Дважды в современной истории тема протезирования обретала масштаб и суперактуальность: во время событий в Афганистане и сейчас, когда идет война на Донбассе. Казалось бы, святое дело — обеспечить инвалидам, утратившим конечности, совершенно иное качество жизни, однако, оказывается, обратной стороной заботы обо всех, кто отдал здоровье за освобождение части страны от оккупантов, являются дерибаны и распилы немалых бюджетных средств. А тех, кто не хочет быть в доле, нещадно прессуют. Свидетельсво тому – длительная эпопея с ООО «Украинский центр реабилитации ветеранов Афганистана» и ООО «Эдвардс».
Informator.media провел собственное журналистское расследование, в ходе которого выяснилась масса весьма интересных подробностей.
Приказы Минсоцполитики легализуют дерибан
Судя по выступлениям в СМИ председателя наблюдательного совета ООО «Украинский центр реабилитации ветеранов Афганистана» Александра Морозова и руководителя ООО «Эдвардс» Валерия Поплавца, сейчас идет горячая фаза противостояния.
Предыстория такова. Уже четыре года оба ООО борются с чиновниками Минсоцполитики, Фонда соцзащиты инвалидов, промышленного объединения «Укрпротез» и «УкрНИИ протезирования» (Харьков) — структурами, тесно завязанными в коррупционные схемы, которые ведут свою историю с 2006 года.
Сначала о юридической стороне вопроса. Постановлением Кабмина от 10.09.2014г. №442 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» определены органы, которые не осуществляют государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности. В их числе и Министерство социальной политики. Однако там, напротив, создали предпосылки для злоупотреблений в протезной отрасли и для возникновения коррупционных схем, наплодив кучу документов, которые не лезут ни в какие ворота.
Министерству предписывалось привести в соответствие с данным постановлением правительства собственные нормативно-правовые акты, а также внести предложения по изменениям в законы Украины и постановления Кабмина, то есть исключить из них вопросы, способствующие любому влиянию и надзору (контролю) в сфере хозяйственной деятельности по изготовлению протезных изделий. Но какой там!
Приведем несколько самых важных документов, которые дают дельцам легальную возможность развернуться во всю прыть.
Приказ от 23.04.2008г. №220 «Некоторые вопросы приобретения технических и других средств реабилитации», в нынешней редакции это приказ №215 от 18.04.2012г., позволяет коррупционерам не допускать «неудобные» предприятия к выполнению государственных заказов.
При этом игнорируются международные стандарты. Этот вывод подтверждает письмо Счетной палаты Украины от 05.10.2015 года №07-1950.
И хотя в согласовании приказа неоднократно отказывали Государственная регуляторная служба, Антимонопольный комитет и Минэкономразвития (есть письма), поскольку это может привести к возникновению коррупционных рисков, министерство стоит на своем.
В результате договоры с производителями заключаются с задержкой в три-четыре, иногда и пять месяцев, а инвалиды вынуждены ждать.
Регуляторная служба уже приняла решение об отмене приказа. Теперь Минсоцполитики обязано сделать это либо создать новый. В кулуарах министерства уверены, что содержание нового принципиально не изменится, поскольку «заработок» «группы товарищей», по самым скромным подсчетам, составляет 60-100 млн. грн. в год. Зачем что-то менять?
Еще есть приказ от 01.10.2012г. №610 «Об Экспертной комиссии Минсоцполитики по обеспечению инвалидов техническими и другими средствами реабилитации, цена которых превышает предельную». Данная комиссия не предусмотрена ни одним законом Украины! Разрешение на оплату предоставляется, если изделие, цена которого превышает установленную министерством предельную сумму, изготовлено в комплектации и из комплектующих, которые включены в Номенклатуру технических и других средств реабилитации для лиц с физическими недостатками и сертифицированы ГП «Центр сертификации технических средств реабилитации и услуг». То есть комиссия с барского плеча позволяет искусственно завышать стоимость ортопедических изделий определенным предприятиям и лишает инвалидов получения протеза на «неудобных».
Незаконность такого подхода установлена решением Хозяйственного суда Киева от 26.02.2014г. по делу 910/879/14.
Приказом Минсоцполитики от 06.12.2012г. №756 «Об утверждении номенклатуры технических и других средств реабилитации для лиц с физическими недостатками, которые производятся и реализуются в Украине» установлено, что номенклатура должна быть внедрена с 1 января 2013-го на ортопедических предприятиях и субъектах предпринимательской деятельности независимо от форм собственности. Но вот незадача: ознакомиться с нею невозможно, поскольку она принята как внутренний документ министерства и не зарегистрирована Минюстом.
Приказ Минсоцполитики от 17.02.2015г. №184 «Об утверждении перечня средств реабилитации повышенной функциональности, которыми обеспечиваются инвалиды, дети-инвалиды и другие отдельные категории населения» тоже принят как внутренний документ министерства и тоже не зарегистрирован Минюстом. К сведению, в Законе «О реабилитации инвалидов в Украине» нет определения понятия «ортопедические изделия повышенной функциональности». Но в п.35 постановления №321 Минсоцполитики упоминается, что протезы и ортезы повышенной функциональности, перечень которых определяется им же, выдаются из расчета одно изделие на четыре с половиной года. Если вникнуть во все тонкости, выясняется, что перечень весьма «хитрый» и что поле для маневров создано немалое.
Дальше – больше. В приказе от 20.01.2015г. №37 «Об утверждении Порядка определения функциональных возможностей инвалида, ребенка-инвалида, другого лица» установлена процедура определения функциональных возможностей человека с нарушениями функций нижних конечностей. IV степень определяют профессиональным спортсменам (при наличии справки паралимпийского комитета, которого в Украине нет!); тем, у кого условия труда связаны с повышенной физической нагрузкой; участникам АТО и т.д. А как быть другим категориям?
Инвалиды собирают ненужные справки, потом получают навязанный им протез. Их лишают выбора. То, что это дискриминация, отмечала в своем письме Уполномоченный по правам человека.
К тому же проигнорирована классификационная система MOBIS, в основу которой заложены четыре уровня активности и четыре весовые категории, предназначенные для учета индивидуальных особенностей пациента. А у нас в стране четыре степени функциональных возможностей инвалида определяют в зависимости от его социального статуса и наличия справок.
Разработчиком изменений в постановление Кабмина от 5.04.2012г. №321 «Об утверждении Порядка обеспечения техническими и другими средствами реабилитации инвалидов, детей-инвалидов и других отдельных категорий населения, перечня таких средств» является Минсоцполитики. Согласно Техническому регламенту медицинских изделий, утвержденному постановлением Кабмина от 02.10.2013г. №753, технические средства реабилитации отнесены к медицинским изделиям, правильность применения комплектующих к которым при изготовлении должна проверять исключительно Гослекслужба. Но Минсоцполитики предоставляет на согласование и утверждение перечень техсредств, которые якобы не относятся к медицинским изделиям. Техническим регламентом не предусмотрен контроль со стороны министерства конструкционных характеристик изготовленного и выданного инвалиду изделия. Однако оно неустанно все контролирует.
Приказ Минсоцполитики от 29.01.2016г. №59 искусственно ограничивает доходную часть государственных предприятий, что ведет к их банкротству.
И, как говорится, вишенка на торт. Постановлением Кабмина от 1.10.2014г. №518 «Некоторые вопросы протезирования и ортезирования изделиями повышенной функциональности по новейшим технологиям и технологиям изготовления, которые отсутствуют в Украине, отдельных категорий граждан, которые принимали участие в АТО и/или в обеспечении ее проведения и потеряли функциональные возможности конечности или конечностей» создана комиссия, которую СМИ метко назвали «закрытый клуб протезистов». В результате Госслужба по делам ветеранов АТО выбирает между двумя поставщиками-монополистами, которые входят в состав комиссии. «Украинский центр реабилитации ветеранов Афганистана» предлагал включить своего представителя в состав комиссии (в ООО изготавливают и миоэлектрические протезы), но им вежливо отказали под предлогом, что комиссия уже создана.
По сути, через эту комиссию идет открытое хищение бюджетных средств для протезирования фронтовиков.
В общем, краткий перечень вопиющих нарушений такой: незаконные сертификации протезно-ортопедической продукции; ограничения цен – под одни варианты комплектующих дают нормальную цену, поскольку те в схеме, под другие занижают; ограничения инвалидов в выборе тех же комплектующих и соответственно предприятий; ограничения использования комплектующих только конкретных организаций; незаконное применение номенклатуры технических и других средств реабилитации; противоправное увеличение в 2-4,5 раза сроков эксплуатации протезно-ортопедических изделий для активных пациентов.
Говоря доступным языком, группа чиновников, превышая предоставленные им полномочия и используя служебное положение для зарегулированности протезной отрасли с целью изготовления изделий только из конкретных комплектующих и только у подконтрольных производителей, подменяет законы Украины приказами Минсоцполитики. Если говорить о персоналиях, то это первый заместитель министра Василий Шевченко (которого 13 июля Кабмин уволил с занимаемой должности), директор Департмамента социальной защиты инвалидов Оксана Полякова, ее заместитель Светлана Петруша, директор «УкрНИИ протезирования» Антонина Салеева и руководство Фонда соцзащиты инвалидов.
Задача «УкрНИИ протезирования» — обеспечить якобы научное обоснование тех приказов, которые издает министерство. Научные работники пишут очень правдоподобные опусы о повышенной функциональности, о двигательной нагрузке изделий и дают «аргументированные» рекомендации. Министерство же, в свою очередь, ловко оперирует этими «трудами». В то время как Минюст четко говорит, что НИИ не является органом, который вправе создавать какие-то нормативные документы.
К слову, в марте Государственная регуляторная служба обратилась в Кабмин и Минюст по поводу упразднения приказов Минсоцполитики №№ 59, 184, 610, 756 как противозаконных. Однако новый руководитель министерства пока не спешит с этим.
Возвращаясь к схемам, скажу, что налицо состав преступления с массой доказательств. Но вот в чем парадокс. Куда только ни обращались оба руководителя – в Кабмин, Генпрократуру и т.д., однако получили обратный эффект. Силовики «отчего-то» сосредоточили внимание на них.
Борьба без правил с бунтараями
26 февраля 2014 года «Украинский центр реабилитации ветеранов Афганистана» выиграл суд у ПО «Укрпротез». Речь шла о незаконной спецификации комплектующих изделий. Хозяйственный суд Киева вынес решение по делу №920/879/14 в пользу ООО, причем в нем четко сказано, что приказы министерства незаконные.
Решение хозяйственного суда Киева
Вместо того чтобы материалы по «Укрпротезу» передать силовым структурам, его просто ликвидировали, а все схемы благополучно перешли Фонду соцзащиты инвалидов.
В 2015 году была инициирована ревизия Департамента соцполитики Киевской городской администрации Госфининспекцией города Киева. Там фигурировало какое-то незавершенное строительство, чья-то учеба в университете «Украина» и, цитирую, «получена информация о ряде нарушений должностными лицами Департамента социальной политики КГГА и должностными лицами ООО «Эдвардс» и ООО «Украинский центр реабилитации ветеранов Афганистана» по программе «Турбота». Сделали встречную проверку с выемкой документов за период с января 2012-го по январь 2015-го.
Финансовых нарушений не выявлено. Есть письмо Госфининспекции Киева от 25.06.15г. №26-06-13-15/6290.
Там об обоих ООО черным по белому написано: «Вставновлено ряд порушень, якi не мiстять сумового виразу».
В общем, заказчики рассчитывали, что ООО, как и они, работают не в рамках закона и что обладающая серьезными полномочиями фининспекция вскроет большой пласт. На выходе пшик.
12 мая 2015 года к ООО проявил интерес Святошинский райотдел полиции. Опять выемка документов за 2011-2015 годы. Пикантная подробность. Почему-то процесс выемки осуществлял старший лейтенант СБУ, у которого не было ни письма, ни полномочий следователя.
13 мая 2016 года последовал обыск по обращению Киевской прокуратуры. Вменили в вину, что по одному адресу расположены три организации: ООО «Эдвардс», центр «афганцев» и НПП «Мимоза».
Еще там констатировано, что центр и «Эдвардс» реализовали ортопедическую продукцию Департаменту соцполитики Киевсовета на 12,7 млн. грн., а Фонду соззащиты инвалидов – свыше 7 млн. грн.
Потом все как-то заглохло.
15 июня 2016 года Высший хозяйственный суд Украины по делу №910/31496/15 рассмотрел кассационную жалобу Фонда соцзащиты инвалидов и оставил в силе решение хозяйственного суда города Киева, который полностью удовлетворил иск «Эдвардса» к Фонду решением от 19.01.2016 года.
Решение Высшего хозяйственного суда
В ходе заседания выяснилось, что, опять цитирую, «Фонд не владеет информацией о новых комплектующих изделиях, которые заходят на рынок страны, в частности от ООО «Эдвардс», не знает их технических характеристик, что в свою очередь лишает возможности определить качество и безопасность таких изделий». Комментарии излишни.
Претензии Фонда признаны необоснованными и бездоказательными. Пакет документов и аргументы ООО полностью устроили суд.
Но расслабляться, как оказалось, рано. Потому что «Украинским центром реабилитации ветеранов Афганистана» заинтересовалась СБУ. Главное управление контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности направило письмо в Киевскую горадминистрацию с преамбулой «щодо можливої протиправної діяльності».
Если кратко, КГГА просят на время расследования уголовного дела, внесенного в ЕРДР №42016101010000052 25.02.2016г. Киевской городской прокуратурой, рассмотреть вопрос о приостановлении финансово-хозяйственных операций ООО НПП «Мимоза», ООО «Украинский центр реабилитации ветеранов Афганистана» и ООО «Центр протезирования «Эдвардс».
К сведению, приостановление финансовых операций происходит только в двух случаях: при установлении факта нарушения бюджетного законодательства, предусмотренного п.2 части 1 статьи 117 Бюжетного кодекса (постановление Кабмина от 19.01.2011г. №21), и в соответствии со статьей 21 Криминального колекса, когда приговор или решение суда вступили в силу.
Ни той, ни другой причины пока нет.
Что до «предъяв», то в вину опять ставят расположение по одному адресу всех трех ООО (!), плюс «Мимоза» участвует в поставках на территорию Украины ряда комплектующих «неустановленного качества» из-за рубежа, которые потом «вероятно» (!) реализует «Эдвардсу» и «Украинскому центру реабилитации ветеранов Афганистана».
Красной нитью мысль – «схема може (!) свідчити про ймовірне (!) порушення законодавства з питань своєчасності, достовірності, повноти нарахування та сплати податків».
Похоже, предстоит сериал.
Неравнодушие к своим предприятиям и Морозов, и Поплавец объяснили тележурналистам: они не участвуют в откатах и работают в правовом поле. А заказчики травли уж не знают, что придумать. Набор «некачественная продукция и перепродажа», подкрепленный непонятными цифрами, уже звучал. Что дальше?
«Копнув» глубже и побеседовав с людьми, которые не один год в теме, выяснил, что до определенного времени работала система: с тобой заключают договор на определенную сумму, 10% отдай и живи спокойно. Потом жадность авторов схем начала зашкаливать, и они подняли планку. Кто-то согласился, кто-то нет. Тогда они собрали поставщиков комплектующих и безапелляционоо заявили: «С вас по двадцатке». Как пошутил один из участников встречи, получается «двойное налогообложение».
Чтобы приструнить «отказников», последовали меры. Первым делом издали приказ об ограничении стоимости протезов. Потом, чтобы отсечь «лишних», искусственно занизили стоимость конечного продукта. Затем стали «играть» под определенных поставщиков: кто в схеме, цена растет.
Любой сложный протез для бойцов АТО можно изготовить в разы дешевле, чем за рубежом
«Украинскому центру реабилитации ветеранов Афганистана» 25 лет. Он был создан для протезирования инвалидов-афганцев. Со временем стали обслуживать любые категории.
По словам Морозова, мастера ООО используют исключительно современные технологии и комплектующие. Особое внимание уделяют подготовке специалистов за рубежом. «Наш принцип — индивидуальный подход: с пациентом работает один мастер от начала и до конца, учитывая все нюансы», — сказал он на одной из пресс-конференций.
Парадокс ситуации в том, что любое сложное изделие можно изготовить в Украине. То есть атошники, которые протезировались за рубежом, могли бы получить все здесь, и намного дешевле.
Свежий пример. Замена бойцу культеприемника на немецкой фирме Otto Bock обошлась бюджету в 408 тыс. грн. Мастера ООО, которые прошли обучение на этой фирме, делают это максимум за 25 тыс. грн.
Еще пример. В декабре прошлого года трех атошников отправили в Германию. Протезы плеча им сделали в Otto Bock по 65 тыс. евро каждый, в ООО это было бы порядка 30-35 тыс., причем надлежащего высокого качества и функциональности. Можно было бы сэкономить 100 тыч. евро. Не слишком ли – разбрасываться такими суммами?
В год ООО изготавливают до 500 изделий. Прежде чем ставить какой-то узел, технологию, изделие, обучают специалистов. Ассортимент используемых комплектующих велик. При этом сертифицирован не только центр, но и продукция комплектующих фирм-поставщиков — в ООО полстены увешано сертификатами.
Поставщиками являются немецкие фирмы Otto Bock, Heuhof, Wagner.
То есть человек может получить все импортное — один в один, не выезжая из страны, плюс гарантию.
О качестве изделий говорит тот факт, что сегодня из 85 украинских организаций по обеспечению инвалидов протезами, колясками и т.д., только две имеют международный сертификат ISO 13485 – это «Украинский центр реабилитации ветеранов Афганистана» и «Эдвардс». Остальные аналогичную продукцию сделать не в состоянии. 60-70% изделий этих двух ООО не повторит никто: нет профессионалов такого уровня. Но если вы думаете, что обе фирмы завалены заказами, это совсем не так.
К сведению, в мае впервые протезное предприятие Украины участвовало в международной выставке в Лейпциге (Германия). Им стал центр «афганцев». Вопрос: чего ж Минсоцполитики не отправило своих протеже, если они такие классные?
Что касается финансирования двух ООО, то это Фонд соцзащиты инвалидов, который вместе с Минсоцполитики инициировал травлю, и городская программа «Турбота» (оплачивают только сложное протезирование, когда отсутствует две и более конечности, или есть сопутствующие заболевания, ухудшающие общее состояние, и при протезировании нужно больше времени). Это средства Киевсовета для инвалидов-киевлян. Надо отдать должное Кличко, его команда навела в этой сфере европейский порядок.
Больше финансовых вливаний нет.
Р.S. Цель тех, кто затеял эпопею, — загнать оба ООО угол, перекрыть финансирование, заблокировать работу и стереть их с карты Киева.
Судя по всему, платить за протезы втридорога для государства вообще не вопрос. Главная задача наглых и циничных участников схем, получающих сверхдоходы, – усмирить бунтарей. А проблемы ребят-фронтовиков, проливавших кровь на фронте, вообще никого не волнуют.
Алексей Василенко для Informator.media
Редакция сайта предлагает всем, кто имеет свою точку зрения по этой теме, высказать ее.