Российские военные преступления на Донбассе: международный резонанс и «судебная перспектива»

Немецкая радиостанция Deutschlandfunk со ссылкой на украинских правозащитников сообщает о 79 тюрьмах в самопровозглашенных луганской и донецкой «народных республиках», где к заключенным применяются пытки. Об этом сообщает Deutsche Welle.

Специальное расследование немецкой общественно-правовой радиостанции, опубликованное 18 мая, содержит информацию о том, что в 28 населенных пунктах на неподконтрольной части Донбасса располагается 79 «тюрем», в которых к заключенным регулярно применяются пытки.

Документальные подтверждения этих фактов собрали порядка 17 украинских правозащитных организаций. Правозащитники планируют передать собранную информацию Гаагскому трибуналу на предмет расследования возможных военных преступлений.

Факты незаконного ограничения свободы граждан Украины на временно неподконтрольной территории, применения к ним пыток и физического насилия давно не являются секретом. Informator.lg.ua неоднократно публиковал материалы на эту тему, в том числе — интервью с «узниками республик», по тем или иным причинам побывавшими в подвалах сепаратистов.

Украинские правозащитники вот уже два года собирают информацию об этих преступлениях, не имеющих срока давности, в надежде на то, что рано или поздно данные факты будут расследованы, а причастные к ним лица предстанут перед судом.

Правозащитники настаивают на том, что нарушения прав человека в «Л/ДНР» носят массовый характер. Так, по данным Александры Матвийчук из общественной организации «Центр гражданских свобод», летом 2015 года на территории «республик» незаконно удерживались не менее четырех тысяч человек. Людей часто арестовывают по надуманным предлогам и в дальнейшем используют как бесплатную рабочую силу.

На расследование Deutschlandfunk отреагировал уполномоченный правительства Германии по межобщественному сотрудничеству с Россией Гернот Эрлер, который выразил надежду на то, что в связи с возможным нарушением прав человека будут заведены уголовные дела. «Я глубоко шокирован произошедшим. Важно, что здесь установлена причастность российских военных к этим преступлениям», — отметил он.

Исполнительный директор ассоциации украинских мониторов деятельности правоохранительных органов Вадим Пивоваров считает, что для эффективного расследования данных преступлений и установления факта причастности к ним российских военных в Украине необходима полная ратификация «Римского статута международного уголовного суда».

«Расследовать преступления против человечности и военные преступления на Донбассе, а также причастность к ним российских военнослужащих теоретически можно двумя способами. Первый – создание Советом безопасности ООН специального трибунала, в рамках которого изучались бы собранные данные и устанавливалась причастность к ним тех или иных лиц. Однако, поскольку Российская Федерация является постоянным членом Совбеза ООН с правом вето, мы понимаем, что этот вариант маловероятен.

Второй вариант – поскольку непризнанные республики являются частью территории Украины, государству следовало бы ратифицировать «Римский статут», распространив таким образом на территорию Донбасса юрисдикцию Международного уголовного суда», — отметил эксперт.

Правозащитник также констатировал, что Украина пока не располагает достаточным инструментарием для расследования преступлений против человечности и военных преступлений на Донбассе, а правозащитные организации практически не имеют возможности влиять на ситуацию с соблюдением прав человека в неподконтрольных районах. В то же время Вадим Пивоваров отметил, что правозащитникам ни в коем случае нельзя «опускать руки» — необходимо продолжать собирать информацию, документировать факты преступлений для того, чтобы расследовать их в будущем.

Эксперт «Харьковской правозащитной группы» Андрей Диденко считает, что эффективных инструментов влияния на ситуацию нет еще и потому, что украинское общество столкнулось со столь массовыми фактами нарушений прав человека впервые.

«На неподконтрольной территории Луганской и Донецкой областей боевики имеют абсолютную власть и пользуются ею на свое усмотрение. Юридических форм влияния на ситуацию нет, так как они не подчиняются никаким нормам международного права – вводят «смертную казнь», осуществляют внесудебные расстрелы и так далее. В «марионеточных республиках» есть даже свои, марионеточные «омбудсмены», однако в реальности говорить о том, что они следят за соблюдением прав человека, конечно, не приходится. Тем не менее, мы стараемся документировать каждый факт нарушения прав человека, тем более, что подчас они являются просто вопиющими», — считает правозащитник.

По мнению Андрея Диденко, перед правозащитными организациями в настоящее время стоит задача по формированию общей базы всех задокументированных нарушений прав человека, и в этом вопросе им не обойтись без помощи государства. При этом он признает, что информация, получаемая правозащитниками с «той стороны» скудна и фрагментарна.

Вопрос ратификации «Римского статута» поднимается в Украине регулярно с момента его подписания в 2000-м году. За последние два года актуальность этой проблемы стала еще более очевидной.

По мнению исполнительного директора Amnesty International в Украине Татьяны Мазур, озвученном ею в интервью каналу «112 Украина», основная причина того, что «Римский статут международного уголовного суда» до сих пор не ратифицирован, заключается в отсутствии политической воли для принятия этого решения.

«Возможно, потому что есть, что скрывать. Потому что Международный уголовный суд занимается самыми страшными преступлениями, преступлениями геноцида, преступлениями против человечности и военными преступлениями, которые сейчас имеют место на Востоке.

Возможно, из-за опасений преследования со стороны Международного уголовного суда не происходит ратификация Международного уголовного суда. Кроме того, есть огромное непонимание природы этой международной инстанции.

Есть опасения, что будут преследовать украинских военных в Международном уголовном суде или проводят параллели с грузинской ситуацией, к сожалению, оппоненты не хотят вступать с нами в профессиональный диалог. На самом деле, все эти опасения беспочвенны», — сообщила она.

Марк Кораблев для Informator.lg.ua