Новый Кабмин: изменится ли политика государства в отношении переселенцев и жителей оккупированных территорий?

Чего ждать переселенцам от нового Кабинета Министров? Изменится ли социальная политика в отношении ВПЛ и жителей оккупированных территорий? Продолжится ли унизительная и разбалансированная кампания по верификации внутренне перемещенных лиц? Как повлияет на жизнь ВПЛ, а также тех, кто остался на оккупированных территориях, создание в Украине Министерства по вопросам временно оккупированных территорий и ВПЛ? В этом пытался разобраться Информатор.

Каких изменений ждут переселенцы?

Сегодня большое количество внутренне перемещенных лиц лишено возможности получать какие-либо социальные выплаты – не только адресную помощь, предназначенную для ВПЛ, а и пенсии, пособия матерям-одиночкам, инвалидам, выплаты на детей до трех лет и так далее.

Позиция экс-министра труда и социальной политики Павла Розенко была довольно однозначна – жителям временно неподконтрольных территорий Украина не должна платить ни пенсий, ни социальных пособий.

Такая позиция главы Министерства, которое, совместно с СБУ и местными органами власти начало кампанию по проверке фактических мест проживания людей, зарегистрированных как ВПЛ, вызывала много вопросов у правозащитников, активистов, представителей гражданского общества. В частности, активисты неоднократно говорили о том, что сам факт привязки пенсий, соцвыплат к статусу ВПЛ является, по сути, дискриминацией.

13020411_1684446861828152_172842505_n

Проверка мест проживания также нарушает право граждан Украины на свободу перемещения – сейчас отсутствие переселенца по месту регистрации является достаточным основанием для приостановки действия статуса ВПЛ. Однако, без такой справки человек не только лишается всех выплат, а и не имеет возможности, например, вести бизнес или получать медицинское обслуживание. К тому же, в постановлении Кабинета министров №509 указано, что единственным основанием для лишения статуса ВПЛ является его возвращение на оккупированные территории. Но ведь отсутствие человека по месту регистрации вовсе не означает, что он выехал на оккупированные территории – человек мог отправится к родственникам или просто сменить место проживания.

В январе 2016 года был принят Закон об усилении прав и свобод внутренне перемещенных лиц, согласно которому ВПЛ больше не должны каждые полгода ставить на справке штамп в Государственной миграционной службе. Однако, по мнению Минсоцполитики на сегодня эта норма еще не действует, так как не приведены в соответствие все нормативно-правовые акты, поэтому в УТСЗН и пенсионном фонде у переселенца требуют справку с штампом миграционной службы.

Отдельный вопрос – люди, живущие «на два дома», то есть периодически проживающие то на подконтрольной, то на неподконтрольной территории. Должны ли они иметь статус ВПЛ? Имеют ли право на социальные выплаты?

В ходе кампании по «верификации соцвыплат», а также из-за несовершенства действующей на сегодня в Украине нормативно-правовой базы, дискриминации, по сути, подверглись люди по обе стороны линии разграничения.

13016636_1685811078358397_1872435072_o

Вполне резонным является вопрос, каким образом осуществлять выплаты жителям временно оккупированных территорий, если там не работает банковская система? Но чтобы давать на него ответ, в первую очередь нужно определиться, признает ли государство свои обязательства перед гражданами, оставшимися «по ту сторону»?

Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что Минсоцполитики Павла Розенко с проблемой интеграции переселенцев не справилось: обещанный реестр ВПЛ так и не заработал, государственную адресную помощь сначала начисляли всем, особенно не интересуясь, куда конкретно идут эти деньги. Сегодня этих выплат лишают и тех, кто имеет на них полное право. Также людей часто незаслуженно лишают статуса ВПЛ, заставляя проходить унизительные процедуры «подтверждения мест проживания», а пенсионеры с оккупированных территорий оказались в худшем положении, чем например, даже украинские осужденные пенсионного возраста (им государство выплачивает пенсии в полном объеме).

К сожалению, это еще далеко не все проблемы, связанные с проблемой ВПЛ и жителей неподконтрольных районов.

Как таковой, государственной политики в данном вопросе до сих пор не разработано.

Формирование нового правительства, в котором этими вопросами будет заниматься целое Министерство, вселяет робкую надежду на изменения. Однако ждать быстрых и кардинальных перемен, к сожалению, не приходится, и вот, почему.

Старые и новые министры

В Программе действий нового Кабинета министров, возглавляемого Владимиром Гройсманом, есть отдельный пункт, посвященный реставрации территориальной целостности и восстановлению Донбасса.

В документе говорится, что одним из приоритетов нового правительства будет «обеспечение эффективной координации органов исполнительной власти по обеспечению соблюдения прав внутренне перемещенных лиц и граждан Украины, проживающих на временно неконтролируемой территории».

Также новый Кабмин планирует создать реестр данных о ВПЛ и «решить проблему осуществления социальных выплат».

Конечно, пока это только слова, хоть и написанные в Программе правительства.

В новом Кабмине должность Министра труда и социальной политики занял Андрей Рева. Министром по вопросам ВПЛ и временно оккупированных территорий стал Вадим Черныш.

Однако приснопамятный Павел Розенко тоже не остался «без кресла». Теперь он на должности вице-премьера будет курировать все те же вопросы социальной политики, а также здравоохранения и культуры.

13022276_1685811068358398_1226105703_n

Также уже сегодня можно констатировать, что единой позиции по поводу того, кому платить пенсии, а кому не платить у старых и новых министров нет.

И Вадим Черныш, и Андрей Рева в своих недавних интервью дали понять, что пенсионеры с оккупированных территорий имеют право на социальные выплаты.

Однако, 18 апреля вице-премьер Розенко распространил через сайт Кабмина заявление, что выплата социальных пособий будет осуществляться только тем переселенцам, которые имеют соответствующий статус и постоянно проживают на территории, подконтрольной украинской власти.

Также он подчеркнул: «Как вице-премьер-министр Украины я заявляю, что наведение порядка в социальных выплатах и борьба с утечкой бюджетных и пенсионных средств на оккупированные территории, которую мы начали совместно с СБУ, продолжится».

Также он отметил, что «ни одна копейка из Государственного бюджета Украины или из Пенсионного фонда не попадет в карманы террористов».

Как видим – единой четкой и выверенной позиции по данному вопросу у Кабмина нет.

Именно поэтому, еще с конца прошлой недели активисты, представители общественных организаций начали проводить встречи с новыми министрами, пытаясь убедить их в необходимости скорейшего и положительного решения данной проблемы.

Не пришлось долго ждать и реакции «из зазеркалья». В понедельник, 18 апреля на сепаратистском сайте ЛИЦ появился комментарий «уполномоченного представителя ЛНР на Минских переговорах» Владислава Дейнего по поводу создания нового Министерства по вопросам ВПЛ и неподконтрольных территорий. Впрочем, ничего вразумительного Дейнего не сказал: «Тут возможны разные варианты: возможен силовой, возможно и усугубление гуманитарной ситуации, которая и без того в Донбассе достаточно сложная. Могут быть разные варианты развития ситуации», — сказал он, отвечая на вопрос корреспондента о возможных последствиях создания нового министерства.

Как видим, в измененном сознании представителей организации «ЛНР» ситуация видится в совершенно иной парадигме.

Напоследок хотелось бы выразить надежду, что вице-премьер-министр Украины Павел Розенко, курирующий вопросы соцполитики, здравоохранения и культуры, сосредоточит свои усилия на последнем направлении – культуре. Да и то лишь потому, что эта сфера в Украине по традиции развивается не благодаря, а вопреки существующей государственной политике.

Марк Кораблев для Informator.lg.ua