8 июля пресс-центр АТО распространил заявление о том, что просит СБУ приостановить аккредитацию журналистов «Громадського ТБ» Анастасии Станко, Константина Реуцкого и специального корреспондента «Новой газеты» Юлии Полухиной.
Поводом для обращения стала публикация Юлией Полухиной на сайте российской «Новой газеты» видеоматериалов, на которых зафиксированы позиции украинских военных.
В заявлении пресс-центра говорится, что 6 июля Реуцкий, Станко и Полухина проводили съемки в районе н.п. Авдеевка, который обороняют украинские аэромобильные войска. Журналисты зафиксировали обстрел боевиками позиций военных, а также гибель двух украинских бойцов в результате попадания мины в блиндаж.
Представители пресс-центра заявили, что Юлия Полухина была представлена военным сотрудницей «Громадського ТБ». 8 июля сюжет, в котором были зафиксированы украинские позиции, вышел в выпуске новостей «Громадского». В тот же день ролик с заснятыми украинскими позициями был опубликован на сайте «Новой газеты».
Опубликованные материалы якобы не были согласованы с военными.
В конце заявления сказано, что, поддерживая инициативу украинских десантников, защищающих Авдеевскую промзону, пресс-центр штаба АТО ходатайствует перед СБУ о приостановлении аккредитации журналистов Общественного ТВ Анастасии Станко, Константина Реуцкого и специального корреспондента «Новой газеты» Юлии Полухиной.
Также в заявлении говорится о том, что сюжет, снятый «Громадским», был удален с сайта по просьбе военных. А вот «Новая газета» удалить свою публикацию отказалась.
Реакция «Громадского»
8 июня на сайте «Громадского ТБ» появилось заявление о том, что редакция шокирована необоснованными обвинениями пресс-центра АТО:
1) Громадське не распространяли фото с боевых позиций украинских военных — ни через собственные платформы, ни через личные страницы журналистов в соцсетях.
2) Громадське не размещало репортаж о боях у Авдеевки на своем сайте до согласования материала с военными.
3) Громадське в течение суток сознательно не сообщало о гибели военных, свидетелями которой стали журналисты. Мы ждали пока об этом будут проинформированы их родные, а имена погибших будут опубликованы официально.
4) В то же время, накануне, 7 июля «Новая газета» опубликовала собственный материал и видеосюжет на собственном сайте. Громадське не имеет никакого отношения к публикации «Новой газеты» и ознакомились с ней так же, как и другие пользователи
5) Журналистка «Новой газеты» Юлия Полухина находилась вместе с журналистами Громадского на позициях украинских военных, получив разрешение на съемку в штабе АТО, а также согласовав свой визит с командованием ВДВ. Заявление пресс-центра АТО о том, что журналисты Громадского представили ее как собственную сотрудницу не соответствует действительности.
«Журналисты Громадского третий год подряд освещают российскую агрессию на востоке Украины и всегда ответственно относятся к выполнению своих профессиональных обязанностей. Мы осознаем, что содержание опубликованных материалов не должно представлять опасность для жизни украинских военных», — говорится в конце заявления.
Редакция «Громадского» считает заявление пресс-центра АТО недоразумением, призывает вместе разобраться в ситуации и отказаться от необоснованных обвинений.
Реакция «Новой газеты»
В тот же день, 8 июля, на сайте «Новой газеты» было опубликовано заявление, по поводу отзыва аккредитации Юлии Полухиной.
По мнению редакции российского издания, Юлия Полухина обнародовала факт грубого нарушения минских договоренностей со стороны самопровозглашенной «ДНР», а также проинформировала мировое сообщество о том, что на востоке Украины продолжают гибнуть люди.
«Война может вернуться в любой момент — об этом был текст, фото- и видеорепортаж нашего военного корреспондента, которая работала в зоне конфликта, имея на руках все необходимые аккредитации, представляясь своим именем, называя газету, по командировке которой она работает в зоне АТО», — говорится в заявлении.
Также отмечается, что в качестве журналиста «Новой газеты» Юлия Полухина интервьюривала командующего ВДВ Украины, который и разрешил ей работу в пригороде Авдеевки. С Полухиной, как того требуют правила, установленные штабом АТО, находился пресс-офицер ВСУ.
«Журналист «Новой газеты» не снимал ни огневые точки, ни позиции украинской армии, а вел съемку внутри временного убежища бойцов ВСУ, делал это открыто и с разрешения офицеров. Все обвинения, высказанные пресс-службой АТО, являются ложью. Своим решением они поставили под вопрос работу корреспондентов «Новой газеты» в Украине, что абсолютно не способствует объективному освещению трагических событий, происходящих на востоке страны», — подытоживают авторы заявления.
Чем все закончится?
Следует отметить, что Станко и Реуцкий освещают конфликт на востоке Украины уже два года и много раз бывали на передовых позициях военных. Однако до этого времени их деятельность не вызывала у военных вопросов и нареканий. «Громадське» не публиковало материал с промзоны до согласования со штабом.
«Не знаю, кому пришло в голову переложить свои недочеты на журналистов, но этот кто-то совершил откровенную подлость. Этот кто-то, очевидно, знает, что за два года работы от военных ни разу не было нареканий на наши сюжеты. Что мы всегда четко придерживаемся инструкций командиров, даже если считаем их странными. Что так было и в предыдущем сюжете с промзоны, в котором учтены все табу. Что так будет и в сюжете, только готовящемуся к эфиру», — написал в социальной сети Константин Реуцкий.
«Да, в съемке Полухиной есть то, что мы никогда не публикуем. Замечу, не публикуем не потому, что это идет вразрез со стандартами, а исключительно заботясь о наших военных. Но получила ли Полухина инструкции по работе на этом объекте? Кто должен был её подробно проинструктировать?», — подытожил журналист.