8 июня на заседании Правительства были приняты изменения в Постановления КМУ №509 от 1.10.2014 года «Об учете внутренне перемещенных лиц» и №637 от 05.11.2014 «Некоторые вопросы осуществления социальных выплат внутренне перемещенным лицам». Если к изменениям, внесенным в 509-е постановление, практически не возникает вопросов (они, главным образом, касаются отмены необходимости проставления на справке внутренне перемещенных лиц штампа Государственной миграционной службы), то изменения в постановление №637 вызывали серьезный резонанс среди общесвенности. В том, как принятые изменения отразятся на жизни внутренне перемещенных лиц, разбирался Информатор.
Новые «Порядки»
Изменения в Постановление КМУ №637 делают и без того непростые процедуры оформления и восстановления социальных выплат для переселенцев еще более сложными. Причем, к социальным выплатам отнесены и пенсии, и адресная помощь на оплату проживания переселенцев, и помощь одиноким матерям и все другие виды социальной помощи от государства.
Раньше Постановление Кабмина №637 было достаточно коротким – в нем, всего лишь, говорилось о том, что социальные выплаты и пенсии производятся переселенцам после регистрации в качестве внутренне перемещенного лица и получения соответствующей справки.
Теперь в это Постановление были добавлены 2 порядка: «Порядок восстановления социальных выплат внутренне перемещенным лицам» и «Порядок контроля начисления социальных выплат внутренне перемещенным лицам».
По мнению координаторки БО «Восток-SOS» Александры Дворецкой, оба эти документа опасны и дискриминационны по своей сути. Например, в том Порядке, где говорится о продолжении или восстановлении соцвыплат, говорится о том, что внутренне перемещенные лица будут подвергаться проверкам.
«В виду того, что долгие месяцы государственные органы ничего не делали с постановлением №509, социальные выплаты людям постоянно прекращались – из-за непродленной справки переселенца, из-за отсутствия штампа миграционной службы и так далее. По этой причине на сегодня реально непонятно, какое количество переселенцев лишилось выплат. Очевидно, что это количество достаточно велико.
Теперь принято постановление, которое устанавливает новый порядок восстановления выплат. Как это будет выглядеть? Переселенец пишет заявление. Еще непонятно, куда он будет его подавать – в управление труда и социальной защиты населения, или в специальную комиссию по назначению выплат внутренне перемещенным лицам? После этого в течении пятнадцати дней проверяющие органы приходят по месту проживания внутренне перемещенного лица и составляют акт обследования жилищно-бытовых условий семьи. По этим изменениям, акт должен быть подписан всеми совершеннолетними членами семьи внутренне перемещенного лица», – отмечает активистка.
Очевидно, что эти проверки не будут проводиться по ночам или в выходные – их будут проводить в будние дни, а значит, скорее всего, кого-то не застанут дома. В этом случае переселенцу оставят записку, чтобы в течение трех дней он сам явился в Управление труда и социальной защиты населения. Если за эти три дня человек не является, ему отошлют заказное письмо с уведомлением, с требованием явиться в течение трех дней после получения этого письма. В случае, если человек не явится в УТСЗН и после этого, ему будут прекращены выплаты всех видов социальной помощи. Скорее всего, также прекратятся выплаты и всем членам его семьи.
«Предположим человек был в отпуске, гостил у родственников или находился на стационарном лечении в больнице. По возвращении он обнаруживает, что его звали в УТСЗН. УТСЗН параллельно шлет запрос в Управление Госпогранслужбы чтобы убедиться, что человек находится на подконтрольной территории. Если факт проживания человека на подконтрольной территории не подтверждается, его лишают всех выплат. – Продолжает Александра Дворецкая – Объявившись, человек пишет заявление, снова идет комиссия, проверяет его место проживания и жилищно-бытовые условия».
Жилищно-бытовая дискриминация
Согласно вышеупомянутым «Порядкам», решение о назначении или возобновлении выплат принимается на основании акта обследования жилищно-бытовых условий с учетом порядка финансирования этих выплат.
Проще говоря, можно предположить, что прекращенные выплаты переселенцу будут восстановлены в том случае, если у него с жилищно-бытовыми условиями дела обстоят из рук вон плохо.
Какими критериями будет руководствоваться комиссия при принятии решений о назначении тех или иных выплат – пока совершенно непонятно. Скажем, если речь идет о пособии одиноким матерям, то, хотя бы, понятно о каких потребностях идет речь – ребенку необходимо создание элементарных условий проживания. Но каким образом комиссия будет принимать решение начислять или не начислять человеку пенсию или пособие по инвалидности?
«После обследования комиссия может восстановить выплаты, но только через 2 месяца с момента прекращения. Эти 2 месяца человеку компенсироваться не будут. Если же выплаты были прекращены в связи с прекращением справки переселенца (основания для ее прекращения прописаны в законе), выплаты восстанавливаются через 6 месяцев. – Рассказывает Александра Дворецкая. – Ни для одной другой категории граждан таких дискриминационных норм нет. Этим постановлением ограничиваются в частности, право на свободу передвижения и свободный выбор места проживания переселенцев, право на социальную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции Украины, право на свободу от дискриминации – четко видно, что ущемление прав происходит по принципу факта перемещения».
Отметим, что еще одной дискриминационной нормой, содержащейся в новой редакции постановления, является требование в течение 10 дней сообщать контролирующему органу о смене фактического места проживания в случае, если переселенец меняет его. Это прямо противоречит ст. 12 Закона об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц, где четко указано, что длительным отсутствием по месту проживания не считается отсутствие до 60 дней без уведомления Управления труда и социальной защиты и 90 дней с уведомлением. То есть, норма подзаконного нормативного акта прямо противоречит закону.
Как видим, изменения, внесенные в постановление №637, фактически попирают права человека и украинское законодательство. В связи с этим, недоумение вызывает тот факт, что в экспертном заключении Министерства юстиции относительно принятых изменений написано, что они не противоречат Европейской конвенции о защите прав и основных свобод. Наша собеседница отмечает, что, по странному и непонятному стечению обстоятельств, антидискриминационная экспертиза данного постановления вообще не проводилась.
«Не исключаю, что мы будем в судебном порядке рассматривать вопрос об отмене данного постановления. В этом случае, мы точно не будем одиноки, так как данные изменения являются откровенно противозаконными», — подытожила Александра Дворецкая.
Кирилл Крот для Informator.lg.ua