Из жизни ВПЛ. Как психолог и мебельщик из Донецка не предали мечту

Истории жизни внутренних переселенцев, бегущих от войны, такие разные, и такие похожие. «Информатор» продолжает цикл публикаций, посвященный переселенцам, нашедшим в себе силы начать жизнь с чистого листа, и подающих пример тем, кого еще, возможно, гложет страх перед переменами. В предыдущем материале мы рассказывали о переселенцах из Макеевки, успешно развивающих агробизнес на Днепропетровщине. Сегодня свои истории расскажут переселенцы из прифронтового Донецка – психолог Марина Рыбалко и мебельщик Сергей Цапин.

Психолог Марина Рыбалко: «Я препятствий не встречала, все помогают и идут навстречу»

Летом 2014, когда в Донецке начали стрелять, психолог Марина Рыбалко, работающая на тот момент в детском центре, поняла: нужно уезжать, оставаться здесь опасно.

– Когда начался конфликт на востоке страны, мы – летом 2014 года – уехали из Донецка. Вокруг стреляли, строили блокпосты. Кто-то адаптировался – мы не смогли, – рассказывает Марина.

Марина решила вернуться в Доброполье – шахтерский городок на северо-западе Донецкой области. Здесь прошло детство Марины, здесь живут ее родители, поэтому психологически переезд для женщины прошел достаточно комфортно.

Устроившись на работу в местную библиотеку, Марина Рыбалко познакомилась с сотрудниками общественной организации «Добро». Именно они и рассказали ей о двухдневных тренингах по созданию бизнес-планов, проводившихся при поддержке «Международной организации миграции» (МОМ).

– Я поучаствовала в тренингах, написала бизнес-план, так как я работала с детками и имею диплом психолога. Мне это близко. И вот, у меня появилась идея, создать центр детский, такой, как тот, в котором я работала в Донецке. В Доброполье еще не было ничего похожего для детей-дошкольников, – продолжает Марина.

Несмотря на страх и некоторую неуверенность, удача улыбнулась Марине. Пройдя двухдневные курсы по написанию бизнес-планов, она защитила проект и ей был выделен грант.

– Мой бизнес-план победил, МОМ закупила на определенную сумму оборудование, необходимое нам. Чешский проект «Человек в беде» также поддержали нас и выделили деньги. И самую большую помощь оказал проект ПРООН (Программа развития ООН) на развитие предпринимательства. Они выделили основную сумму, которая позволила открыть такой центр.

Пазлик

Детский центр раннего развития «Пазлик» – именно так называется детище Марины, родился при помощи множества небезразличных людей.

«Пазлик» – явление уникальное для провинциального Доброполья. Здесь проводятся занятия для деток от 8 месяцев до 7 лет.

– У нашего центра несколько направлений занятий, – рассказывает директор «Пазлика» Марина Рыбалко. – У нас есть специальная развивающая среда Монтессори, по системе известного итальянского педагога Марии Монтессори. Были закуплены все материалы, панели, специально организованная среда. Кроме того, проводятся занятия по английскому и французскому языкам, музыка, сендплей (это терапия, когда детки рисуют песком) и детская йога. Проводим и психологические тренинги, и часы классической музыки.

Когда появляется возможность создать новое рабочее место, в приоритете у Марины Рыбалко – трудоустройство переселенцев.

– На первом этапе тяжело было с персоналом. Но нашлись! У нас работают переселенцы, те люди, которые переехали из зоны АТО. Два переселенца, ну это без учета меня, – рассказывает Марина.

Тем, кто еще не до конца верит в свои силы изменить жизнь, Марина Рыбалко советует: не нужно бояться.

– На тренингах я познакомилась с людьми, которые приезжают сюда, и у них здесь нет никого. Люди приезжают с детками, не боятся. Тут все равно поддерживают, помогают.

Это первый мой опыт частного предпринимательства, но я препятствий не встречала. Все помогают и идут навстречу, даже в государственных органах, в налоговой, в центре занятости. Нужно пробовать, это не страшно. Хотя я, когда писала бизнес-план, тоже думала, что нереально победить, но… уже вот четвертый месяц работаю, поэтому всё реально, – говорит переселенка.

Марина Рыбалко благодарна всем добрым людям, встретившимися в ее жизни за помощь и поддержку и знает: главное – верить в собственные силы и помощь окружающих, и все получится.

«Шуроповерт и набор отверток – это все что у меня было», – как Сергей Цапин начал всё с нуля

Житель Донецка Сергей Цапин уже давно увлекается созданием мебели. Сначала это было для него простым хобби, своеобразным отдыхом после основной работы. Однако в 2008 году Сергей решил полностью посвятить себя любимому делу – созданию мебели. Но размеренный быт нарушила война, летом 2014 года нагло ворвавшаяся в город миллиона роз.

– Я жил в Донецке, в 4-5 километров от аэропорта, там граница с Песками, это наш микрорайон. Потом стало небезопасно, и летом 2014 года мы с семьей уехали. Через три с половиной месяца мы попытались вернуться, дней пять там пробыли с женой, но дольше не смогли. Военные действия продолжались, начали погибать знакомые. Мы приняли окончательное решение, что надо уезжать, – рассказывает Сергей.

Свое оборудование по созданию мебели Сергей из мятежного Донецка вывезти так и не смог.

Шуроповерт и набор отверток – это все, что он захватил с собой, когда вместе с женою перебрался в Доброполье. Но желание заниматься любимым делом у Сергея не исчезало. Опять начинать все с нуля? Тяжело, но нужно!

Общественная организация «Добро» помогла Сергею принять участие в тренингах МОМ по созданию бизнес-проектов.

– Летом 2015-го я выиграл грант, а получил оборудование в начале 2016 года. Еще получил помощь от чешской организации «Человек в беде». С каждым разом у меня становилось инструмента все больше и больше. Благодаря последнему гранту от ПРООН на приобретение оборудования и развитие производства, самому весомому, у меня появилась возможность создать полноценный цех по производству мебели, с распиловкой, с кромлением, – рассказывает Сергей.

Не всегда жизнь бизнесмена-переселенца устлана лепестками роз, но встречающиеся проблемы Сергей последовательно и успешно решает.

89009

Например, столкнувшись с отсутствием подходящего помещения для мебельного цеха в Белецком (городок-сателлит, в котором живет мебельщик), Сергей все же нашел подходящее помещение в Доброполье.

– Одна из основных проблем для меня сейчас – это низкая платежеспособность населения, и нет возможности нормально зарабатывать, продавать. У людей нет денег, а те, у кого они есть, просто боятся их тратить. Неизвестно, что будет дальше, – сетует Сергей.

Однако, красивая и надежная мебель, которую делает мужчина, все же находит своих благодарных покупателей. Недавно Сергей Цапин получил заказ на изготовление мебели от центра для переселенцев и инвалидов.

Так же, как и психолог Марина, Сергей предпочитает трудоустраивать к себе переселенцев.

– На появившиеся рабочие места я старюсь трудоустраивать переселенцев. У меня два рабочих из числа переселенцев, и жена, выполняющая функции бухгалтера, рассказывает он.

Сергей считает, что у оставшихся на неподконтрольной территории свои причины и страхи, вынуждающие людей продолжать жить в опасных условиях.

– Многие бояться покинуть неподконтрольную территорию по самым разным причинам. Кого-то держит работа, Те, у кого ничего нет, не выезжают из-за настроений, вплоть до того, что говорят «мне от Украины ничего не надо», – рассуждает Сергей.

Переселенцы варят кофе и мыло, делают массаж и строят пасеки

В проекте самозанятости и созданию рабочих мест было задействовано 255 участников, рассказывает Виктория Зубкова, консультант по развитию громад ОО «Добро».

По ее словам, с лета 2014 года их организацией было реализовано множество проектов, направленных на создание рабочих мест для переселенцев, а также созданию бизнес-планов для последующего получения грантов на создание и развитие предпринимательской деятельности.

– Люди не верили, что могут получить грант. Говорили, что «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Первое время было нам очень тяжело, ведь мы были первыми в регионе, кто стал привлекать людей, собирать группу для тренингов. Проводили двухдневные тренинги, проектные заявки писали. Люди поверили в себя, научились продвигать свои идеи. Далее наши консультанты вели бизнес сопровождение участников в течение месяца. Потом была защита бизнес-планов и приобретение оборудования на сумму до 900 долларов для самозанятости либо развития бизнеса, – рассказывает Виктория.

По словам Виктории, переселенцы смогли реализовать массу интереснейших бизнес-проектов.

Переселенцы открыли большое СТО, швейное производство, освоили производство тортов и пряников, открыли ателье, клининговую компанию, копицентр. Кроме того, люди из числа ВПО занимаются ремонтами помещений, развивают сельское хозяйство, строят теплицы и пасеки, изготавливают ключи, варят мыло и делают массаж.

А еще, по словам Виктории Зубковой, в Доброполье реализован интересный проект: приобретен профессиональный кофейный аппарат, а персонал будущей кофейни прошел специальное обучение. «Теперь в Доброполье варят самый вкусный кофе», – считает Виктория.

В данном проекте по самозанятости были задействованы не только жители Доброполья и Донеччины. Проект реализовывался также и в Луганской области в городах Северодонецк, Старобельск и Кременная. Например, в Старобельске очень популярными стали сельскохозяйственные проекты.

По словам Виктории Зубковой, всего подано 406 заявок для участия в тренингах от ОО «Добро» и МОМ. В рамках проекта проведено 8 основных и 5 дополнительных тренингов по самозанятости, в которых принял участие 381 человек, среди которых 34 процента – ВПО, 33 процента – местные жители, 33 процента – жители, которые вернулись в свои дома.
По результатам защиты бизнес-планов 144 участника получили гранты на приобретение оборудования для самозанятости и развития предпринимательства на сумму до 900 долларов для каждого, 16 участникам проекта профинансировано обучение на курсах переквалификации на сумму до 650 долларов для каждого. В рамках дополнительных тренингов принято решение о предоставлении грантов 95 участникам проектов на сумму до 900 долларов на каждого участника.

Более подробно о деятельности ОО «Добро» и их других проектах можно узнать на сайте организации.

Алексей Кириллов, для Informator.lg.ua