Два года назад мгновенно повзрослевшим выпускникам школ Донбасса пришлось делать судьбоносный выбор – поступать в вузы Украины, «ЛНР/ДНР» или РФ.
Тем памятным летом одни вынуждены были покинуть родные края из-за обстрелов, другие – стать абитуриентами совсем не того учебного заведения, о котором мечтали, третьи – отложить получение образования из-за отсутствия вообще каких-либо средств у семьи. И хоть государство вроде не оставалось безучастным, особой поддержки в тот период ребята не почувствовали. Все, с кем мы беседовали, признались, что навалившиеся проблемы они и их родители решали сами.Informator.media расспросил студентов нескольких вузов, выходцев из Донецкой и Луганской областей, как им удалось добиться своей цели, с какими трудностями столкнуться тогда и сейчас, какие у них планы на ближайшую перспективу.
По понятным причинам фамилии респондентов не называем.
Кира К., студентка Харьковского национального медицинского университета:
— Я из небольшого города в Донецкой области. О профессии врача мечтала с детства. Мои родители закончили в свое время Донецкий мединститут, у них там много знакомых преподавателей, ездила к ним на дополнительные занятия. Родственникам моя подготовка обошлась в солидную сумму.
Все планы рухнули, потому что в июне-июле в Донецке был настоящий ад. О том, чтобы оставаться в «ДНР», даже речи не было – мы «укропы» еще те.
Особо не раздумывая, отправили меня к знакомым в Харьков. Не знаю, каким чудом удалось поступить на бюджет, ведь никаких скидок таким, как я, никто не делал.
С огромным трудом устроилась в общежитие. Было очень тяжело. Я абсолютно домашний ребенок. Но у родителей сейчас денег нет даже на то, чтоб себя прокормить – устроились врачами в райцентре Полтавской области. Короче, из избалованной маменькиной дочки быстро стала самостоятельным человеком. Подрабатываю санитаркой в частной клинике, по выходным нянчу детей в одной семье. Кручусь, как могу. Никаких планов не строю. В нашей ситуации это бессмысленно.
Владимир С., студент Луганского государственного университета имени Даля:
— Давайте сразу расставим точки над «i». Не слушайте тех, кто рассказывает, что наш универ переехал в Северодонецк, а в Луганске, дескать, непонятно что. Преподаватели и студенты нашего вуза убеждены, что настоящий университет там, где он всегда находился, — в столице «ЛНР».
Я ни секунды не колебался, оставаться мне дома или уезжать. Мы сразу разделяли все идеи «республики», верим и очень надеемся, что у нее действительно светлое будущее.
Да, часть преподавателей и моих одноклассников выехали. Как говорится, их проблемы. А мы будем учиться и работать на Родине.
Пока у нас, конечно, с работой тяжело. Сами понимаете, государство молодое, все только начинается.
Почему вы считаете, что я говорю, как российское телевидение? Я так думаю! Это вас в Украине совсем зомбировали.
Анатолий Д., студент Донского государственного технического университета (Ростов-на-Дону):
— Я родом из райцентра в Луганской области. Поскольку много родственников в России, родители решили, что надо учиться только там.
Честно говоря, вернуть бы время назад, в жизни не повторил бы этой ошибки. Очень жалею, что попал в РФ. Для сокурсников я «хохол», «быдло с Майдана» и т.д. Как ни доказывал, что на Майдане сроду не был, — бесполезно. Мне все время дают понять, что я прихлебатель, низшего сорта, занимаю чье-то место. За два года ни на одной дискотеке или вечеринке не побывал — не зовут. С учебой все более-менее. Но преподаватели тоже относятся весьма высокомерно. Все время поддевают: «Новости с Украины радуют?».
Если было бы куда уехать, не раздумывал. Но наш дом превратился в руины, а в Украине меня никто не ждет. Мечтаю об одном – чтобы все стало, как прежде.
На своей съемной квартире часто слушаю украинскую музыку, от чего хозяйка приходит в ужас. Точно знаю, что жить в России не хочу. Поверьте на слово, тут настоящий ГУЛАГ.
Анастасия П., студентка Донецкого национального университета (Винница):
— Считаю Донецка лучшим городом в мире. Выросла в самом центре. В детстве, гуляя в районе университета, всегда мечтала, что когда-то буду там учиться, потом стану преподавать. Очень хотела заниматься наукой.
Неразбериху с поступлением не хочу даже вспоминать. Столько всего пережито! Единственное, в чем была твердо уверена, что не останусь в Донецке, пока там висят эти жуткие флаги.
Вуз переехал в Винницу. Это отдельная эпопея, ведь все пришлось начинать с нуля. Но преподаватели нам твердили с первого дня, что все получится.
Знаете, что самое ценное? Человеческое отношение. Да, я нахожусь далеко от дома, вижу родителей крайне редко, но за эти два года у меня ни разу не мелькнула мысль об учебе в «университете», который там остался. Может, скажу что-то лишнее, но я презираю преподавателей, прославляющих «новую власть».
Николай С., студент Национальной академии внутренних дел (Киев):
— Я луганчанин в третьем поколении. Мечтал работать в милиции, как мой покойный дед. Для него слова «честь мундира» были святыми.
Когда увидел, как легко предали Родину наши «милиционеры», еще более укрепился в мысли, что надо идти в эту систему и делать все, чтобы о нас не говорили «менты» и прочее.
О поступлении в родном городе пришлось забыть. Никогда не смогу находиться рядом с людьми, давшими присягу Украине и легко «забывшими» об этом.
В нашей академии учатся еще несколько ребят из Донбасса. Такие же патриоты. Сразу заметил, что мы очень отличаемся от своих ровесников из других областей Украины, которые – слава Богу! – не знают, что такое получение аттестата под «прилетами». У нас взгляд другой: много повидали, невзирая на юный возраст.
Нас здесь уважают. Потому что мы всем твердим, что Донбасс был и будет украинским. Да и учимся неплохо.
Каждый из нас больше всего на свете хочет вернуться домой. Убежден, что после Победы мы обязательно будем работать в новой полиции Луганска.
Я оптимист. Все будет Украина, так и напишите.
Маргарита Леванова для Informator.media