Два года в государстве существует проблема переселенцев. За это время были приняты постановления, законы, регуляторные акты, порядки и распоряжения, которые должны были облегчить им жизнь. Тем не менее, представители общественных организаций, активисты, оказывающие переселенцам помощь, считают, что жизнь внутренне перемещенных лиц только усложняется. Почему это так, что мешает или чего не хватает нашим государственным чиновникам, чтобы хотя бы минимизировать проблемы, с которыми каждый «счастливый» обладатель справки ВПЛ сталкивается каждый день? В этом разбирался Информатор.
Украина занимает 4-е место в мире по количеству внутренне перемещенных лиц после Сирии, Ирака и Йемена. Такую информацию озвучил 6 июля глава комитета ВР по правам человека и национальных меньшинств Григорий Немыря в ходе расширенного заседания, на котором члены комитета заслушивали представителей правительства. Ожидалось, что в ходе этого заседания представители Министерств расскажут о том, каким образом на практике реализовываются рекомендации общественников и правозащитников, озвученные в ходе недавних парламентских слушаний.
Зачем вообще помогать ВПЛ?
Как ни прискорбно это сознавать, многие украинцы до сих пор не понимают, почему государство должно помогать переселенцам и оказывать им всяческую поддержку. Государство, мол, находится на грани выживания – в состоянии войны, тяжелого экономического кризиса, с частично оккупированной территорией. В таких условиях жить стало труднее практически всем украинцам. А тут еще и «понаехали» люди, которые несут коллективную ответственность за произошедшее! С какой стати?
Есть целый ряд рациональных причин, по которым эти проблемы должны решаться властью. Часть из них лежит в морально-этической плоскости, а часть – сугубо утилитарна.
Об одной таких причин в ходе расширенного заседания парламентского комитета по правам человека напомнил его глава – Григорий Немыря. Политик подчеркнул, что всесторонняя поддержка внутренне перемещенных лиц – переселенцев – является одним из условий предоставления Украине макроэкономической помощи от Евросоюза. Поэтому, проблема обеспечения прав ВПЛ становится вопросом выживания нашего государства.
Следующая причина – опасность социальных взрывов внутри государства. Большинство внутренне перемещенных лиц – более 1,2 млн. – зарегистрированы в пяти восточных областях Украины – Донецкой, Луганской, Харьковской, Запорожской и Днепропетровской. Такое количество людей неизбежно приводит дополнительной нагрузке на инфраструктуру – в регионах не стало больше ни работы, ни жилья, ни медицинского персонала, а вот количество людей заметно увеличилось. Очевидно, что, если не работать с этими людьми, не выявлять их потребности, не оказывать правовую поддержку, не предоставлять гуманитарную помощь, неизбежным станет рост социального напряжения в регионах, конфликты переселенцев с местным населением, обострение криминогенной ситуации и так далее.
Важно также понимать, что уровень обеспечения прав и свобод переселенцев – вопрос имиджа нашего государства. Иностранные партнеры Украины живо интересуются этим вопросом – на заседании, куда не изъявили желания прийти украинские министры, присутствовали представители Евросоюза, Совета Европы и целого ряда международных организаций. В таких условиях государственная политика в отношении внутренне перемещенных лиц должна иллюстрировать отношение Украины к своим гражданам и могла бы стать отличным средством контрпропаганды. Могла бы, но пока не стала.
Саботаж, недопонимание или государственная стратегия?
Сегодня гражданин Украины, которому «повезло» на момент начала конфликта на Востоке Украины проживать в Луганске или Донецке, может получить свою законную пенсию и другие выплаты, только став переселенцем и оформив соответствующую справку.
Дискуссия между общественниками и представителями власти о том, справедливо ли такое положение вещей продолжается уже давно. Если первые обоснованно считают, что право граждан на положенные им по закону социальные и пенсионные выплаты является безусловным, вне зависимости от того, в каком регионе они проживают, вторые убеждены, что жители неподконтрольной части Донецкой и Луганской областей имеют право на гарантированные государством выплаты в том случае, если стали переселенцами, и только до того момента, пока таковыми являются.
В 2014 году пенсионер из Луганской или Донецкой области мог получить пенсию в любом банковском отделении на территории Украины, предоставив паспорт и удостоверение. Позже для получения пенсии или любой другой выплаты стало необходимо иметь справку о статусе внутренне перемещенного лица. Впоследствии на эту справку потребовали ставить еще и штамп Миграционной службы.
Позиция общественников и правозащитников с самого начала была однозначной – сам факт привязки социальных и пенсионных выплат статусу ВПЛ является дискриминацией – гражданину Украины, находящемуся на ее территории, фактически могут отказать в выплате положенной по закону пенсии только потому, что он, видите-ли, не имеет справки переселенца.
Логика чиновников Минсоцполитики проста: согласно «Закону Украины об общеобязательном пенсионном страховании», пенсия выплачивается человеку по месту жительства, а поскольку в неподконтрольных районах Донбасса нет ни отделений Пенсионного фонда, ни УТСЗН, ни банковской системы, то и выплаты эти осуществлять невозможно.
Пока общественники возмущаются, что за 2 года государство даже не попыталось решить проблему с обеспечением прав людей, чиновники озабочены тем, чтобы граждане Украины, «фейковые» переселенцы, ставшие таковыми по необходимости, для того чтобы иметь возможность получать выплаты, их не получали.
Выступавшая на заседании комитета Уполномоченный по правам человека Валерия Лутковская напомнила, что проблемы с получением ВПЛ пенсий и соцвыплат начались еще зимой, когда Минсоцполитики и СБУ составили одиозные «списки». Омбудсмен рассказала, что те, кто был лишен статуса переселенца и всех выплат на основе этих списков в начале зимы, до сих пор не получают свои деньги. К тому же, за эти списки и сам факт их существования никто перед людьми не извинился. Валерия Лутковская прямо назвала действия Минсоцполитики в отношении переселенцев – геноцидом.
Отсутствие средств к существованию часто вынуждает людей возвращаться на неподконтрольные территории, где им хотя бы не нужно платить за аренду жилья и можно прокормиться «со своего огорода».
О данной проблеме в ходе заседания говорили и представители неправительственных организаций. Многие пенсионеры- переселенцы, инвалиды, матери-одиночки с маленькими детьми из-за «списков СБУ» лишились всех выплат и не получают их вот уже пять месяцев – кто-то вовремя не продлил справку, кто-то сменил место жительства, переехав в другой район или город. Так – вольно или невольно – чиновники фактически «выдавливают» переселенцев из Украины, создавая им невыносимые условия жизни и вынуждая возвращаться в зону конфликта, на неподконтрольные территории.
Что не так с постановлением № 365?
Однако, списки СБУ и проблема с проставлением штампа миграционной службы на справке ВПЛ – дела прошлые. Новой вехой в кампании «травли» переселенцев и «выдавливания» их с подконтрольной территории Украины на оккупированную, стало постановление № 365 http://informator.media/archives/160882 , вступившее в силу 14 июня.
Отныне, согласно «Порядку осуществления пенсионных выплат внутренне перемещенным лицам», факт проживания переселенца по месту регистрации, а также социально-бытовые условия будут проверяться специальными комиссиями.
«То, что сегодня происходит в отношении переселенцев, является в корне неправильным и будет иметь ужасные последствия», — заявила Валерия Лутковская.
Такого же мнения придерживается и координатор правового направления БО «Восток-SOS» Александра Дворецкая. По ее мнению, данный порядок содержит еще и механизмы «наказания» переселенцев – в случае, если человека лишают статуса, его восстановление может произойти только в течение полугода. Причем выплаты за это время ему не возместят.
По мнению ряда присутствующих на заседании, кроме очевидной дискриминации, заложенной в механизме проверок, для их организации недостаточно ресурсов – проверять ведь нужно будет сотни тысяч переселенцев, составлять акты, оформлять ряд документов и так далее.
На вопрос о том, какие ресурсы будут для этого привлечены, заместитель министра труда и социальной политики Виталий Мущинин ответить не смог.
Не дали вразумительного ответа на эти вопросы и присутствующие на заседании представители Донецкой и Луганской военно-гражданских администраций.
Какие проблемы нужно было начать решать еще вчера?
К сожалению, проблема социальных выплат для внутренне перемещенных лиц является далеко не единственной.
Огромное количество трудностей вызывает тот факт, что за два года существования проблемы переселенцев в Украине не было создано Единого реестра внутренне перемещенных лиц.
В ходе заседания комитета оба заместителя министров отметили, что такой единой базы пока нет. Также присутствующие в очередной раз услышали, что она вот-вот должна появиться.
Вторая крупная проблема, которую в ходе заседания озвучил заместитель министра по вопросам ВПЛ и временно оккупированных территорий Георгий Тука – вопрос предоставления жилья. Чиновник сказал прямо, что в данном вопросе ничего не сделано и все очень плохо, так как на решение этой проблемы попросту нет денег.
Неоднократно озвучивался и вопрос принудительного перевода всех пенсионеров-переселенцев на обслуживание в «Ощадбанке», где им будут выдаваться специальные банковские карты, являющиеся одновременно и пенсионными удостоверениями. По мнению общественников, это делается исключительно для того, чтобы усилить механизмы контроля за переселенцами.
Хотя вполне очевидно и закономерно, что государство стремится контролировать расход бюджетных средств, в том числе, и на выплаты переселенцам, но то, каким образом это делается, вызывает все большое недоумение.
«Очень жаль, что на сегодняшней встрече присутствуют только заместители министров. Это является отражением того, как правительство реагирует на проблемы внутренне перемещенных лиц», — сказала эксперт Всеукраинского благотворительного фонда «Право на защиту» Елена Виноградова, подчеркнув, что «все проблемы в этой сфере является следствием отсутствия государственной стратегии по ВПЛ».
«У меня такое впечатление, что Министерство социальной политики издевается над нами, когда отчитывается», — заявила координатор правового направления Благотворительной организации «Восток-СОС» Александра Дворецкая. Похожее мнение высказывали и другие участники заседания.
Глава комитета Григорий Немыря также выразил возмущение тем фактом, что на расширенное заседание, где рассматривается чрезвычайно важный вопрос защиты прав почти двух миллионов человек, не пришел ни один из профильных министров.
В конце заседания комитета Григорий Немыря подытожил, что работу правительства по выполнению указанных рекомендаций нельзя признать удовлетворительной и призвал провести специальное заседание СНБО, посвященное защите прав и свобод ВПО и граждан, оставшихся на временно неконтролируемой территории Украины.
Кирилл Крот для Informator.media