Международный скандал, разразившийся вокруг приостановления визита в Украину Подкомитета ООН по противодействию пыткам (ППП), потерялся в информационном потоке новостей об освобождении Надежды Савченко. Возникшая проблема может иметь самые серьезные последствия для международного имиджа Украины, поэтому «Информатор» решил разобраться в данной ситуации.
Визит делегации Подкомитета ООН по противодействию пыткам в Украину начался 19 мая и должен был продлиться до 26 мая этого года. Однако 23 мая делегация опубликовала пресс-релиз, в котором заявила о приостановке своего визита в связи с тем, что ей не был обеспечен всесторонний допуск.
«Этот отказ в доступе является нарушением обязательств Украины как государства-участника Факультативного протокола к Конвенции против пыток. Поэтому мы не смогли посетить некоторые места, о которых мы слышали многочисленные и серьезные обвинения в задержании людей и возможном применении пыток или жестокого обращения», – отметил руководитель делегации Малкольм Эванс.
«В пресс-релизе Подкомитета говорится о том, что украинская сторона не оказала всесторонней поддержки и не обеспечила всесторонний допуск, – объяснил Информатору ведущий эксперт Харьковского института социальных исследований Андрей Черноусов. – Дело в том, что ППП является договорным органом, и Украина, подписав сначала Конвенцию, а потом и факультативный протокол, взяла на себя обязательства добровольно выполнять требования конвенции. Одним из этих требований является признание работы договорного органа и полное содействие, обеспечение доступа во все места, где содержатся или могут содержаться люди, лишенные либо ограниченные в свободе.
ППП перед своим визитом выполнил процедуру – уведомил соответствующие структуры, составил график, выполнил требования протокола. Украина, в лице Министерства юстиции, взяла на себя обязанность обеспечивать их работу».
Андрей Черноусов отмечает, что делегация ППП начала свою работу в Украине с посещения Харьковской области, где посетила так называемый неработающий Изолятор временного содержания СБУ.
«Они получили там какую-то информацию, что-то посмотрели (ППП не раскрывает этого). Далее делегация проследовала в зону проведения АТО. Так же, как и в Харьковской области, сначала они прибыли в управление Службы безопасности Украины, где им вежливо сказали: мы вас допустить не можем, — более того, — мы вам хотим сказать, что никаких лиц никто нигде не содержит. Этого Подкомитету было достаточно, чтобы выступить с заявлением, которое мы обсуждаем». – отмечает Андрей Черноусов.
Наш собеседник также подчеркнул, что Подкомитет не прервал свой визит в Украину, а приостановил работу с выдвижением к Украине требований устранить все препятствия по доступу в указанные места.
«Это означает, что сотрудники подкомитета выехали из страны, но как только Минюст обратится к ним с официальной нотой и скажет, что мы гарантируем им доступ в указанные места и организуем встречи с требуемыми людьми, подкомитет вернется и закончит свой визит, а по его окончании напишет отчет и на конфиденциальной основе коммуницирует его государству.
Вскоре после публикации ППП пресс-релиза о приостановлении деятельности делегации в Украине последовала реакция председателя комитета Верховной Рады по вопросам прав человека Григория Немыри и уполномоченного по правам человека Валерии Лутковской. Их совместное обращение появилось на сайте омбудсмена 26 мая.
«Заявляем о недопустимости таких неправомерных действий СБУ и обращаемся в Министерство юстиции Украины должным образом обеспечивать визиты подкомитета и пригласить представителей Подкомитета ООН по предупреждению пыток осуществить внеплановый визит в Украину с целью надлежащего выполнения международных обязательств нашего государства в ближайшее время», – говорится в заявлении.
Председатель совета «Экспертного центра по правам человека» Юрий Белоусов уверен, что последствия для нашей страны могут быть самыми серьезными:
«В случае, если Украина не сделает выводов из данной ситуации, политические последствия для нас могут быть самыми негативными. В 2006 году государство взяло на себя обязательство допускать представителей подкомитета в любое место несвободы. И фактически, через 10 лет наше государство нарушило это обязательство. Это дает сигнал мировому сообществу о том, что, либо Украина является ненадежным партнером, либо, нам есть что скрывать. На мой взгляд, единственный путь – срочно пустить комитет туда, куда им будет нужно. В противном случае – Украина признает, что нарушает права человека и международные обязательства», – подытожил правозащитник.
С ним соглашается и Андрей Черноусов, который также считает произошедшее серьезным ударом по международной репутации Украины:
«Это второй случай в работе подкомитета за всю его историю начиная с 2006 года (вступление в силу факультативного протокола). Мы вторые в этом списке после Азербайджана, где в 2015 году точно также, как выразился комитет «возникли препятствия деятельности комитета». В отношении нас прозвучала такая же обтекаемая фраза.
Фактически, Украина продемонстрировала, что ей, якобы, есть что прятать. Комитет воспринимает это так: если вам есть что прятать, значит мы предполагаем самое худшее – что там с людьми обращаются ненадлежащим образом, применяют пытки, жестокое обращение и так далее. Подкомитет в своем пресс-релизе указал, что есть подозрение, что эти нарушения действительно имеют место. Если бы им показали все, что было необходимо, подкомитет написал бы отчет и на конфиденциальной основе коммуницировал его правительству и сказал: «У вас есть определенный срок для исправления выявленных недостатков». Более того, у государства есть право не давать согласия на публикацию этого отчета. Если правительство скажет: «Мы не согласны, не хотим публиковать отчет, комитет не имеет права делать этого в одностороннем порядке. Поэтому, мы продемонстрировали свою глупость и недальновидность. Надо понимать, что подкомитет работает не быстро и отчет мы в лучшем случае увидели бы к концу года. Почему сотрудники СБУ повели себя так глупо, я не понимаю», – подытоживает он.
26 мая на сложившуюся ситуацию отреагировало и Министерство Юстиции Украины. Первый заместитель министра юстиции Наталья Севостьянова
во время брифинга заявила, что Служба безопасности Украины не допустила делегацию ООН по предупреждению пыток в следственные изоляторы с российскими военнопленными из-за присутствия в ее составе гражданина РФ. Также она отметила, что Министерство юстиции будет вести по данному вопросу диалог с СБУ, чтобы в дальнейшем делегаты ООН получили доступ ко всем пенитенциарным учреждениям Украины.
Информацию о международном скандале и невыполнении Украиной добровольно взятых на себя международных обязательств с радостью подхватили российские и сепаратитстские СМИ. Не заставила себя долго ждать и реакция на произошедшее «омбудсмена» так называемой «ДНР» Дарьи Морозовой.
«Украина отказала Подкомитету ООН в доступе к местам, где по моим данным служба безопасности Украины лишила людей свободы и применяет пытки. СБУ препятствовала работе подкомитета, сознательно нарушив международную конвенцию против пыток. Пытки или пыточные методы применяются к нашим гражданам и людям, сопереживающим Республике, как в порядке вещей» – заявила она.
Эксперты, с которыми мы общались в ходе подготовки материала, сошлись во мнении, что Украине в лице министерства Юстиции следует сделать все возможное, чтобы ППП возобновил свою работу на территории страны. Это позволило бы минимизировать репутационные потери нашего государства.
Кирилл Крот для Informator.lg.ua