающих на подконтрольной территории и никогда с момента начала конфликта не выезжавших на оккупированную территорию.
Еще одна проблема, которую ни СБУ, ни Минсоцполитики не учли – те переселенцы, которые проживают «на 2 дома». Дело в том, что многим ВПЛ приходится по объективным причинам периодически возвращаться на оккупированные территории и жить там какое-то время. Например, если гражданин в течение двух месяцев живет на подконтрольной территории, а затем на два месяца возвращается в оккупированные районы, является ли он переселенцем? Или же подлежит снятию с учета ВПЛ с приостановкой всех положенных социальных выплат?
На эти вопросы ни Минсоцполитики, ни СБУ пока ответить не в состоянии.
Марк Кораблев для Informator.lg.ua