В последние недели в украинском политическом истеблишменте горячо обсуждается перспектива проведения выборов в оккупированных районах Донбасса. О том, что подготовка к этим выборам ведется, свидетельствует ряд событий последних недель: изменения в составе украинской делегации Минской подгруппы по вопросу проведения выборов на Донбассе, а также некоторые заявления украинских политиков. В том, насколько возможно проведение выборов в Отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) в ближайшее время, разбирался Информатор.
Минск и давление на Порошенко
Проведение выборов в оккупированных районах Донбасса по новому избирательному закону – часть мирного плана по урегулированию ситуации в Донбассе, согласованного в ходе Минских переговоров. В то же время, отношение к результатам «минских договоренностей» у украинских властей всегда было несколько двоякими. Официальная позиция о перспективе проведения этих выборов была такой: мы готовы их проводить, но только тогда, когда для этого будут необходимые условия. В кулуарах политики, имеющие отношение к «минскому процессу» заявляли, что этот вопрос следует рассматривать в перспективе 3-5 лет, не раньше. В настоящее же время с помощью «минского формата» переговоров Украина демонстрирует партнерам свою миролюбивую позицию и добивается продления санкций в отношении РФ.
Очередной этап активного обсуждения возможности проведения выборов в неподконтрольных районах Луганской и Донецкой областей начался в марте 2016 года. Тогда украинский журналист Сергей Рахманин, ссылаясь на собственные источники, написал о том, что западные партнеры Украины, в частности – Франция и Германия, требуют от украинского руководства провести выборы на Донбассе не позднее начала лета.
При этом Рахманин уточнил, что подготовка нового избирательного закона для неподконтрольной части Донбасса ведется за рамками Минского процесса в тесном контакте с представителями Франции и Германии, а курирует ее представитель Президента Украины в парламенте Руслан Князевич. Также в статье говорится, что подготовка данного законопроекта не афишируется, и украинская сторона не привлекает к его обсуждению представителей РФ, однако западные партнеры Украины, в свою очередь, обмениваются информацией о подготовке законопроекта с Кремлем.
Тогда автор назвал предположительный дедлайн по принятию нового закона – март 2016 года. Если он действительно был установлен, то на сегодня можно говорить о том, что его Украина провалила.
В конце апреля появилась информация о том, что соответствующий законопроект уже практически готов и скоро его внесут в Верховную Раду. В то же время, в СМИ активно обсуждается вопрос, найдется ли в парламенте достаточно голосов для его принятия.
Данный проект разрабатывался как своеобразная альтернатива «законопроекту Медведчука» по интеграции оккупированной территории Донбасса в Украину авторства шести депутатов-оппоблоковцев, зарегистрированного в канцелярии ВР в конце марта и раскритикованного как политиками, так и экспертным сообществом.
В конце апреля 2016 года член Минской подгруппы по политическому урегулированию конфликта на Донбассе Роман Бессмертный заявил о своем выходе из Минского процесса. Тогда же в подгруппу вошла Ольга Айвазовская, руководитель общественной организации «Опора» с многолетним опытом работы в Комитете избирателей Украины. Факт назначения Айвазовской в Минскую политическую подгруппу многие оценили, как как переход своеобразного «рубикона» и принятие высшим руководством Украины окончательного политического решения проводить выборы на Донбассе – именно для подготовки этих выборов ее якобы и рекрутировали в подгруппу.
Последовательность этих событий также важна: сначала – приход в подгруппу Ольги Айвазовской, а уже затем – демарш Бессмертного, который можно оценить, как несогласие последнего с планами руководства страны по организации выборов на Донбассе. Кроме того, Роман Бессмертный – один из немногих членов подгруппы, имеющих политические планы на будущее (об этом свидетельствует и озвученное им намерение возглавить Аграрную партию Украины). Следовательно, он мог принять решение покинуть подгруппу еще и опасаясь последствий принятых в ее рамках решений для своего политического рейтинга.
Тем не менее, в интервью «РБК-Украина» в конце апреля Бессмертный заявил, что не знает, принят ли Президентом ультиматум проводить выборы на Донбассе, однако уверен, что в ближайшее время их проведение невозможно. «Во время последних переговоров я сказал, что не подпишу документ с датой выборов в 2016 году, потому что это нереально. Там не то что выборы нельзя провести, там ситуация на обострение идет. Мне недавно звонили из Антрацита, сказали, что туда завезли 200 условно освобожденных из Ярославля, для войны в Украине», — заявил он.
За последний год целый ряд украинских политиков успел заявить о том, что «минские переговоры» бесперспективны по своей сути. В то же время, большинство представителей действующей власти отдают себе отчет в том, что «минскому формату» нет альтернативы. В очередной раз 10 мая в эфире 5 канала об этом заявила новый член Минской подгруппы по политическому урегулированию конфликта на Донбассе Ольга Айвазовская.
«Украина не может выйти из этих переговоров, потому что она будет виновником срыва Минских соглашений. И это означает, что вместо того, чтобы усилить санкции против Российской Федерации, их фактически наложат на Украину, сняв из России. Поэтому мы на самом деле в проблемной ситуации», — пояснила она.
Вполне возможно, что в данном заявлении Айвазовской проявляется реальное отношение украинского политического руководства к перспективе диалога в «минском формате», и, следовательно, проведения выборов в «отдельных районах». Однако следует помнить, что чтение «между строк» – занятие неблагодарное.
Ничего невозможного?
В свете активизации обсуждения возможного проведения выборов на Донбассе следует рассмотреть то, как оценивают эти перспективы западные партнеры, а также украинские политики.
В начале апреля, сразу после посещения оккупированного Донбасса, докладчики от ПАСЕ Марилуиза Бек (Германия) и Христина Зеленкова (Чехия) заявили, что в ближайшее время выборы в оккупированной части Донбасса невозможны.
«Если мы вдвоем не могли безопасно на протяжении одного или двух дней попасть на оккупированные территории, то какие свободные и справедливые выборы можно быстро организовать в этом регионе?» — отмечается в их докладе.
По данным различных СМИ в окружении Президента Петра Порошенка в настоящее время нет единой позиции о том, стоит ли действительно проводить эти выборы в ближайшие месяцы.
Учитывая это, вполне возможен и такой вариант развития событий – законопроект будет «вброшен» в Верховную Раду, но в результате специфической «работы» с нардепами не найдет там поддержки. Тогда Президент получит более или менее «железную» отмазку для западных партнеров – «сделали все, что могли».
В этом контексте важным является и недавнее заявление нового спикера украинского парламента – Андрея Парубия.
6 мая в эфире «5 канала» этот политик заявил о том, что устанавливать сроки для проведения этих выборов в настоящее время неприемлемо.
«Мы должны говорить о выборах только тогда, когда мы сможем обеспечить безопасность и соответствующие свободы и права… Я не хотел бы, чтобы вопрос выборов ставили в какие-то технические рамки, в часовые рамки, тем более в период, когда каждый день, каждые сутки на восточном фронте происходят атаки на наших бойцов, когда каждые сутки – или убитые, или раненые на восточном фронте», – отметил он.
Такая здравомыслящая позиция главы парламента лишний раз подтверждает тезис Романа Бессмертного о том, что выборы на Донбассе в этом или следующем году практически невозможны.
До сих пор представители украинской власти, а также члены «подгрупп» не дали ответов на фундаментальные вопросы, касающихся будущего устройства оккупированных территорий: как быть с «республиками»?
В вышеупомянутом интервью Роман Бессмертный заявил, что его видение реинтеграции оккупированных районов Донбасса заключается в разработке некоей «хартии общин», которую бы ратифицировали местные громады Донбасса в случае своего согласия на формальное административное подчинение Украине на основе договоренностей и компромиссов. Такой сценарий позволил бы сместить центр принятия решений в оккупированных районах от Захарченко и Плотницкого к конкретным территориальным громадам, избранным в ходе голосования местного населения. Именно они принимали бы окончательные решения о подчинении юрисдикции Украины. Однако, как дал понять Бессмертный, такой вариант урегулирования ситуации не восприняли ни Президент, ни участники Минских переговоров.
Это означает, что до сих пор непонятно, как быть с непризнанными республиками: интегрировать их в Украину в нынешнем виде? Упразднять? Объединять два псевдогосударственных образования в одно, как это хотели сделать оппоблоковцы?
Подытоживая все вышесказанное, можно предположить с высокой долей вероятности, что руководство Украины действительно приняло решение проводить выборы на Донбассе и, вполне возможно, уже сейчас начинает практическую подготовку к их организации. Однако это совсем не означает, что они будут проведены в ближайшее время – тому есть целый ряд объективных причин.
Более предметно обсуждать предстоящее волеизъявление на оккупированных территориях можно будет после внесения в ВР законопроекта Руслана Князевича, его рассмотрения комитетами и самого голосования парламентариев.
Марк Кораблев для Informator.lg.ua