Украинские паспорта в «ЛНР»: теневые схемы, «черные» паспортисты и равнодушие чиновников

«Информатор» попытался разобраться, как жители оккупированных районов, не имеющие справки переселенца или возможности выехать на подконтрольную территорию, вклеивают фото в паспорта при достижении 25-летнего и 45-летнего возраста, либо впервые получают его, достигнув 16 лет…

За два года оккупации Крыма и Донбасса большое количество жителей этих регионов столкнулось с проблемами, которые прямо связаны с невозможностью государством осуществлять свои функции на оккупированной территории. Как официально родиться, умереть, оформить брак, зарегистрировать ребенка, если вы проживаете в оккупированных районах и по каким-либо причинам не имеете возможности выехать? Каким образом жителю оккупированных районов получить административную услугу, обратиться за медицинской помощью, если он находится на подконтрольной территории, но не зарегистрирован как внутренне перемещенное лицо?

Как все начиналось

С момента оккупации Крыма и части Донбасса, вопрос предоставления паспортных услуг лицам, зарегистрированным на этих территориях, не терял актуальности.

Говоря об оккупированном Луганске, не лишним будет вспомнить, что еще осенью 2014 года, когда город уже давно был захвачен сепаратистами и фактическая юрисдикция Украины на него не распространялась, паспортные столы тогда уже «ЛНР» еще какое-то время продолжали вклеивать в украинские паспорта фотографии и ставить в них гербовую печать Государственной миграционной службы Украины. По понятным причинам, законность данной процедуры вызывала сомнения, как и последующая действительность такого документа.

Впоследствии представители так называемой «власти» оккупированных территорий действовали с паспортами граждан достаточно бесцеремонно – в «паспортных столах» «республики» людям ставили на документах различные отметки, вклеивали фото при достижении 25- и 45-летнего возраста. Само террористическое «руководство» оккупированных районов оправдывалось тем, что исполняет Приказ №320 МВД Украины «Об утверждении порядка оформления и выдачи паспорта гражданина Украины».

Конечно, в результате такие паспорта становились недействительными.

Если по закону…

Чтобы вклеить фото в паспорт гражданина Украины официально, жителю оккупированных районов необходимо было выехать на подконтрольную территорию и обратиться в один из паспортных столов, сдать туда свой документ, написать заявление и ждать в течение 5 дней, пока новое фото не будет вклеено. Однако, позже ситуация усложнилась.

На сегодня жителям оккупированных районов Донецкой и Луганской областей для вклейки фотографии в паспорт необходима справка переселенца. Соответствующая информация размещена на сайте Государственной миграционной службы. Причем, данная норма не предусмотрена никакими нормативными документами. Позиция ГМС такова: в упомянутом выше Приказе МВД №320 содержится норма, что паспорта оформляются по месту проживания, а место проживания переселенца – адрес, по которому он зарегистрирован на подконтрольной территории.

«Есть также «Закон о свободе перемещения и свободном выборе места проживания». Место проживания – это, фактически, место регистрации. Потому и документом, который подтверждает место проживания для переселенца, является справка переселенца. Логика требования справки переселенца связана именно с этим», – поясняет юрист «Восток-SOS» Алена Лунева.

Другими словами, на сегодня, человеку, зарегистрированному на оккупированной территории, для того чтобы вклеить фото в 25, 45 лет, или, например, получить утерянный паспорт, необходимо выехать на освобожденную территорию и оформить статус внутренне перемещенного лица. Въехать с «просроченным» паспортом на подконтрольную территорию он сможет без проблем. А вот выехать обратно не получится, пока документ не будет готов.

Спрос и предложение

С начала 2016 года на территории «ЛНР» начали работать так называемые «черные» паспортисты – люди, оказывающие за определенную плату гражданам, которым исполнилось 25 или 45 лет, услуги по вклеиванию в их украинские паспорта новых фотографий.

Дельцы утверждают, что имеют связи в миграционной службе на территории Луганщины, подконтрольной Украине, и все манипуляции с документами выполняются именно там.

Как рассказала 19-летняя луганчанка Вероника С., ей пришлось в минувшем году выехать к родственникам в Ростов. В пути у девушки был украден украинский паспорт. Благодаря помощи украинского консульства в Ростове, луганчанка смогла вернуться домой, и вот уже долгое время пытается сделать себе документ.

«Выехать на территорию Украины мне очень сложно, так как паспорта у меня нет. Проблемы начинаются уже на первом блокпосту, так как нужен пропуск, который без паспорта я оформить тоже не могу. Единственный выход для меня сейчас – это искать посредников в Луганске, которые могут без меня сделать документ, но именно на украинской территории», — поделилась девушка.

Если все же попытаться сделать новый паспорт, не выезжая из Луганска, то «удовольствие» это будет не из дешевых – цены колеблются от 1500 до 7000 гривен.

«Мы можем сделать паспорт по утере, но сейчас в городе за это мало кто возьмется, так как процедура проверки сложная, нужны свидетели, и сам процесс затягивается от четырёх месяцев до полугода. Стоить это будет от 5 до 7 тыс. грн.», — пояснила сотрудница одной из луганских туристических фирм, которая занимается оформлением паспортов.

Если же вам нужно просто вклеить новую фотографию, то «контора» берет – в зависимости от срочности – в среднем от 2600 до 4 тыс. грн.

«Плюс ко всему, некоторые посредники требуют для процедуры справку из ЖЭКа с пропиской, которая также стоит денег. Я нашла одного посредника, ему была нужна такая справка. Но с оговоркой: печать в справке должна стоять украинская. Такие штампы в наших ЖЭКах есть, но стоят они тоже денег. Мне пришлось заплатить 500 рублей (250 грн. по нынешнему курсу в «ЛНР»), чтобы мне поставили печать Луганской области, а не «республики». Теперь главная проблема в том, чтобы меня пропустили через блокпосты, так как требование моего посредника – личное присутствие при оформлении документа. Последнее препятствие – разговор с координационным центром СБУ, от которого зависит – проеду я блокпосты по Украине, или нет», – резюмирует луганчанка.

Ближайший населенный пункт, в котором Веронике смогут помочь с оформлением паспорта – это Новоайдар. Сейчас для девушки главное – спокойно выехать из «ЛНР» на подконтрольную Украине территорию.

Посредник луганчанки гарантирует, что документ ей оформят в течение двух часов – схема налаженная. Стоимость услуги, без учета транспортных расходов – 1500 грн.

Юрист Алена Лунева объясняет нам, почему личное присутствие человека при получении паспортной услуги необходимо:

«Получение паспорта или вклейка фото в него предусматривает определенную процедуру, которую невозможно реализовать без физического присутствия гражданина, который получает паспортную услугу.

Например, при вклейке фото человек должен обращаться в паспортный стол лично. Естественно, сотрудник паспортного стола должен сравнивать внешний вид человека с фото в паспорте. Кроме того, получая паспорт или вклеивая фото, человек оставляет на соответствующей странице документа образец подписи. Также он должен оставить свою подпись на соответствующих документах в паспортном столе».

Печальные реалии

«Основная трудность, с которой сталкиваются люди, выехавшие из оккупированных территорий для вклеивания фотографии, заключается в том, что они не могут вернуться обратно до тех пор, пока документ не будет готов. Официально эта процедура может длиться 5 дней, на практике и с учетом выходных – около недели. Отдав паспорт, гражданин не имеет документа, который мог бы предъявлять на блокпосту для въезда обратно на оккупированную территорию», – рассказывает юрист «Восток-SOS» Левон Азизян.

Люди, которые по какой-либо причине утратили паспорт еще до получения справки переселенца, фактически, оказываются в «замкнутом круге». По сути, они еще не успели оформить справку, чтобы подтвердить свое место проживания, но уже не могут этого сделать, потому, что у них нет паспорта.

По мнению наших экспертов, на самом деле проблема значительно шире: на сегодня без «справки переселенца» внутренне перемещенное лицо не имеет доступа к целому ряду административных, социальных услуг – это и получение медицинской помощи, и оформление загранпаспорта, вхождение в наследство и так далее. Фактически, не имея справки переселенца, зарегистрированный на неподконтрольной территории человек очень серьезно ограничен в правах.

Что в итоге?

Алена Лунева считает, что Государственной миграционной службе следовало бы предложить свой вариант урегулирования ситуации.

«Государственная миграционная служба должна предложить какой-то алгоритм действий для людей, зарегистрированных на неподконтрольной территории, но не являющихся переселенцами или по какой-то причине не получивших соответствующую справку. На сегодня никакого варианта не предложено», – отмечает юрист.

Первопричиной проблем, по мнению юристов, является отсутствие единой унифицированной базы паспортных документов, демографического реестра.

«Такое положение вещей дает ГМС основания для опасений: человек оформил паспорт здесь, через неделю переехал и оформил еще один паспорт в другом месте», – считает юрист.

По ее мнению, такая сложная и противоречивая ситуация сложилась потому, что государство не захотело экстраполировать на жителей оккупированных территорий Донбасса порядок выдачи паспортов, действующий в отношении жителей оккупированной территории Крыма:

«Есть постановление, которое касается выдачи паспортов и предоставления других паспортных услуг жителям оккупированной территории Крыма.  В этом документе прописан механизм выдачи паспортов и предоставления других паспортных услуг. Странно, что эту практику не захотели применить и на оккупированных территориях Донбасса. В этом документе очень хорошо прописаны и сокращенные сроки изготовления паспорта, и возможность обращения в паспортный стол по доверенности, и право на ускоренное получение услуги для человека, зарегистрированного на оккупированной территории Крыма (вклейка фотографии – в день обращения)».

Кроме регистрации на оккупированной территории Крыма, согласно этому порядку, человек не должен иметь при себе больше никаких документов, а обратиться может в любой паспортный стол на территории Украины.

Почему чиновники не захотели распространить данный опыт и на жителей оккупированных районов Донбасса – все еще непонятно. Как непонятно и то, есть ли вообще в планах у руководства нашего государства хоть какое-то урегулирование данной проблемы.

Отсутствие эффективного и законного механизма решения проблем с предоставлением жителям оккупированных территорий паспортных услуг, неизбежно порождает развитие коррупционных явлений и отношений, а также ведет к неизбежному снижению уровня доверия к украинскому государству в прифронтовом регионе.

Пока же, переселенцам и жителям оккупированных территорий остается надеяться на лучшее.

Марк Кораблев, Алеся Дроздова для Informator.lg.ua