Учет ВПЛ: активисты и правозащитники рассказали о бюрократии и дискриминации переселенцев

14 апреля в ИА «Интерфакс-Украина» состоялась пресс-конференция на тему «учет внутренне перемещенных лиц – европейские стандарты или снова бюрократия?» В ходе пресс-конференции представители Уполномоченного Верховной Рады по правам человека, общественных организаций, которые занимаются проблемами переселенцев, рассказали об ухудшении положения внутренне перемещенных лиц, возникшем в следствии несовершенства нормативно-правовой базы, регулирующей отношения государства и ВПЛ а также тенденциозному отношению к проблеме переселенцев Минсоцполитики.

Спикерами мероприятия выступили эксперт по вопросам ВПЛ Института общественноэкономических исследований Татьяна Дурнева, координатор БФ «Восток-СОС» Александра Дворецкая, координатор по развитию ОО «Донбасс СОС» Ольга Гвоздева, адвокационный эксперт ОО «КрымСОС» Виктория Савчук, представитель Уполномоченного ВР Украины по правам человека по вопросам соблюдения прав внутренне перемещенных лиц Жанна Лукьяненко.

24 декабря 2015 года Верховной Радой были приняты изменения в закон Украины «об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц», который должен был упростить для переселенцев прохождение ряда бюрократических процедур. В тоже время, данный закон не может быть имплиментирован из-за неприведения Минсоцполитики в соответствие с ним ряда нормативно-правовых актов. По этой причине переселенцы стали заложниками ситуации, лишаются статуса ВПЛ, а с ним – и всех социальных выплат.

Представитель уполномоченного ВР по правам человека Жанна Лукьяненко сообщила, что недавно как раз истек срок, который был предоставлен Правительству для приведения нормативных актов в соответствие с положениями измененного базового закона об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц.

«Напомню об одном очень печальном событии. Когда у нас 17 февраля были парламентские слушания, посвященные ВПЛ, мы слышали доклад помощника Министра социальной политики, в котором был только позитив, и ни малейшего намека на начало «охоты на ВПЛ» 19 февраля уже начала распространяться информация о существовании каких-то «списков», на тот период еще непонятно кем подготовленных. О том, что идет автоматическое приостановление действия справок ВПЛ. Началась паника среди внутренне перемещенных лиц. Шла информация, что в «списки» попало большое количество внутренне перемещенных лиц, которым были приостановлены выплаты – как пенсий, так и каких-либо социальных пособий. Следует отметить, что для многих переселенцев — это единственный источник дохода», — рассказала Жанна Лукьяненко.

Реакция уполномоченного ВР по правам человека, который поддерживает постоянный контакт с общественными организациями, занимающимися помощью ВПЛ, не заставила себя долго ждать: уже 23 февраля по его инициативе были организованы встречи с «топ-менеджментом» органов государственной власти, руководством СБУ, государственной миграционной службы.

«Во избежание ситуации, когда наши граждане просто-напросто безосновательно останутся без каких-либо средств к существованию, мы начали искать компромиссы. Чтобы провести рациональную проверку использования средств государственного бюджета, и, в то же время, чтобы это не отразилось на получателях пенсионных выплат или тех, кто ничего не просил у государства, а просто был учтен как ВПЛ. Ряд договоренностей был достигнут, но мы увидели, что, либо они не были переданы на места, либо к нам не прислушались так внимательно, как хотелось бы.

Было общее решение, что мы возьмемся помочь. На базе офиса была создана рабочая группа, в которую вошли представители органов исполнительной власти, народные депутаты, представители общественности, представитель Минсоцполитики.

Мы работали, обменивались мыслями, позициями, но на предпоследнем заседании рабочей группы выяснилось, что Минсоцполитики разработало альтернативный проект изменений, даже не разослав его заинтересованным сторонам. Причем, данный проект все равно не соответствует тем принципам, которые обсуждались. Так, в предложениях, разработанных Кабмином и Минсоцполитики существует проверка фактического места проживания ВПЛ, у которых просто есть справка».

Рабочая группа имела общую позицию, что государство может внедрять какие-то механизмы контроля, но только в отношении тех переселенцев, которые попросили у государства какую-то помощь, например, подали заявления на получение ежемесячной адресной помощи.

По словам Жанны Лукьяненко, уполномоченный по правам человека стоит на такой позиции, что необходимо находить компромиссы и четко отсекать те вопросы, где компромиссов быть не может. В частности, бескомпромиссный вопрос – защита прав человека.

Тему проверок места проживания ВПЛ продолжила координатор по развитию ОО «Донбасс-SOS» Ольга Гвоздева.

В своем выступлении она подчеркнула, что новая редакция «Закона о защите прав внутренне перемещенных лиц» вступила в действие 13 января 2016 года. Государственная миграционная служба сразу заявила, что после вступления в действие Закона они больше не принимают участия в процессе учета ВПЛ и не ставят штампы на справках. Те переселенцы, которым было необходимо продлевать действие справки, получали их в УТСЗН, где их посылали в Миграционную службу – ставить штамп. Позиция Минсоцполитики заключалась в том, что в течение трех месяцев должен был действовать не закон о защите прав переселенцев, а постановление №509 с нормой о проставлении в справках ВПЛ штампа Государственной миграционной службы.

«Однако там людям отказывали в проставлении штампа и это означало, что справка являлась недействительной. Недействительность этой справки в этом случае означает, что все социальные выплаты, которые должно получать ВПЛ, ему недоступны, так как на данный момент они все прикреплены к этой справке. Это и адресная помощь ВПЛ, и другие виды соцпомощи, и пенсии. На сегодня Пенсионный фонд также отказывает людям, не имеющим штампа на справке ВПЛ, в выплате пенсии. Видимо, таким способом Минсоцполитики решило сэкономить на наименее защищенных слоях населения», — сообщила Ольга Гвоздева.

Она добавила, что члены рабочей группы пришли к выводу, что единственный выход из сложившейся ситуации – как можно скорейшее принятие изменений в постановления, на которые ссылалось Минсоцполитики. Для чего и создавалась рабочая группа при уполномоченном ВР по правам человека. В ходе работы этой группы ее участники узнали о параллельном процессе в Министерстве.

«Когда мы увидели проект, предложенный Министерством, нашему удивлению не было границ. В пояснительной записке к этому документу было указано, что он создан для приведения процедуры в соответствие с нормами закона, однако на самом деле в законе уже нет процедуры проверки мест проживания ВПЛ Государственной миграционной службой, а Минсоцполитики хочет эту проверку вернуть. Хотелось бы добавить, что получение соцвыплат и пенсий не может регулироваться этим проектом. На сегодня в этом проекте содержится норма, что каждое лицо, получающее соцвыплаты и пенсии, должно раз в полгода приходить и продлевать действие справки. Фактически, норма закона о бессрочности действия справки этими нормами нивелируется».

Вызывает вопросы у обществнных активистов и утверждение в пояснительной записке о том, что в данном проекте постановления нет дискриминационных норм. Ведь проверка мест проживания внутренне перемещенных лиц как раз является дискриминационной нормой.

По мнению координатора БФ «Восток-СОС» Александры Дворецкой, предложенные Минсоцполитики изменения в очередной раз ухудшают положение ВПЛ и прямо нарушают их права: на свободу передвижения, неприкосновенность частной жизни, запрет дискриминации.

«Ни одного человека, который перемещается в пределах Украины, не проверяют. Почему пенсионера с Донбасса проверяют? Поехал ли он из Киева к своим друзьям в Херсон, в Николаев, или оказался в больнице. К нему пришли сотрудники «собеса», не нашли его по месту жительства и лишили выплат. При том, что все остальные пенсионеры, не переселенцы, имеют возможность свободно перемещаться по территории Украины.

В законе о защите прав ВПЛ четко написано, что человек перестает быть внутренне перемещенным лицом в том случае, если возвращается на место своего фактического проживания. Это не просто выехал в какой-то другой город погостить.

Нынешнее положение вещей нарушает еще и право внутренне перемещенных лиц на приватность – неприкосновенность частной жизни. Переселенцы фактически лишены этого права – органы власти для установления мест их проживания оперируют информацию о местах обучения детей-переселенцев, о том, с каких больницах они стоят на учете и так далее.

Я думаю, что государство не должно относиться к проблеме эмоционально: это наши граждане, наша территория, и мы относимся к ним как гражданам. Если же государство относится к ним как-то иначе, то это эмоции. Сейчас мы стоим на таком пороге, у нас будет целое министерство, которое будет заниматься вопросами ВПЛ и оккупированных территорий. Уже сейчас мы думаем о положительной повестке дня для этого Министерства. Но очень не хотелось бы, чтобы мы не оказались в таком положении, когда Минсоцполитики уже не отвечает за проблемы внутренне перемещенных лиц, а новое Министерство еще не отвечает за них».

Подводя итоги пресс-конференции, адвокационный эксперт ОО «КрымСОС» Виктория Савчук заявила, что члены рабочей группы все же надеются на сотрудничество с представителями Минсоцполитики,  Государственной миграционной службы в разработке качественного проекта внесения изменений в Постановление Кабинета Министров №509, которое позволило бы ВПЛ действительно чувствовать себя гражданами Украины.

 Informator.lg.ua