На людей старшего поколения традиционно возлагают часть вины за начало конфликта на востоке нашей страны: именно они поддержали «референдум», именно они массово выходили на площади городов во время «русской весны», именно они громче всех кричали: «Россия!» и «Путин, введи войска»… Наконец, именно они продолжают настойчиво ждать прихода эфемерного «русского мира»… Informator.media за два года конфликта собрал множество историй, идущих в разрез с этим правилом. Вот лишь некоторые из них.
5 гривен
Рассказ Владимира. Луганск, июнь 2014 года.
Почти все мои проукраинские друзья к этому моменту уже покинули город. Оставаться дальше было просто небезопасно… Решил уезжать и я…
Очень хорошо помню тот день: пустые улицы, жара, редкие прохожие… Я сижу на остановке в центре города. Пытаюсь дозвониться другу – на «материк», договариваюсь, когда меня смогут встретить в Киеве… Рядом сидит старушка… Я даже внимания на неё сразу не обратил… Маленькая, худенькая, лет восьмидесяти, не меньше. «Вы в Киев собираетесь?» – спрашивает она меня, как только я положил трубку.
Честно говоря, сердце немного ёкнуло, уже было собрался выслушивать про «хунту» и «укрокарателей», но вместо этого…
«Вот, возьмите, — говорит бабушка и протягивает мне пять гривен. – Передайте, пожалуйста, нашим солдатам в Киеве. Пускай быстрее к нам приходят, освободят нас…»
«Да, хорошо», — только и смог я ей ответить.
…С того дня я не раз бывал на передовой – у наших бойцов – в качестве волонтера. И эти пять гривен до сих пор у меня в кошельке – как талисман, как напоминание о том, что в Луганске нас с победой ждет маленькая, худенькая старушка…
Гуманитарка
Рассказ Инны. Луганск, июль 2015 года.
Как это ни горько признать, но в какой-то момент российская «гуманитарка» для нашей семьи стала средством выживания. Ни работы, ни сбережений, ни возможности выехать, так как дома – старые родители.
Безусловно, мы прекрасно понимали: привезли помощь из «братской» России» – жди нового обострения ситуации… Моя подруга, которая живёт рядом с фабрикой «Глория Джинс», не раз рассказывала, как на территории фабрики из «белых камазов» «зелёные человечки» выгружали зелёные ящики явно не с гречкой и макаронами… Но я это другая история…
Так вот… «Гуманитарка»… Я стою в очереди, вместе с такими же как и я – «вынужденными оставленцами»… Уже подходит моя очередь… Впереди – дама бальзаковского возраста получила свою порцию крупы-тушёнки-растительного-масла. «Ой, спасибо вам, родные вы наши, — начинает она рассыпаться в благодарностях перед «старшими братьями-благотворителями», — чтобы мы без вас делали?»…
И в этот самый момент старушка-божий одуванчик, что стояла между мною и дамой всё это время практически не проронив и слова, вспыхивает:
«Чтобы мы делали?! Нормально бы жили! Если бы не их ПОМОЩЬ – ничего бы ЭТОГО не было!»
Очередь на секунду замерла в абсолютной тишине… Никто не ожидал, что найдётся кто-то, кто скажет то, о чём всё боятся даже думать.
…И к слову, продукты у них – россиян, как бы это помягче сказать, – не очень.
Остановка по требованию
Рассказ Ольги. Луганск, ноябрь 2015 года.
Всё так быстро произошло… Как в кино… Сейчас пытаюсь это «отмотать и воспроизвести» – снова и снова.
Еду в маршрутке, типичной луганской «газельке». Рядом со мною – ближе к проходу – сидит пожилая женщина – скромно, но со вкусом одетая, вся седая. Конечно, я её только потом рассмотрела, вначале даже внимания не обратила – мало ли старушек в маршрутках ездит…
На одной из остановок в «газель» заходит военный. Высокий, грузный, на боку – болтается кобура с пистолетом. Явно – не «ополченец», на лбу написано – кадровый российский офицер. Становится рядом со старушкой. Едем дальше. Я смотрю в окно…
Вдруг ощущаю, что что-то происходит: все вокруг внезапно замолчали, лишь шёпот и взгляды, направленные куда-то в мою сторону.
Поворачиваю голову и вижу: пожилая женщина, которая сидит со мною рядом, вытащила пистолет из кобуры (от него такая как бы пружинка чёрная тянулась) и направила на военного… А тот даже и не заметил ничего – продолжает тупо пялиться в окно…
Возможно он тоже услышал эти шёпоты, увидел эти испуганные взгляды…
«Женщина! – завопил он. – Что вы делаете! Вы с ума сошли!?! Отдайте пистолет!!!»
«А почему ты тут – в нашем городе – со своим оружием ездишь? Убирайся отсюда, езжай в свою страну», – выпалила старушка.
Вояка вырвал пистолет, попросил водителя остановить и тут же выскочил из маршрутки.
«Я их ненавижу, всех ненавижу, — сказала бабушка повернувшись ко мне. – Если бы я знала как – я бы выстрелила, мне уже терять нечего… Надоело уже их боятся…»
…Мне тоже надоело бояться… Но единственное, что я могу – это прокручивать в голове эту картину, раз за разом.
Иди домой…
Рассказ Андрея. Луганск, апрель 2016 года
Стою на остановке. На лавочке сидит бабушка. Тут подходит солдат, из тех, которых «у нас нет», и становится рядом с нею. Буквально тут же бабушка говорит ему: «Уйди отсюда!»
Я сначала подумал, что он ей мешает на дорогу смотреть – высматривать нужный автобус, но нет…
«Уходи отсюда! – ещё настойчивей повторила бабушка. – Ты тут никому не нужен!»
«Что вы такое мелете, женщина! – попытался огрызаться солдат. – Я вас тут защищаю, а вы…»
«Защищаешь?! От кого ты меня защищаешь?! Я вижу, что ты русский. Я сама – русская, но это моя родина! И я ей благодарна – этой земле! А ты – захватчик! Так что убирайся домой!»
И он убрался. По крайней мере – с остановки.
Я тоже ушёл. Потому что мне стало стыдно – она смогла это сделать, а я нет…
В.С., Луганск. Все истории записаны со слов свидетелей либо участников событий.