Для многих жителей Луганска лето 2014 года стало переломным в их жизни. Для одних – это потеря привычного места проживания и переезд в другие города, для других – это пережитые месяцы обстрелов, жизнь без электричества и воды. А для некоторых лето 2014-го – это время активной жизни, сбора информации и анализа происходящего. И ожидание освобождения Луганска, которое они ждут уже второй год.
В этом материале собраны наблюдения луганчан, которые своими глазами видели, откуда и кем ведутся обстрелы. Эти люди, также, как и те, кто во всем обвиняет «украинских фашистов», пережили обстрелы тем страшным летом. Но они продолжали оставаться патриотами своей страны и старались понять и разобраться в происходящем.
Здесь не будет имен, здесь не будет прямой речи. Будут мысли и воспоминания, очень похожие на хроники обстрелов Луганска, которые летом 2014-го публиковал Informator.media. Будет много наблюдений, которые складываются в страшную картину, очень отличную от той, которую пытаются показать российские и «республиканские» СМИ.
Луганские патриоты составили карту обстрелов пророссийскими боевиками Луганска и размещения их огневых точек.
Блокпост у моста через реку Лугань в районе средней школы №39
Одна из огневых точек, с которой осуществлялись обстрелы жилых кварталов Луганска, располагалась на блокпосту у моста через реку Лугань в районе средней школы №39. С началом оккупации города это место называлось «блокпост №7».
Именно на этом блокпосту и вокруг него была сконцентрирована «убойная и разрушительная» сила пророссийских боевиков. Блокпост был напичкан всевозможным вооружением различного калибра. Сюда же заезжали и «блуждающие» артиллерийские установки.
В конце июля 2014-го, проанализировав свидетельства местных жителей, а также звуки выстрелов и дальность полета мин и снарядов, Informator.Media определил часть орудий из которых велись обстрелы Луганска с «блокпоста №7».
Часто жители близлежащих домов, расположенных возле этого блокпоста, наблюдали, как после серии залпов в сторону города, с «блокпоста №7» в направлении разрывов мчались автомобили «ополченцев» в сопровождении телевизионщиков.
В июле 2014 года на территории «отжатых» пророссийскими боевиками Управления Луганскэкскавация и Монолитспецстрой, которые располагались в 100 метрах от «блокпоста №7», была оборудована еще одна огневая позиция для тяжелой артиллерии и минометов крупных калибров. Разместив на закрытой территории свои огневые позиции, пророссийские боевики со временем изменили тактику обстрелов и огонь вели только с новых позиций. Блокпост у моста через реку Лугань в районе средней школы №39 стал выполнять только функции пропускного пункта.
Скрывая от местных жителей факты обстрелов Луганска, «ополченцы» оборудовали еще одну огневую позицию в двухстах метрах от «блокпоста №7», в направлении Большой Вергунки, с правой стороны от дороги за полосой «зеленки». Она представляла собой платформу, на которой была установлена артустановка. В то время орудие не было видно с дороги – ее закрывала густая листва тогда еще целых деревьев. Кроме того, в «нерабочее» время платформа накрывалась маскировочной сеткой и всегда оставалась под наблюдением ополченцев.
7-я проходная холдинга «Лугансктепловоз»
Выбирая позиции для своих огневых точек, пророссийские боевики часто размещали их на территории промышленных предприятий и подальше от глаз местных жителей. Кроме этого позиция позволяла имитировать направление обстрела со стороны Вооруженных сил Украины.
Одна из таких огневых точек располагалась в районе 7-й проходной холдинга «Лугансктепловоз». Зачастую САУ, танк или другая тяжелая бронированная техника (возможно самоходный миномет «Нона»), передвигаясь по Вергунке, делали остановки и наносили удары по разным районам города.
По словам очевидцев, именно эти «блуждающие» орудия в один день с интервалом в 30 минут произвели 3 залпа: в район Луганского цирка, Луганского национального университета им. Шевченко и улицы Оборонной, район улицы Коцюбинского и вблизи Луганской государственной академии искусств. Возле ЛГАКИ была смертельно травмирована женщина.
«Позиция на горе» в Большой Вергунке
Примерно в трехстах метрах от Газокомпрессорной станции в Большой Вергунке пророссийские боевики разместили еще одну позицию. По словам местных жителей, боевики выгнали рабочих с их рабочих мест, чтобы они не мешали вести обстрелы и не были свидетелями того, в каком направлении они ведутся.
С этой позиции пророссийские боевики вели огонь в район Автовокзала, ВВАУШа, улицы Волгоградская, гаражного кооператива «Маяк» и в другие районы города.
Орудиями, расположенными на блокпосту у моста через реку Лугань (район сш №39) и на других огневых позициях пророссийских боевиков были обстреляны:
— восточная часть Каменного брода – улицы Краматорская, Лозовая и другие;
— западная часть Каменного брода – улица Ползунова и другие;
— дома по улице Серафимовича, в районе металлобазы «Стальная симфония» и по улице Суходольской;
— в результате попадания мин, разрушены гаражи в районе улицы 30 лет Победы;
— в упор была обстреляна средняя школа №39, рядом стоящая автозаправка и частные дома по улице Гайдара, Радиусной, Революционной, Королева, Тихоокеанской и других улицах Малой Вергунки;
— обстрелам подверглись завод имени Ленина, холдинг «Лугансктепловоз», завод фруктово-минеральных вод «Каре»;
— в результате многодневных обстрелов пророссийскими боевиками была разрушена Кировская электроподстанция – город на долгое время остался без электричества;
— боевики обстреляли подсобное хозяйство холдинга «Лугансктепловоз», расположенное вблизи газокомпрессорной станции.
«Блуждающие» танки и минометы и другие «диверсионные группы»
«Блуждающий» танк, перемещаясь из поселка Веселенькое, на ходу «весело» обстреливал коттеджные поселки, расположенные по левую сторону трассы Луганск-Станица и в районе гипермаркета «Эпицентра».
В результате обстрелов были разрушены гипермаркет «Эпицентр» и Трикотажная фабрика на восточной окраине Луганске. Правда, по словам местных жителей, за два дня до обстрела из указанных предприятий фурами было вывезено все, что имело ценность. Остались одни стеллажи.
Летом 2014 года в городе распространялись слухи о «дерзких» диверсионно-разведывательных группах, которые «нагло, среди белого дня на легковых автомобилях мотались по городу и, развернув боевое орудие, беспрепятственно обстреливали город, а затем растворялись в неизвестности».
Вспоминая события того лета, многие луганчане описывают работу таких «ДРГ», которые могли свободно передвигаться по городу и вели обстрел жилых районов.
Об этих же ДРГ пишет еще один свидетель событий лета 2014 года. Тогда не раз луганчанин делился увиденным в городе с журналистами Informator.Media. Это были и места дислокации «градов» боевиков, их подразделений, и точки в Луганске, из которых город обстреливался.
По его словам, в работе таких диверсионных групп подозревался Александр «Бэтмен» Беднов и его ГБР – группа быстрого реагирования.
«Были те группы или нет, тайна, покрытая мраком. Но то что миномёты стреляли с одной улицы по другой, и частенько по месту базирования «Зари», в то время, когда ВСУ находились вне предела досягаемости — факт неоспоримый. Ни одного диверсанта не задержали, а сам Бэтмен расплатился за это жизнью», — рассказал луганчанин.
Вспоминая вторую годовщину обстрела на перекрестке улиц Буденного и Королева, который произошел 18 июля 2014 года, луганчане рассказали и о мобильных минометных группах.
Так, в двадцатых числах июля 2014-го в квартале Степном местные жители видели «копейку», которая регулярно подъезжала к школе №60, из неё выходили два человека в камуфлированной одежде. По словам очевидца, они делали несколько выстрелов и уезжали в сторону погранчасти. Затем и оттуда было слышно пару выстрелов из миномета. Учитывая то, что летом 2014-го обстрел Луганска велся лишь из минометов калибра 82 мм, дальность которых не превышает 3-4 км, а стрелять в поле не имело смысла, нетрудно было понять, что стрельба велась по городу.
Также очевидец подтверждает, что в то время «глава ЛНР» Болотов, действительно, запретил передвижение любого автотранспорта, кроме машин «ополченцев».
Еще один факт «работы» мобильных минометных групп был зафиксирован луганчанином по улице Карла Маркса. По словам местного жителя, на улицу подъехал «камуфлированный» пикап, с надписью «Не прощу одесу» (орфография сохранена, — авт.), из автомобиля вынесли 82-мм миномет. Стрельба велась в направлении центра Луганска. При этом очевидец отметил, что в этот день на рынке около «Медианы-Абсолюта» погиб один человек и несколько были ранены, сгорело несколько торговых модулей.
Луганчане отмечают и «стабильность работы» таких групп. Возможно у каждой группы существовал свой «маршрут обстрелов», так как обстрелы из разных районов города велись с регулярной периодичностью.
Еще об одном маршруте рассказал местный житель: на городке Пархомеко, из тупика Херсонский, из одной и той же точки, периодически вела обстрелы одна из таких мобильных минометных групп. После обстрела автомобиль переезжал на улицу им. Газеты «Луганская правда» и начинал стрелять уже в другом направлении. Обстрелы велись на близкие расстояния, в пределах дальности миномета калибра 82 мм. Также по словам свидетеля, стрельба велась с пересечения улиц Артельная и Торговая.
Завод имени Пархоменко и Парк имени Горького
Вернемся к описанию точек обстрела, на которых располагались пророссийские боевики, и которые наблюдали многие местные жители, но не все говорили об этом вслух. Одни свято верили в «укроповские» ДРГ, другие не хотели принимать явный факт обстрела боевиками Луганска.
По словам источника, с территории завода имени Пархоменко пророссийские боевики расстреливали из РСЗО «Град» северо-западную часть Камброда.
Еще одна огневая позиция находилась в районе парка имени Горького и кирпичного завода.
«Цели» для обстрела из этой позиции находились в поселке Юбилейный, Александровка и на Южных кварталах.
Стоит отметить, что с самого начала вооруженного конфликта Informator.Media старался подробно фиксировать всё, что происходило в Луганске. В ежедневной хронике «Обстановка в Луганске» и «Луганск разрушенный» был зафиксирован фактически каждый выстрел и каждый взрыв, и последствия этих обстрелов.
По мнению жителя Луганска, предоставившего большую часть этого материала, такую информацию «нужно донести до ушей и глаз луганчан, используя телевидение, печать, радио и, наконец, листовки».
Сейчас, по его словам, даже стойкие сторонники «русского мира», проживающие в Луганске, все чаще сожалеют о произошедшем и хотели бы повернуть время вспять.
«Разговоры в транспорте, на рынке, на улице стали более откровенными. Давайте поможем луганчанам узнать настоящую правду, поверить в то, что еще не все потеряно», — отметил местный житель.
Семен Иванов для Informator.Media