Патриоты в оккупации: мелкие хулиганы или отважные герои?

Informator.lg.ua пообщался с двумя активными проукраинскими патриотами, которые остались жить в своих родных городах – Луганске и Алчевске. О том, как они встретили «русскую весну», чем занимаются сейчас в оккупации и почему не боятся продолжать борьбу – в нашем материале.

Каким вы представляете себе украинского патриота, волею судеб продолжающего жить на оккупированной территории Украины? Может быть, это смелый парень с оселедцем или девушка в футболке с трезубом и флагом Украины, на каждом углу громко кричащие: «Слава Украине» и «ПТН ПНХ»? Конечно же, нет. Давно известно, что люди, не скрывающие свою проукраинскую позицию на Донбассе, подвергают себя гонениям, а порой и смертельной опасности. Поэтому настоящих патриотов на Луганщине в наши дни с первого взгляд обнаружить не так уж и легко. Но они есть, и, сложа руки, не сидят.

Игорь из Луганска: «Оккупантов мы выгоним, правда за нами»

Игорь (имя изменено – ред.) – студент одного из луганских ВУЗов. Когда в его родной Луганск пришла «русская весна», парень не смог оставаться равнодушным, и с группой единомышленников включился в активную борьбу за то, чтобы Луганск оставался в составе Украины.

«Был участником Евромайдана в Луганске… Когда в марте 2014 «колорады» напали на патриотов, пришедших отпраздновать 200-летие Тараса Шевченко, мне тоже здорово влетело: в сквере за памятником какой-то мужик с триколором разбил мне нос и губу за то, что я с нашим флагом был. Но это только лишний раз убедило нас: мы на верном пути», — делится воспоминаниями двухлетней давности Игорь.

По словам парня, он с друзьями каждую ночь выходил на улицы города и рисовал украинские флаги и лозунги, зарисовывал «творения» пророссийских активистов.

«Тогда еще не было комендантского часа, но по городу ночью иногда курсировали так называемые дружины «народной самообороны», которые пару раз ловили нас «на горячем», но нам удавалось убегать», — рассказывает парень.

12919158_1703534206569565_722587616_n

Как рассказал луганский патриот, интересная ситуация сложилась той весной с покупкой баллончиков с краской  «патриотичных цветов» на рынках Луганска.

«Торговцам было приказано не продавать в одни руки баллоны с желтой и голубой краской, или же требовать паспорт у покупателя и переписывать данные и адрес прописки», — продолжает рассказ Игорь.

Но, по его словам, у друзей были еще запасы краски нужных цветов. Когда же они кончились, парни продолжили рисовать в Луганске красно-черные флаги – благо, на продажу такой комбинации цветов никто в городе запрет не налагал.

«А еще мы скупили в текстильных магазинах ткань – желтую и голубую, и сшили несколько больших флагов, — говорит Игорь. – И вот – в мае (2014 года – прим. авт.) – ночью решили повесить флаг в Малой Вергунке на столб, там место есть видное. Когда мой товарищ забрался и закрепил, кто-то из местных увидел, и начал кричать: «лови бандеровца», — к нам издалека начали бежать какие-то люди. Мой друг, который вешал флаг, не на шутку испугался и впопыхах неудачно свалился со столба и сломал руку. Но это выяснилось потом, а тогда мы просто убежали. Флаг, конечно, на следующий день был уже сорван».

По словам патриота Игорь, в наши дни действовать в оккупированном Луганске с каждым днем все сложнее: сотрудники «МГБ» и «полиции ЛНР» не дремлют, да и местные жители зачастую не против «настучать» на патриотов «ополченцам».

Как рассказал парень, сегодня – спустя два года с начала оккупации Луганска – он и некоторые из его оставшихся единомышленников продолжают «дразнить» любителей Путина.

002

«Кто-то скажет, мол малолетки-хулиганы, рисуют надписи и флажки, портят облик города… Но это мы надеемся, что всё это приближает тот момент, когда в Луганск вернется украинская власть», — считает луганчанин Игорь.

На вопрос, не боится ли он жить на оккупированной территории и вести при этом проукраинскую деятельность, парень в ответ отрицательно качает головой и улыбается.

«А чего мне бояться? Я живу на своей земле, и не хочу отсюда уезжать. А оккупантов мы выгоним, рано или поздно, правда за нами и победа тоже».

003

Мимикрия во благо: заводские стукачи и секреты плейлиста

Житель Алчевска Николай (имя изменено – ред.) работает на заводе и в свободное время также с товарищами занимается, как он выразился, «патриотическими шалостями».

Рассказывая о тревожных буднях весны-2014, он отмечает, что в Алчевске также активно велась «война графитти».

«Мы каждую ночь выходили рисовать украинские флаги, зарисовывали русские, клеили патриотичные наклейки. «Новая почта» тогда работала еще, нам их присылали», — говорит Николай.

По его словам, особым местом ночной борьбы между сторонниками России и украинскими патриотами, тогда стала стела с названием города Алчевск на въезде.

«Мы раскрасили «транспортир» (так называют алчевцы стелу из-за своеобразной формы – прим. авт.), на следующую ночь «ватники» перекрасили ее в триколор, потом опять мы… Однажды мы пришли опять перекрашивать, а там стояли уже люди, типа сторожили стелу, чтобы мы не красили. Мы решили не конфликтовать и тихонько ушли», — рассказывает Николай.

004

По словам мужчины, и сегодня на предприятии достаточно много патриотически настроенных граждан.

«Мы и сейчас иногда выходим ночью порисовать, или что еще, хотя нужно это делать крайне осторожно».

12899682_1703534203236232_429964111_n

На вопрос о мерах безопасности и предосторожностях, Николай решил приоткрыть некоторые аспекты и поделиться опытом.

«Ну, а как же, есть и у нас свои тонкости. Те, кто лезет на рожон, или не скрывают своей позиции – очень рискуют. Одного моего товарища остановили на улице «ополченцы», проверили документы, попросили телефон показать, а на заставке – украинский флаг…Что они с ним сделали? Отвели в комендатуру – «на подвал», поколотили немножко, потом отпустили», – рассказывает Николай.

Сам Николай носит украинский паспорт в обложке «Новороссия», а на телефоне наклеен герб «ЛНР», в плейлисте же можно найти песни типа «Вставай Донбасс, прогоним хунту вместе». Зачем?

«Да все просто: приходится мимикрировать и сливаться с ландшафтом, — улыбается Николай. — Я ж не трус, но и не самоубийца, а стукачей в цеху хватает. Если спросить мужиков на заводе, никто ни в жизнь не скажет, что я «укроп», ну кроме друзей, которые сами такие же», — говорит он.

Николай советует всем проукраински настроенным людям, находящимся на оккупированной территории, не выставлять чересчур свою позицию напоказ – себе дороже будет.

«Сколько наших исчезло в подвалах и погибло именно из-за искренности и открытости. Многие замалчивание своих проукраинских убеждений считают за трусость, но я так не думаю. Хитрее нужно быть и осторожнее. Нам нужно действовать и приближать возвращение Донбасса в Украину, ведь скоро с украинскими флагами будем встречать наших освободителей», — искренне надеется алчевский патриот Николай.

006

В материале использованы фото из социальных сетей Facebook.com и VK.com

Лилит Реброва для Informator.lg.ua